Что такое профессиональный нетворкинг, зачем он нужен и как его практиковать
Перевод базового гайда по нетворкингу от компании Zippia. В статье — о том, каким бывает нетворкинг, и советы, как создавать профессиональные связи.
Фото: NBC / Getty Images
Большую часть вакансий не публикуют в открытом доступе — по оценкам профессиональных СМИ, доля скрытых вакансий достигает 50–80%. Чтобы не упустить возможности, нужно устанавливать профессиональные контакты в своей сфере — то есть участвовать в нетворкинге.
Нетворкинг помогает строить и поддерживать отношения со специалистами из профессиональной сферы. Такие отношения нужны, чтобы получать знания, двигаться по карьерной лестнице и понимать, какие навыки стоит развивать.
Нетворкинг нужен не только менеджерам по продажам и руководителям компаний. Он полезен вне зависимости от ступени карьеры, как выпускникам университета, так и профессорам.
Мы перевели статью о нетворкинге из блога компании Zippia, которая занимается карьерным наставничеством.
- Что такое профессиональный нетворкинг
- Какой он бывает
- Кто должен быть в профессиональной сети
- Почему нетворкинг важен
- Советы по нетворкингу
- FAQ по профессиональному нетворкингу
Что такое профессиональный нетворкинг
Нетворкинг — это когда человек целенаправленно устанавливает отношения с другими профессионалами в своей отрасли.
В профессиональном нетворкинге важно, чтобы отношения были взаимовыгодными для обеих сторон. Их нужно строить, укреплять и поддерживать. Отношения должны быть доверительными — тогда обе стороны смогут достичь своей цели. Нужно стремиться в общении к чему-то большему, чем поверхностный обмен любезностями.
Создавать профессиональные связи стало проще, когда появились социальные сети. Полезна LinkedIn — соцсеть для поиска и установления деловых контактов. Но общение в интернете может быть обманчиво а управлять и развивать профессиональные отношения в онлайне гораздо сложнее. Чтобы установить значимые и прочные отношения, лучше общаться вживую.
Какой бывает нетворкинг
Есть три типа профессионального нетворкинга: оперативный, личный и стратегический.
Оперативный. Оперативная сеть состоит из людей, которые имеют отношение к вашей текущей работе: это руководитель, коллеги, сотрудники, клиенты, поставщики.
Личный. Личные контакты — это отношения, которые строятся вне работы. В личную сеть входят бывшие коллеги, преподаватели, друзья, люди с профессиональных конференций, митапов.
Стратегический. Стратегический нетворкинг объединяет оперативный и личный. Пример стратегических отношений — общение с близким другом и коллегой, который уволился из компании, но остался работать в той же сфере.
Кто должен быть в профессиональной сети
Учителя и преподаватели. Преподавателей колледжей и университетов часто включают в профессиональные сети. У них есть контакты в научной сфере, а также опыт в предметной области. Также преподавателям вузов проще устанавливать значимые отношения со взрослыми студентами.
Но не стоит исключать и учителей средней школы или преподавателей с профессиональных курсов.
Одноклассники. С одноклассниками важно налаживать контакты, особенно если вы делали с ними совместные проекты и много общались.
Сверстники находятся на том же рынке труда и имеют те же возможности. Не стоит считать их конкурентами — они скорее дополнительные глаза и уши. Они могут принести предложения о работе со скрытого рынка вакансий.
Друзья. Друзья, скорее всего, понимают карьерные амбиции друг друга и могут порекомендовать подходящие вакансии, митапы.
Коллеги. Коллеги — самый простой способ собрать профессиональную сеть. В неё нужно включить бывших и нынешних коллег. Они хорошо понимают, какие у вас есть способности и возможности.
Коллеги помогут понять, как вам достичь целей и в каком направлении развивать карьеру, и дадут обратную связь.
Коллеги из профессиональных сообществ. Члены профессиональных ассоциаций и клубов могут стать наставниками и помогут увидеть перспективы.
Семья. Родственники могут работать в вашей сфере или в смежной отрасли. А если нет — хорошо, когда они знают о ваших карьерных целях. Если члены вашей семьи контактируют с людьми из разных сфер, они могут дать рекомендации по вакансии или проекту.
Почему нетворкинг — это важно
Нетворкинг — возможность продвинуться по карьерной лестнице. Люди из профессиональной сети могут подсказать правильное направление при поиске работы. Если вам нужно кардинально сменить сферу деятельности или вы хотели бы сделать скачок в карьере, всегда держите двери открытыми для новых возможностей.
Также нетворкинг полезен по другим причинам.
Можно получить информацию, которая поможет изменить карьеру. Смена профессии — важное жизненное решение. Поэтому стоит расспросить разных людей об их опыте перехода в другую сферу профессиональной деятельности.
Можно провести небольшое интервью с людьми, у которых был такой опыт, задать им вопросы о том, как новая карьера изменила их жизнь.
Можно быстрее найти кандидатов на вакансию. Рекрутерам часто сложно найти подходящего кандидата. Когда HR-менеджер знает тех, кого приглашает на собеседования, ему проще выбрать лучшего специалиста.
Кроме того, рекрутер может попросить о помощи. Люди из круга его профессиональных контактов могут знать подходящих специалистов. Многие из них не ищут работу, не размещают резюме и не откликаются на вакансии, но открыты к предложениям.
Можно получить профессиональный совет. Если нужно сделать то, в чём нет опыта, можно разобраться в теме самостоятельно. А можно обратиться к тому, кто знает об этом больше. Профессионал может дать практические советы и расскажет, где лучше искать информацию.
Можно найти потенциальных работодателей. Собеседование при приёме на работу — это стресс. Но можно подготовиться к нему, узнав о компании больше. Для этого можно пообщаться с нынешними сотрудниками, расспросить их о культуре в компании, ожиданиях.
Советы по нетворкингу
Вот несколько рекомендаций, как создавать и поддерживать деловые контакты.
Участвуйте в офлайн-мероприятиях. Лучше, если мероприятия связаны с профессиональной деятельностью. На многих офлайн-мероприятиях выделяют время на ужин или кофе-брейк, чтобы участники могли знакомиться и общаться друг с другом.
Важно брать с собой визитные карточки или быть готовым поделиться своими контактами.
Будьте активны в интернете. Нужно быть активным в социальных сетях, чтобы оставаться видимым для своих знакомых. Можно писать собственные посты или оставлять комментарии под постами других людей.
Общайтесь со специалистами из нужной сферы. Нужно сфокусироваться на людях, которые работают в похожей сфере. Это позволит расширить собственные профессиональные возможности.
Поддерживайте связи. Нет ничего хуже, чем плодотворно пообщаться с человеком, а потом больше ничего о нём не слышать. Нужно поддерживать связь со своими профессиональными контактами: писать сообщения, договариваться о встречах и звонках, оставлять комментарии под постами.
Оказывайте ответную помощь. Старайтесь сделать общение взаимовыгодным. Если вам оказали услугу, в ответ нужно предложить свою помощь. Важно помогать, даже если вам ещё не помогли. В будущем это будет полезно.
Выражайте благодарность. Люди из вашего списка контактов вам ничем не обязаны. Но если кто-то помог вам, важно поблагодарить человека. Лучше, если благодарность будет как-то связана с профессией. Даже небольшая ответная услуга покажет человеку, что вы цените его усилия.
Распространяйте знания. Делитесь опытом с людьми, которые находятся в начале своей карьеры. Каждый с чего-то начинает свой путь, и небольшой совет или знание могут принести большую пользу. Так у людей сложится позитивное впечатление о вас, и они могут дать рекомендацию, если появится такая возможность.
Актуальность. Профессии меняются, некоторые умирают. Навыки, опыт и способности быстро устаревают. Важно постоянно изучать новое, быть в курсе последних событий в профессиональной сфере. Полученной информацией стоит делиться со своими контактами.
Главное о профессиональном нетворкинге
Почему профессиональные связи важны? Создавать профессиональные связи нужно, чтобы ваши навыки оставались актуальными на рынке труда. Специалисты с качественными профессиональными контактами имеют доступ к большему количеству ресурсов. Эти ресурсы помогают эффективнее выполнять текущую работу и искать новую при необходимости.
В некоторых отраслях до 80% вакансий никогда не публикуются в открытом доступе и существуют только на скрытом рынке труда. Нетворкинг повышает шансы узнать о доступных вакансиях.
В каких формах бывает нетворкинг? Вот несколько примеров:
- посещение деловой конференции;
- общение с единомышленниками;
- встреча с бывшим коллегой за обедом;
- электронное письмо клиенту с поздравлением с днём рождения;
- неформальный мозговой штурм с коллегами в конце каждой недели.
Практически любое социальное взаимодействие, которое происходит в контексте карьеры, — это нетворкинг. Даже обычное ежедневное общение с коллегами считается нетворкингом, потому что оно укрепляет и поддерживает профессиональные отношения.
Как мне практиковать нетворкинг? Чтобы практиковать нетворкинг, нужно уделять внимание другим людям. Важно быть любознательным и задавать вопросы об идеях других людей.
Немного отзеркаливания, копирования манер собеседника — это естественно и нормально. Однако постарайтесь всегда быть собой. Небольшая сеть качественных связей — это лучше, чем иметь тысячу контактов в LinkedIn и не общаться ни с кем из них.
Другие статьи Skillbox Media о профессиональных коммуникациях
- Что такое TenChat и как найти там сотрудников, клиентов и партнёров
- Как давать обратную связь, которая мотивирует и развивает
- Помогает ли мат управлять людьми и можно ли материться на работе
- Как вести себя в соцсетях, чтобы найти и не потерять работу
- Как защищать личные границы на работе
Курс
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс