Развитие
#статьи

Кто такой карьерный консультант и зачем он нужен

Реанимировать карьеру, узнать больше о рынке, увидеть лучшую сторону себя — что ещё можно сделать с помощью консультантов.

Иллюстрация: rawpixel / prostooleh / freepik / standret / tohamina / Freepik / Hammad Khan / Joshua Sukoff / Bernard Hermant / Possessed Photography / Ricardo Gomez / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Анастасия Назарова

Руководитель Центра развития карьеры Skillbox.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Кто такой карьерный консультант

Карьерный консультант — это человек, который помогает другим получить или сменить работу, реализовать профессиональные амбиции, найти подходящую сферу деятельности и создать карьерный план с понятными этапами и целями.

Чем ещё занимается карьерный консультант

Карьерный консультант поможет:

  • определить ваши сильные стороны;
  • презентовать ваш прошлый опыт так, чтобы он стал привлекательным для работодателя;
  • составить стратегию поиска;
  • составить качественное резюме и сопроводительное письмо;
  • подготовиться к собеседованию;
  • проанализировать отказы.

Вот ещё несколько универсальных вопросов, которые можно задать консультанту:

  • Что писать в резюме, если нет опыта работы?
  • Как найти практику и стажировку?
  • Как отвечать на вопросы о прошлом месте работы, если было сложное увольнение?
  • Что делать, если мои отклики игнорируют?
  • Как выстроить карьерную стратегию?
  • Как найти первую работу или сменить профессию?
  • Почему мне отказывают на собеседовании?
  • Почему я не могу найти работу?
  • Как мне выйти на Х доход в месяц?
  • Какие направления обучения выбрать, чтобы быть востребованным в ближайшие 510 лет?
  • Как релоцироваться и найти/сохранить работу в другой стране?
  • Какую компанию выбрать, если мне поступило несколько офферов?

Также карьерный консультант может посоветовать, как продвинуться по карьерной лестнице внутри компании, то есть запрос к нему можно сформулировать так:

«Я работаю в своей компании уже пять лет. Мне кажется, я вырос из своих задач, но уходить не хочу: мне нравится коллектив и сфера работы. Как мне добиться повышения и выйти на новый уровень в обязанностях? С чего начать?»

Вместе с консультантом человек составит план действий, как вести переговоры о своём повышении, какие аргументы приводить и что делать, если раз за разом поступает отказ.

Существует миф, что формат карьерных консультаций подходит только IT-специалистам, но это не так. Педагоги, строители, представители сферы продаж, закупок, финансов и так далее — все иногда теряются на рынке труда и нуждаются в проводнике.

Есть и один миф: к карьерному консультанту стоит идти, только когда хочешь начать жизнь с нуля. На самом деле такой шаг необходим далеко не всем.

«Мы не рекомендуем сразу кардинально менять свою жизнь: плавные переходы — почти всегда лучший вариант. К примеру, оставаясь на основном месте работы, можно выполнять заказы на фрилансе, реализовывать собственные пет-проекты.

Одна из наших студенток параллельно с обучением на курсе „Быстрый старт на маркетплейсах“ продолжала карьеру дизайнера презентаций и соцсетей и не торопилась полностью переключаться на новую профессию. Но пока она училась, её работодатель решил выйти со своим товаром на Wildberries. Зная про обучение и интерес сотрудницы к теме, компания сделала ей релевантное предложение: заняться новым проектом. Таким образом, девушке не пришлось менять место работы и удалось получить горизонтальное развитие.

Если вы всё-таки пришли к решению начать всё с нуля, то важно предварительно позаботиться о финансовой подушке. Тогда переход будет более комфортным».

Анастасия Назарова

Чем карьерный консультант отличается от профориентолога и психолога

Если человек хочет сменить место работы, переквалифицироваться или попросту не знает, с чего начать поиски нового работодателя, — это запрос к карьерному консультанту.

А если есть трудности с профессиональным самоопределением, то нужно идти к профориентологу. Он не примет за вас решение о том, кем быть, но обеспечит теоретическую базу для выбора профессии и расскажет, какие перспективы и тренды рынка труда важно учитывать.

Но есть случаи, когда проблема лежит глубже: например, человек не уверен в себе, страдает от эмоционального или профессионального выгорания, сталкивается с неконтролируемым синдромом самозванца. С такими запросами стоит обратиться к психологу.

Какими навыками должен обладать карьерный консультант

Сначала скажем о хард-скиллах. Такой специалист должен знать рынок найма и специфику сферы, в которой консультирует, обладать развитой сетью контактов и желательно иметь опыт в управлении персоналом. Ещё лучше, если у консультанта будет профильное образование, а также сертификация как коуча.

Из софт-скиллов можно отметить стратегическое мышление, развитые аналитические навыки, чуткость и эмпатию. Критически важно уметь слышать и видеть истинные потребности обратившегося за помощью. Нет двух одинаковых запросов. Каждый человек живёт в уникальном контексте, и методы, инструменты и сроки карьерного консультирования должны подбираться индивидуально.

Например, к консультанту обращаются однокурсники из технического вуза. Ребята хотят устроиться в IT-компании, получили одинаковое образование в одном и том же возрасте. У обоих в портфолио парочка собственных проектов, шаблонное резюме и желание поскорее найти работу.

Но потребности у ребят разные. У одного недавно родился ребёнок, поэтому ему нужен понятный и стабильный график работы. А второму нужно место, подходящее для непоседливого холерика: парню важен дружный и молодой коллектив и возможность работать удалённо, потому что он любит путешествовать, а ещё он не прочь ездить в командировки.

Первому важна скорость трудоустройства и надёжность компании: его главная потребность — стабильность. У второго в приоритете свобода и мобильность, поэтому ему не так важно срочно получить оффер, зато ему нужна компания с проактивным коллективом, возможностью командировок и удалённой работы.

Разобраться в таких тонкостях и выявить реальные потребности человека — один из ключевых параметров успешного консультирования.

Где искать карьерного консультанта

В Skillbox для этого есть Центр карьеры с опытными специалистами. Студенты могут записаться на карьерную консультация в личном кабинете.

Для тех, кто любит сначала разобраться во всём сам, подойдут отдельные курсы по поиску работы:

Ещё можно поискать карьерного консультанта в социальных сетях. Также есть специальные сервисы по профориентации и консультированию (например, «Эйч» или «Дезориентация»). Многие из таких платформ работают так же, как сервисы и сайты по подбору психологов: вбиваете важные вам параметры, пишете об особенностях своей ситуации — и сервис выдаёт вам подборку подходящих специалистов.

Какой бы вариант вы ни выбрали, важно обратить внимание на образование консультанта, опыт работы и наличие успешных кейсов.

Как проходит карьерная консультация — рассказываем на примере Центра карьеры Skillbox

Как правило, требуется несколько сессий.

Первая встреча — это знакомство с консультантом и рассказ о себе

Чтобы не терять время, лучше заранее обдумать, какие у вас есть вопросы к специалисту. Карьерный консультант проведёт первичное собеседование, где соберёт информацию о вас:

  • где вы учились;
  • какой у вас опыт;
  • какие у вас навыки;
  • в каких соревнованиях, хакатонах, олимпиадах, проектах вы участвовали;
  • какие цели вы преследуете, где хотели бы работать и какие задачи выполнять;
  • с какими трудностями в учёбе на курсах или на предыдущих местах работы вы сталкивались;
  • какие люди вас мотивируют и какие проекты вдохновляют.

Во время первой беседы консультант поможет вам выделить те навыки, которые уже хорошо развиты, и те области, где есть потенциал для развития.

«Перед тем как обратиться в наш Центр карьеры, к другим сервисам карьерной помощи или к конкретному консультанту, важно задать себе вопрос: „Какую цель я ставлю себе перед началом поиска работы?“ Среди целей наших студентов мы, как правило, встречаем повышение дохода на текущей должности, горизонтальный переход внутри компании, выход на фриланс или выход из найма и начало работы на себя, а также поиск первой работы или переквалификацию.

Чтобы достичь результата, очень важно сформировать образ желаемой должности. Именно поэтому на старте нашего общения мы помогаем студентам понять, где они хотят работать: на какой позиции (управленческой или исполнительной?), в какой компании, на какой должности, с какими задачами».

Анастасия Назарова

Финал первой встречи — формирование цели и ценностного предложения для работодателя и подготовка карьерного плана.

Следующий этап — помощь в проработке резюме

Здесь есть несколько шагов.

  • Сначала нужно подготовить резюме для открытых источников — например, для hh.ru. Карьерный консультант не сделает резюме за вас, но направит в нужную сторону: подскажет, как оформить, что написать, а о чём умолчать, расскажет, как эффективнее собрать и упаковать в документ свой опыт.
  • Дальше консультант поможет вам оформить профили в профессиональных или социальных сетях: LinkedIn, FL.ru, Behance (соцсеть для дизайнеров). Это позволит получать больше предложений.
  • Затем консультант поможет подготовиться к собеседованиям.

Фаза активного поиска

Специалист поможет подсветить успехи и проанализировать отказы, подскажет, как эффективнее искать и откликаться.

«Работа с консультантом также подразумевает этап рефлексии. Когда выработанная стратегия не даёт результата, карьерный консультант поможет проанализировать, как отрабатывает себя резюме соискателя, часто ли человека приглашают на собеседования и как он их проходит, как справляется с тестовыми заданиями. Если у клиента не получается выполнить тестовое задание, специалист предложит дополнительно подключить практикующего эксперта в релевантной сфере. Последний поможет в оценке портфолио или уже сделанных тестовых, чтобы соискатель обратил внимание на ошибки и в дальнейшем исправил их. После корректировок человек возвращается к поиску».

Анастасия Назарова

Обращаясь за помощью, важно понимать: консультант — наставник, а не волшебник, он не устроится на работу за вас. Чтобы достичь результата и получить заветный оффер, придётся приложить усилия.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована