Развитие
#статьи

Что такое интеллектуальное волонтёрство

И чем оно полезно для профессионалов и бизнеса — рассказывают руководители платформы ProCharity.

Иллюстрация: ProCharity / Apple / Colowgee для Skillbox Media

Благотворительность может быть очень разной, но главное — она должна быть системной. В нынешней нестабильной ситуации не все люди могут оказывать постоянную материальную помощь фондам и НКО. Но есть другой путь: попробовать себя в интеллектуальном волонтёрстве.

В этой статье расскажем:


Что такое интеллектуальное волонтёрство?

Интеллектуальное волонтёрство — это вид благотворительности, при котором люди помогают другим с помощью своих профессиональных знаний и навыков.

Например, дизайнер может бесплатно сверстать серию тематических открыток для благотворительного фонда, а юрист — безвозмездно проконсультировать тех, кто не может оплатить юридические услуги. Кстати, именно юристы были первыми интеллектуальными волонтёрами, так как в этой профессии уже многие десятилетия существует практика работы pro bono — «для добра» в переводе с латыни.

Раньше люди думали, что благотворительность — это только помощь деньгами. Как и почему меняется этот тренд сейчас?

15–20 лет назад благотворительностью в России называли всё, что связано с пожертвованиями и адресной помощью. Фондов и помогающих организаций почти не было, а те, что были, — работали адресно: закупали конкретные лекарства, помогали деньгами.

Но с развитием практики получения помощи от организаций, а не от людей напрямую, сфера благотворительности стала развиваться. В этот момент началось сегментирование, то есть организации стали выбирать профиль деятельности: например, помогать только детям с определёнными заболеваниями, или только взрослым, или животным.

Наталья Малафеева

директор по маркетингу фонда «Друзья», руководитель проекта PrоСharity

«В какой-то момент бизнесмены и управленцы, много лет работающие с благотворительностью, стали замечать: деньги, привлечённые в благотворительность, зачастую используются максимально неэффективно. К примеру, в городе постоянно собирают огромные суммы для операции всего одному ребёнку, хотя эти суммы можно было бы потратить на обучение хирургов, которые смогут овладеть сложной техникой и спасать сотни жизней. Именно тогда благотворительные фонды поняли, что проблемы нужно решать системно».


Для того чтобы повышать доверие к себе, фонды стали стремиться работать прозрачнее и профессиональнее. Они начали искать возможности, позволяющие не просто поддерживать деньгами в моменте, а решать проблемы системно. Тогда-то благотворителям и понадобилась помощь профессионалов из разных сфер.

Каких специалистов ищут благотворительные фонды?

По данным ProCharity, в 2022 году топ запросов возглавляют юристы, так как у фондов возникло много новых рисков, в том числе риск признания иноагентами. Юристы помогают разобраться в новых поправках в законах и сделать правовой аспект работы фондов прозрачнее.

На втором месте, в связи с процессами всеобщей цифровизации, — IT-специалисты: аналитики данных, специалисты по различным сервисам. Они создают сайты и приложения, настраивают платёжные и CRM-системы.

На третьем месте — маркетологи, которые помогают фондам продвигаться в условиях изменяющегося мира социальных сетей: создают и реализуют контент-стратегии, пишут статьи и пресс-релизы, настраивают контекстную и таргетированную рекламу. А ещё существует постоянный запрос на помощь дизайнеров: почти каждому фонду и НКО нужны лендинги, благодарственные письма, открытки, ролл-апы.

Динамика запросов и топ профессий в интеллектуальном волонтёрстве (по данным платформы ProCharity)
Инфографика: ProCharity

Кому больше подойдёт интеллектуальное волонтёрство — новичкам в профессии или специалистам?

Изначально программы интеллектуального волонтёрства были нацелены больше на профессионалов. Обычно привлекались люди, которые не готовы к физическим видам помощи (например, у них нет времени ездить в приют), но с радостью помогают онлайн. Такая благотворительность повышает их профессионализм, даёт ощущение сопричастности и осмысленности жизни, возможность активно влиять на социальные процессы.

Но со временем оказалось, что эта сфера интересна также студентам и будущим профессионалам: решение реальных задач pro bono позволяет им тренировать свои навыки, развиваться, пополнять портфолио интересными кейсами.

Конечно, у фондов и НКО есть некоторый барьер недоверия к уровню профессионализма волонтёров-джунов. Но эта проблема решается надёжной системой верификации. Например, на платформе ProCharity при регистрации вас попросят прислать CV, рассказать о реализованных проектах, показать портфолио. Только после этого волонтёр может откликаться на задания фондов.

Зульфия Миннетдинова

соруководитель проекта ProCharity, руководитель клиентской службы

«Сейчас мы активно сотрудничаем со Skillbox: методисты курсов берут реальные задачи от реальных фондов и НКО, а ученики находят решения этих задач. В итоге НКО получает свежий взгляд на решение проблемы, а ученик — проект в портфолио и коммуникационный опыт, которые помогут ему в конкурентной борьбе на рынке труда. Фонды доверяют тем, кто обучается и совершенствуется. Ученики Skillbox хорошо умеют работать со сроками и дедлайнами, так как постоянно сталкиваются с ними на курсе».

Интеллектуальным волонтёрством сейчас занимаются целые компании. Что оно им даёт?

Интеллектуальное волонтёрство больше всего интересно компаниям, которые стремятся развивать своих сотрудников.

Во-первых, оно позволяет улучшать коммуникацию и развивать корпоративную культуру.

Во-вторых, это способ повысить мотивацию сотрудников, находящихся в профессиональном кризисе или выгорающих: волонтёрство «переключает» их с рутинных задач на что-то новое.

В-третьих, волонтёрство придаёт работе дополнительную социальную ценность, поэтому сотрудники потом с большим воодушевлением выполняют свои повседневные обязанности.

А ещё для сотрудников это может стать возможностью показать свои лидерские качества. Например, на основной работе у человека не получается проявить инициативу, но в волонтёрстве он может организовать и осуществить свой небольшой проект и получить признание коллег.

Наталья Малафеева

директор по маркетингу фонда «Друзья», руководитель проекта PrоСharity

«С ProCharity сотрудничают самые разные компании — как очень крупные федеральные бизнесы, например „Сибур Холдинг“, „ВКонтакте“, „Тинькофф“, X5 Group и так далее, так и маленькие локальные бренды. Но их общая особенность — открытость в общении и поощрение инициативы. Когда каждый сотрудник может прийти и сказать: давайте делать вот это! И его выслушают, не откажут, поддержат.

Конечно, благотворительность ещё и развивает имидж компании. Ведь социально ответственными брендами сейчас стремятся стать все, а интеллектуальная благотворительность вписывается в любую социальную стратегию компании, позволяя повысить social impact. При этом в рамках интеллектуальной благотворительности этот импакт легко отследить и просчитать — например, в трудочасах, потраченных сотрудниками компании на помощь фондам и НКО. Эту цифру можно использовать в отчётах, публиковать и рассказывать о своем опыте на нишевых мероприятиях — и таким образом улучшать свой имидж и привлекать новых молодых специалистов».

Тренды в области интеллектуального волонтёрства (по данным платформы ProCharity)
Инфографика: ProCharity

А государство как-то поддерживает компании, занимающиеся интеллектуальным волонтёрством?

Конечно. В 2021 году был расширен список организаций, за помощь которым бизнес сможет получить налоговый вычет. Но нельзя сказать, что эта главная мотивация, благодаря которой компании приходят в интеллектуальное волонтёрство.

Как устроено интеллектуальное волонтёрство в компаниях?

Раньше в этой сфере подавали пример западные организации, которые заранее закладывали в структуру и планирование рабочего времени сотрудников работу pro bono от четырёх до восьми часов в неделю. Этот труд выполнялся на рабочем месте и оплачивался сотруднику как обычная работа. Но в российской бизнес-реальности интеллектуальное волонтёрство пока остаётся по большей части индивидуальной инициативой вне основного рабочего времени. Например, многие компании организуют специальные «Дни добра», в которые сотрудники не работают, а занимаются волонтёрством.

Волонтёрство через ProCharity удобно тем, что позволяет сотрудникам компаний найти направление благотворительности, которое действительно близко им. Если традиционная форма корпоративной благотворительности — это помощь 1–2 фондам, то на платформе PrоСharity их больше 800. Таким образом, сотрудники компаний могут выбрать, кому и как они хотят помогать — например, популяризовать спортивные программы для инвалидов, или поддерживать кризисные центры для женщин, или помогать бездомным животным.

Интеллектуальное волонтёрство — это обязательно онлайн-формат?

Нет, конечно! Онлайн-формат приоритетнее для многих специалистов, потому что не нужно никуда ехать. Но если человек хочет именно физически включиться, для этого тоже есть множество возможностей. Например, если вы хорошо поёте — вы можете провести концерт в хосписе. А если вы арт-терапевт — здорово, можно сделать мастер-класс для детей в больнице.

Таких заданий много. НКО ищут аниматоров для детских праздников, видеографов для съёмок мероприятий, операторов съёмки с дрона, фотографов на съёмку мерча или мероприятий, репетиторов для детей, которые не могут посещать школу, и так далее.

Как современная нестабильная ситуация в России влияет на интеллектуальное волонтёрство?

Казалось бы, в сложные времена количество волонтёров должно уменьшаться, но это не так: как раз в самые сложные периоды наблюдается максимальный всплеск волонтёрской активности.

Наталья Малафеева

директор по маркетингу фонда «Друзья», руководитель проекта PrоСharity

«В марте 2020 года, когда в России началась пандемия, люди были напуганы, не уверены в завтрашнем дне. Тем не менее они чувствовали в себе силы для помощи другим — регистрировались на платформе, выполняли задания.

Март 2022 года дал такой же всплеск в показателях. Это доказывает, что, несмотря на сложности, в мире живёт огромное количество активных и неравнодушных людей, которые стремятся делать добро. Именно для таких людей мы работаем».

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована