Профориентация для детей — что это, как и когда проводится
И как помочь ребёнку принять взвешенное решение о карьерном векторе.
Иллюстрация: senivpetro / pvproductions / Freepik / Florin Gorgan / Qianshan Weng / Joerg Wigger / Luca Bravo / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое профориентация и как она проводится;
- какие тесты лучше использовать и как выбрать профориентолога;
- во сколько лет начинать профессиональные поиски;
- какие советы помогут сориентироваться в мире профессий.
Елена Егоркина
Профориентолог, кандидат наук, руководительница центра профориентологии и психологии «Маршрут в будущее».
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое профориентация
Профориентация — это метод, который помогает человеку обрести подходящую профессию. В частности, профориентологи проводят специальные тренинги и тесты, организуют консультации, конференции и вебинары для людей, которые ищут работу и выбирают свой карьерный путь.
Помощь профориентолога может понадобиться в любом возрасте, но особенно актуален вопрос карьерного выбора для подростков. Правильный вектор профессионального развития сэкономит будущим специалистам время, деньги на обучение и силы для дальнейших достижений.
Читайте также:
Результаты профориентирования — не прямое руководство к действию, а в большей степени подсказка, в какую сторону смотреть. И, говоря о профессии, Екатерина Егоркина советует формулировать это понятие не как одну специальность, а как подходящее направление карьерного развития.
«Сейчас некоторые профориентологи выдают клиенту одну профессию, причём зачастую довольно специфическую, узкую (например, сценарист или продакт-менеджер в IT). Востребованность многих таких специальностей ещё требует изучения, а ребёнок, прошедший профориентацию в 14 лет, ориентируется на предложение консультанта уже сегодня. Кроме того, школьник нацелен на один вид деятельности, хотя на стыке профессий подходящих „должностей“ может быть больше. И суммарный спрос на них — выше».
Елена Егоркина
Итак, в ходе профориентации не нужно выбирать одно конкретное ремесло на всю жизнь. Важно наметить для себя направления обучения и подумать о многообразии вариантов развития внутри одной профессии. А ещё профориентация нужна для формирования полной картины сильных и слабых сторон ребёнка.
Вспомните себя и свой класс в 14 лет. Скорее всего, в коллективе существовала одна условная одноклассница, которая уже чётко знала, что хочет стать хореографом. Но это явно скорее исключение. В остальном подростки ещё плохо знают себя и не могут объективно сопоставить свои таланты и интересы с условиями рынка труда. Именно поэтому важен взгляд консультанта, который подскажет, на какие навыки, способности и особенности темперамента стоит опираться, а какие предстоит развивать.
Читайте также:
Как проходит профориентирование подростков
Единой инструкции нет: каждый специалист работает по своей методике. Но можно выделить три общих этапа любой профориентации:
- сбор данных о ребёнке — например, при помощи тестов на выявление перспективных сфер деятельности (работа с природой, техникой или людьми) или составления портрета личности (определения сильных сторон ребёнка и его ценностей);
- анализ полученных данных — консультант выясняет, насколько итоги тестов соответствуют реальности, ведь у любого теста есть погрешность, зависящая, например, от настроения ребёнка в момент прохождения;
- консультирование — профориентолог объясняет школьнику, что именно обозначает полученная картина личности и в каком профессиональном направлении стоит двигаться с таким набором качеств и персональных показателей.
Читайте также:
Какие тесты лучше использовать
В этом вопросе специалисты также действуют индивидуально. Где-то до сих пор используют проверенные, но отчасти устаревшие методики типа опросника «Предпочтительного типа будущей профессии». Его опубликовал в 1974 году доктор психологических наук Евгений Климов.
Опросник относит вас к определённой категории, которой соответствует свой перечень профессий:
- «человек — природа» (овощевод, минералог, ветеринар, микробиолог);
- «человек — техника» (столяр, инженер-механик, электрослесарь, технолог общественного питания);
- «человек — человек» (парикмахер, врач, педагог, психолог);
- «человек — знаковые системы» (переводчик, топограф, программист);
- «человек — художественный образ» (режиссёр, художник, диджей).
Долгое время тест Климова считался эффективным, но к современным реалиям подход из 1970-х не слишком адаптирован. По мнению Елены Егоркиной, тест примитивен для современных детей, которые могут просчитывать варианты ответа ради определённого результата.
В свободном доступе также можно найти тест Голланда в модификации психолога Галины Резапкиной, которая адаптировала опросник под школьников. Опрашиваемый 30 раз выбирает из двух профессий ту, которая больше откликается. Например: автомеханик или физиотерапевт? В результате выдаётся от 0 до 10 баллов по шести возможным типам:
- реалистический (электрик, инженер, фермер, зоотехник, геолог, садовод, автослесарь, шофёр, пилот, охранник, сварщик);
- интеллектуальный (микробиолог, физик, археолог, фармацевт, астроном, лингвист, программист, архитектор, экономист, искусствовед, археолог, историк, этнограф);
- артистичный (актёр, художник, дизайнер, визажист, фотограф, режиссёр);
- социальный (врач, учитель, журналист, психолог, экскурсовод, менеджер по продажам, диджей);
- предприимчивый (маркетолог, бизнесмен, дипломат, менеджер, репортёр, юрист, политик, биржевой брокер);
- офисный (бухгалтер, товаровед, экономист, финансист, библиотекарь, контролёр, чертёжник, логист, химик-технолог, корректор).
Также по итогам теста составляется портрет человека для каждой категории.
А ещё в процессе профориентации можно предложить подростку пройти диагностику профессиональных установок. Этот опросник выявляет готовность тинейджера принимать решения и показывает, насколько школьник уверен в себе и рационален в размышлениях о будущей профессии.
Если показатели низкие, лучше обратиться к консультанту: специалист поможет ребёнку без лишних страхов, спешки и отблесков розовых очков подобрать дело по душе.
Одна из самых популярных современных методик профориентации, адаптированная под детей, — Digital Human. Метод разработан группой российских учёных — кандидатами психологических наук Ириной Богдановской, Александрой Кошелевой и Павлом Киселёвым. Составители учитывали особенности современного рынка труда и адаптировали Digital Human специально для работы профориентологов.
С помощью одной большой проверки (Digital Human состоит из полутора десятков субтестов в детской версии) человек максимально полно раскрывает свои ценности, интересы, социальные и коммуникативные навыки. По итогу тестирования выдаётся описание более 70 параметров личности. Но оценить их может только специалист.
Профориентирование всё активнее набирает обороты. Появляются новые техники и подходы, многие уходят корнями в психологию, а некоторые — в эзотерику. И тут наступает момент ответственности родителя перед ребёнком: важно подобрать хорошего специалиста, чтобы получить адекватный результат.
Какого специалиста выбрать
Просто пройти тестирование и определиться, какого плана вы человек, — недостаточно. Большая роль в процессе профориентации отведена консультанту. Важно, чтобы рядом был проводник, который не только проверит результаты, но и проведёт ребёнка по всем этапам профориентирования.
«Когда я проходила профориентацию в школе, выглядело это примерно так: стоишь в бесконечной очереди за тестом, заполняешь анкету, встаёшь в новую очередь, чтобы специалист посмотрел на твои результаты и отдал расшифровку. В моём детстве использовали тест Климова. Тогда мне сказали, что я „человек — человек“. И с данным сакральным знанием я пошла в мир, вообще не понимая, что это значит, что с этим делать, куда и как применить новую информацию о себе».
Елена Егоркина
Если специалист проходил обучение по разным методикам профориентации и получал сертификаты — хорошо. Но главный «знак отличия» хорошего консультанта — наличие педагогического или психологического образования.
Ещё одна подсказка для поиска того самого специалиста: нужен человек, который находится в контакте с реальностью. То есть знает современный рынок труда и понимает, куда направить ребёнка в неоднозначной ситуации. Кандидат психологических наук Елена Декина отмечает, что педагоги и психологи, которые проводят профориентирование, должны опираться на современную информацию: обсуждать текущую актуальность профессий, просчитывать их востребованность в будущем, объяснять, какие навыки требуются и как конкретно можно реализоваться в выбранной специальности.
«В моей практике был случай, когда мальчик хотел быть музыкантом, но у него не было даже базовой музыкальной школы. Мечта ребёнка не стыковалась с реальностью: он не поступил бы в музыкальный вуз без первой ступени обучения. В семье развивался конфликт. У ребёнка есть чётко сформированная потребность, а родители в тупике, потому что однозначных вариантов обучения нет. Моей задачей было показать спектр возможностей в данной ситуации, очертить круг неочевидных профессий на стыке сфер деятельности. Например, в такой ситуации можно уйти в продюсирование».
Елена Егоркина
Во сколько лет начинать профессиональные поиски
В конце восьмого — начале девятого класса. К этому времени у ребёнка уже достаточно сформирован характер и ядро личности.
Читайте также:
Озадачиться поиском профессии мечты не поздно и в десятом классе, если ребёнок понимает, что хочет остаться в школе на два финальных года обучения. После сдачи ОГЭ подросток может пройти профориентацию, чтобы определиться с нужными для дальнейшей карьеры предметами.
Но знакомить ребёнка с разными видами труда полезно ещё в дошкольном и младшем школьном возрасте. Например, посетите специальный развлекательный центр, где дети пробуют себя в разных профессиях, — такие сейчас есть в любом крупном городе.
Какие советы помогут правильно сориентироваться
Елена Егоркина даёт две рекомендации.
Совет №1
Снизить степень значимости
Уставшие старшеклассники, нервничая из-за предстоящих экзаменов, чувствуют бессилие от мысли, что им нужно предопределить свою профессиональную судьбу раз и навсегда. Накал давления со стороны учителей и родителей растёт, все вокруг торопят быстрее определиться. Кажется, будто в 17 лет все обязаны найти призвание и поступить в университет, иначе всю жизнь придётся страдать от позора и бедности. Но это не так.
Сменить профессию можно в любом возрасте. К тому же сегодня всё молниеносно меняется: рынок очень гибкий, и новые отрасли и должности появляются быстро. Для самоопределения достаточно понимать свои сильные качества, на что получится опереться, как будет легче двигаться по карьерной лестнице и в какой сфере. А это уже не так страшно, как выбрать одну профессию на 40 лет вперёд.
Совет №2
Не мешать детям в выборе профессии
Нужно разговаривать с ребёнком о его предпочтениях, разных профессиональных областях, рынке труда и возможных вариантах карьерного роста. Это даст подростку понимание, как устроен мир взрослых с их работами, мешками под глазами и утренним кофе. Понимая, выбор сделать легче.
Читайте также:
Но родители должны понимать: не стоит перекладывать на детей свои нереализованные амбиции и желания. Ребёнок — отдельный человек, который не обязан следовать за чужими мечтами.
Представим Олю, которая родилась в семье врачей. С малых лет девочка проявляет себя как творческий ребёнок: пачками рисует диснеевских персонажей, придумывает спектакли и сочиняет сказки младшему брату. Родителям будет тяжело принять, что их принцесса вряд ли захочет продолжать трудовую династию.
В этом случае нужно довериться ребёнку, идти за его истинными порывами, интересами и ценностями. И тогда маленький человек получит шанс максимально реализоваться и стать профессионалом своего дела.
«Когда родители говорят мне, что их чаду точно нужно стать айтишником, я объясняю, что за внушением подобного — не ко мне. Может быть так, что подросток — юрист по призванию, и лучше быть крутым юристом, чем посредственным айтишником. Идя по своему пути, ребёнок будет счастливее и принесёт больше пользы в этот мир».
Елена Егоркина
Профессия — важная часть самореализации. И все родители переживают за судьбу своих детей. Но главное — дать ребёнку ощущение безусловной любви и поддержки вне зависимости от результатов ЕГЭ или поступления в вуз. Это поможет подростку быть смелым, доверять внутреннему чутью и не бояться пробовать себя в разных профессиях.
Skillbox Kids — онлайн-школа для детей
Учим детей создавать игры, сайты, программировать и делать дизайн. Уроки проходят в игровой форме. Пробный урок — бесплатно!
Узнать больше о школе