Что такое портфолио, как его собрать и оформить
И что делать, если в портфолио добавить нечего...
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Так что такое портфолио, если в двух словах?
Всё просто. Портфолио специалиста — это список выполненных им работ или проектов. Портфолио нужно для того, чтобы показать его профессиональный уровень.
Портфолио как-то связано с портфелем? 😂
Напрямую!
Исходное английское portfolio означало портфель, папку для хранения документов, рисунков. Поэтому у художника или фотографа были, к примеру, «портфолио с работами». Но постепенно произошло обобщение: так стали называть уже сами работы, собранные воедино.
Так что, когда сейчас специалиста просят: «Покажите ваше портфолио», всем понятно, что речь именно о работах, а не о портфеле с бумагами.
То есть «портфолио» — это именно про художников и фотографов?
Совсем нет. Это касается любого специалиста, работа которого связана с созданием законченных объектов или проектов.
У журналиста в портфолио будут статьи, у архитектора — проекты зданий, у организатора мероприятий — проведённые мероприятия, у рекламиста — успешные рекламные кампании, а у адвоката — выигранные процессы.
Так что, даже если вы не художник/фотограф/дизайнер, — у вас всё равно может быть портфолио.
Иметь портфолио — обязательно?
Конечно же, нет. Тут всё добровольно. Но для некоторых профессий это стало стандартом, и разговор с работодателем начинается именно с портфолио.
Поэтому если у вас есть проекты, которые могут подтвердить вашу экспертность, то лучше оформить их в портфолио.
А чем портфолио отличается от резюме? Или это одно и то же?
Нет, это совсем разные вещи, хотя и имеющие общую цель. И резюме, и портфолио рассказывают о вас как о специалисте. Но делают это по-разному.
Резюме — это хронологический список мест работы и обязанностей, которые вы выполняли, ваши достижения, ключевые навыки, информация об образовании.
А в портфолио добавляются сами работы — именно они должны рассказать всё о вашем профессионализме.
Но у представителей разных специальностей к портфолио разное отношение. В творческой сфере портфолио бывает важнее, чем резюме (не так важно, где работал человек, как то, что он делал), в более традиционных отраслях работодатель в первую очередь захочет увидеть места работы, а уже потом — примеры проектов.
В любом случае при поиске работы вам будет полезно иметь и резюме, и портфолио.
Читайте также:
И сколько объектов должно быть в портфолио? Всё, что когда-то было сделано?
Нет. Портфолио — это не архив ваших работ, а элемент самопрезентации. Поэтому в портфолио обычно включают только лучшее, то, чем вы на самом деле гордитесь.
Важно, чтобы клиент увидел, на что вы способны, и не потерял главное среди массы проходных работ.
В зависимости от специальности и типов работ «приемлемое» количество будет разным, но в целом оно колеблется от 3 до 15.
Если вам хочется обязательно показать все работы или просто большое их количество, то стоит использовать какую-то поясняющую структуру: например, на первое место в списке собрать самые сильные работы, описав их детально, а остальные пустить ниже с заголовком «Кроме того». Или сделать рубрикатор — работы одного типа собрать в один список, другого — в другой.
Если вы начинающий специалист, то у вас в портфолио может быть и всего одна-две работы, это нормально. Главное — хорошо рассказать о них: что это были за проекты, какие задачи вы решали и какие результаты были достигнуты.
Ой, а можно просто дать ссылки на свои работы и не заморачиваться с описанием?
Конечно, можно. Но тогда не удивляйтесь, почему кто-то менее опытный и даже, может, менее талантливый, чем вы, получил работу, а вы — нет. Возможно, он в более выгодном свете презентовал свои проекты.
Заинтересовать работодателя нужно с первых минут. Если он откроет портфолио и увидит кучу ссылок без описания, то может подумать: «Зачем я буду тратить своё время на человека, который „не заморачивается“»?
Именно описания превращают ваше портфолио из красивых картинок в презентацию.
Дизайнеры иногда каждый объект в портфолио подают как историю: помимо рассказа, добавляют скетчи, промежуточные версии, отвергнутые варианты. Это помогает показать, что работа делалась осмысленно, на неё было потрачено много усилий и времени.
Но даже и без интересных историй ваше портфолио только выиграет от добавления самых общих описаний: цели, задачи, результат.
Ладно. А что, если мне нечего включить в портфолио?
Придётся его наработать. Поищите стажировку или сделайте несколько проектов на фрилансе. Скорее всего, заработать на этом не получится, зато у вас появятся первые проекты, которые вы сможете показать работодателю.
А если все мои работы закрыты соглашениями о конфиденциальности (NDA)?
Да, это распространённая проблема. Часто работодатели не разрешают раскрывать какие-то данные о своих проектах, в итоге специалист не может добавить в портфолио даже простой баннер, не говоря уже о более сложных проектах.
Вариантов тут немного:
- По максимуму используйте то, что использовать можно.
- Попробуйте получить разрешение на обезличенное описание — это когда вы убираете все прямые и косвенные упоминания компании, из-за чего её невозможно узнать.
- Прямо сообщите в описании портфолио, что у вас есть такое-то количество работ, закрытых NDA. Это, конечно, выглядит так себе, но без такого дополнения портфолио будет выглядеть ещё хуже.
- Сделать несколько работ без заказчика, просто «для портфолио». В этих работах не будет известного логотипа, но зато вы сможете показать все свои навыки без навязанного видения клиента.
- И, наконец, пятый вариант — опять же фриланс!
А что, если у меня разностороннее портфолио? Я много где работал!
Соберите несколько портфолио! Например, если работодатель ищет коммерческого редактора, то пришлите ему примеры лендингов и рассылок, которые вы готовили. Если ему нужен редактор текстов про бизнес, то соберите ссылки на тексты, которые подходят под этот критерий.
У некоторых специалистов есть целые сайты-портфолио — они нужны всем?
Нет. Портфолио можно оформить самыми разными способами. И во многом способ оформления портфолио зависит от профессии. Например, в креативной среде (дизайнеры, иллюстраторы, фотографы) часто публикуют лучшие работы на Behance, а программисты выкладывают свой код на GitHub. Для некоторых работодателей будет достаточно ссылки на ваш профиль в этих сообществах.
Если ваша профессия предусматривает повышенные требования к эстетичности или вы просто хотите, чтобы «было красиво», то можно использовать сайты-конструкторы с шаблонами. В бесплатных версиях набор шаблонов ограничен, но даже с ними есть возможность сделать оригинальное портфолио. Например, можно воспользоваться шаблоном портфолио на Tilda.
Ещё частые варианты оформления портфолио:
- красиво свёрстанный PDF-документ со ссылками на работы, собранные в онлайн-папке;
- Google-документ со ссылками и описаниями, открытый на просмотр по ссылке;
- личный раздел на фриланс-сайте.
Читайте также:
Хорошо, я соберу портфолио — и что дальше?
Портфолио обязательно нужно обновлять. Это не только добавление новых работ, но и пересмотр и удаление старых. Ваше портфолио не должно расти бесконечно, просто постепенно более сильные работы будут вытеснять более слабые.
Кроме того, нужно пересматривать и обновлять тексты описаний. Время идёт, меняется ваш стиль изложения, важные для вас акценты, и через год описания, которые казались вам шедеврами, могут перестать вас устраивать.
Поэтому всегда держите порох сухим, ноги в тепле, а портфолио — в актуальном состоянии!
Читайте также: