Развитие
#статьи

Стоит ли выбирать творческую профессию, если вас привлекает творчество?

Роман Чигирёв — CEO контент-агентства MORZE, редактор текстов и автор комиксов — о том, почему не стоит искать свободы в творческих профессиях.

 vlada_maestro / shutterstock

Творческая работа многим видится избавлением. Хватит этих шаблонов, бланков, скриптов переговоров, должностных инструкций, работы под дудочку! Время сбросить оковы и заняться, например, дизайном! Примерно так.

Но так ли свободно это вожделенное «творчество»?

Почему вам хочется превратить творчество в работу?

Может быть, всему виной наследие затянувшегося подросткового бунта? Ведь в юности заниматься творчеством — практически единственное средство самовыражения (дурацкая причёска и татуировки на скулах не в счёт). Способ показать миру, что «я не стадо». У многих входит в привычку.

На постере в доме главного героя сериала «Фарго» написано: «Что, если ты прав, а они нет?»

Когда гормоны утихают, желание быть «красной рыбкой» тоже, как правило, переходит в стадию глубокого сна: стихи убираются в стыдный ящик, а группы распадаются, потому что басисту тоже надо платить по кредиту. Но подсознательное желание идти против течения остаётся.

Если вами движет не тупая страсть делать «эдакое», а вполне осознанное желание пробить себе дорогу творчеством и вы осознаёте, что будет трудно, — что ж, можно и попробовать.

Второй фактор, который толкает людей получать творческие профессии, — «информационное давление». Гораздо проще мириться с рабочей рутиной и однообразными буднями, когда все вокруг делают примерно то же самое. Тоже сидят с девяти до шести, считая дни до пятницы, копят на отпуск у моря. Но когда есть Instagram*, а в нём — счастливые и успешные люди, которые на этом море живут… Не факт, что они правда счастливые, но выглядят-то как!

Благодаря этому давлению счастливых образов сотни тысяч грезят о том, чтобы делать то, что нравится. Пусть даже за меньшие деньги. В их глазах небольшой бизнес по пошиву мягких игрушек из экоматериалов круче места в Газпроме.

И вот очередной менеджер бросает свой банк, чтобы стать психологом, маркетологом, бьюти-консультантом, тренером по фитнесу, дизайнером, разработчиком игр. Это прекрасно: ведь люди осознают своё желание, стремятся делать что нравится и даже усилия прикладывают.

Ведь прекрасно же? Ну, не совсем. Желание плюс мотивация не сделают из вас крутого специалиста в области, которую считают «творческой». Даже если вы отлично рисовали в школе, поёте на сто баллов в караоке или провели однажды свадьбу друга.

Есть кое-что, обо что любая мотивация разбивается вдребезги. Однажды приходящее понимание, что творческая работа — это та же самая работа, а не вояж в расписной вагонетке по Диснейленду.

Вредное творчество, полезное творчество

Многие понимают творчество на рабочем месте так: я буду делать то, что другим не приходило в голову, и мне за это будут платить те, кто так не может. То есть творчество в этом случае воспринимается как бесконечный процесс новаторства. И чем чаще и необычнее вы будете придумывать штуки, тем лучше.

У свободного художника, как у самурая, нет цели, только путь — порождать искусство ради искусства.

Но такое понимание творчества приведёт вас в чёрный список работников.

Недавно наш главред написал рассылку про нестандартные решения. Это когда человеку нужно вытащить гвоздь из доски, а он вместо того, чтобы идти в подсобку за выдергой, мастерит кунштюк из карандашей, изоленты и груза на тросике. Мораль рассылки была такая: ты можешь предлагать нестандарт, только если действительно хорошо разбираешься в традиционных решениях и на 100% понимаешь, что ни одно из них вот конкретно в этой ситуации не сработает.

Казалось бы, пример абсолютно фантастичен, но нет. Однажды заказчица мне рассказывала, что, когда училась в универе, к ним на занятия приходили «подопытные» клиенты, рассказывали о проблемах бизнеса. Например: «К моей компании плохо относятся потребители». И студентам предлагалось придумать для него стратегию по спасению репутации. Примерно все начинали предлагать концепции в духе «а давайте построим брендированный цеппелин, пустим его летать над центральной площадью и сыпать на город розовыми лепестками. Артистов пригласим из местного театра, музыки привезём…»

В общем, вместо того чтобы предлагать клиенту научить или поувольнять менеджеров, которые говорят покупателям «чё?», они хотели выигрывать Каннского льва.

Продуктивное творчество — это не значит «искать то, что ещё никто не делал». Чаще всего это удачная вариация на основе проверенного решения. Совмещение уже проверенных механик и приёмов, их доработка и улучшение под вот эту, конкретную, вашу задачу.

Нестандартное решение не значит эффективное

Например, как многие представляют модную работу веб-дизайнера? Ну, он открывает графический редактор и рисует красоту. Нет. На самом деле он делает две вещи: сначала просматривает десятки других сайтов, чтобы подсмотреть там подходящие интерфейсные решения, общую визуальную стилистику, цвета и даже целые графические приёмы. Когда материал накоплен — проектирует логику работы сайта, делает очень черновые наброски того, как всё будет выглядеть. И только потом, постепенно, отбраковывая по пути неработающие решения, начинает рисовать своё.

Это иллюстрация из знаменитой книги Остина Клеона «Кради как художник». Прочитайте — попрощаетесь со многими заблуждениями о творческих людях и профессиях.

Это только со стороны творческая работа кажется магией. Мы-то с вами знаем, что магии не существует.

Всё — шаблон

Работая в «творческой профессии», вы с каждым днём будете освобождаться от убеждений про исключительную важность музы, порыва, вдохновения, озарения и прочей лабуды. И всё сильнее начнёте понимать, что миром правят паттерны, проверенные решения, а от вас требуется научиться с ними работать.

Если пишете сценарии — вы убедитесь, что классическая система из трёх актов и пара «герой — антагонист» работает так же прекрасно, как 300 лет назад, а вот часовой артхаус про чашку кофе, которая просто стоит, никому не нужен.

Если создаёте сеттинг для игры — на себе прочувствуете, что нельзя придумать вымышленную цивилизацию на пустом месте: в основе всегда будут майя, инуиты, скандинавы или римляне.

Если настраиваете таргетинг для показов рекламы — поймёте, что готовый сегмент из Церебро чаще всего сработает лучше, чем ваши собственные смелые гипотезы.

Если рисуете лендинг — оставите задумки сделать сайт с диагональной навигацией и скрытым курсором. Сделаете симпатичный сайт из готовых блоков — и он приведёт вашему заказчику рекордное количество регистраций.

Если пишете контент — поймёте, что формат «10 инструментов для email-маркетолога» всегда будет собирать полную шапку просмотров, а вот туманные размышления, вроде этой статьи, — нет.

Чем глубже вы будете погружаться в специфику своей новой работы, чем больше приближаться к профессионализму, тем явственней начнёте понимать:

12
Любое решение должно выполнять задачи бизнеса.Чтобы гарантировать это, нужно пользоваться удачными практиками и избегать неработающих или слишком рискованных.

Ваша ценность как специалиста будет выражаться в том, сколько денег вы способны принести бизнесу. В конце концов, не забывайте, кто оплачивает ваши творческие поиски, муки и триумфы. А ваш профессионализм будет определяться тем, насколько быстро и безошибочно вы подбираете решение к задаче.

В этот момент вы совсем оставите юношеский комплекс «Делать не как все». И это будет самым важным этапом вашего профессионального взросления.

Допустим, вы не растеряли энтузиазма после того, как узнали такую страшную правду. Остаётся честно ответить себе ещё на несколько вопросов.

А почему вы вообще решили, что творческая профессия вам подходит?

Даже если вы ощущаете свою готовность делать на этом карьеру — вам стоит знать, что у выбора будут серьёзные последствия.

1

Критика и правки. Когда вы вытачиваете болты или готовите квартальный отчёт, любое отклонение от нормы — это исключительно ваш просчёт, толкований здесь быть просто не может. С творческими сферами всё сложнее: вашу работу будут принимать люди, а руководствоваться они будут исключительно собственным опытом и представлениями о том, как надо правильно. Ваше творчество могут просто не понять. Готовьтесь к тому, что придётся многое переделывать, крепко сцепив зубы.

2

Постоянный стресс. Здесь невозможно отключить голову и делать что-то на автопилоте. Вы будете вынуждены мало того что постоянно быть в тонусе, так ещё и искусственно вводить себя в состояние «приподнятого настроения» — и один за другим опустошать шкафчики внутренних резервов.

3

Профессиональное выгорание. Энергия и энтузиазм заканчиваются, и вот уже вам не хочется сворачивать горы или брать все награды. Да вас просто могут загрузить не самыми весёлыми задачами на полгода, потому что их тоже надо делать, иначе бизнесу нечем будет платить вам зарплату. Придется мириться, гасить свое эго, уговаривать себя или — искать способы встряхнуться профессионально.

4

Трудоголизм и переработки. В сфере digital признают только результат. Здесь культ эффективности — не той, показушной, с фотоотчётами с Тони Роббинса, а настоящей. Вам придётся не только успевать к дедлайнам, но и постоянно самообучаться: вечерами, в метро, пока гуляете с коляской.

5

Лодка в открытом океане. Вы будете предоставлены сами себе в плане вашего будущего: здесь нельзя спокойно осесть на одном месте и ждать повышения. Будьте готовы к сменам работы, переездам — если действительно хотите реализоваться. Или откройте свой собственный бизнес, на что, к слову, надо ещё и решиться.

***

Творческая профессия — это постоянный поиск решений для задач бизнеса. Причём одну задачу можно решить несколькими способами. Ваше творчество чаще всего будет заключаться не в изобретении велосипедов на реактивной тяге, а именно в последовательном нахождении правильных отмычек к новым и новым замкам. Художник — вор, помните?

Иногда, совсем редко, вам придётся основательно доработать существующий подход — настолько, что он изменится до неузнаваемости. И кто-нибудь из ваших знакомых скажет: «Воу, ты сам это придумал? Гениально!»

А вы ответите: «Ну да, я же творческий человек». И хитро так улыбнётесь.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Научитесь: Кто я и чего хочу? Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована