Геймдев
#подборки

Метавселенные, NFT и неудачные ремастеры: эксперты из геймдева — об итогах 2021 года

Альфина, Максим Фомичев, Ярослав Кравцов, Владимир Белецкий и другие представители отрасли.

Иллюстрация: Sam Balye / Unsplash / The Game Awards 2021 poster / Wikimedia Commons / Annie для Skillbox Media

В конце 2021-го редакция «Геймдева» Skillbox Media связалась с экспертами из игровой индустрии, чтобы обсудить главные события года и поговорить о самых заметных играх. Получилось 12 статей, которые появились на странице раздела в декабре и начале января. Этот материал — что-то вроде хаба, где собраны самые яркие моменты из упомянутых двенадцати разговоров.

Александр Петров

Руководитель разработки PIONER, студия GFA Games

Для отечественного геймдева 2021 год — победный год. Я отчётливо вижу тренд на хорошие и сильные проекты, которые приобрели массовость. Мне кажется, в этом году появилось столько крупных отечественных тайтлов, сколько не выходило в течение предыдущих 5–6 лет. И ещё больше релизов я жду уже сейчас. В настоящее время отечественный геймдев показывает большую продуктивность по сравнению с нашими западными коллегами.

Из самых позитивных изменений, пожалуй, отмечу готовность различных инвесторов финансировать уникальные проекты. Возможно, мой опыт не столь репрезентативен, но мои игры финансировали два раза в жизни — в 2017 году и в этом. Поэтому я могу сравнить соотношение суммы и временного периода. Инвестиций стало больше, получить их — легче. Увеличился охват проектов и жанров; люди стали чаще экспериментировать, и рынок это поощряет.

Альфина (Александра Голубева)

Переводчица Disco Elysium и нарративный дизайнер в студии Unfrozen

Мне кажется, именно в этом году широкой публике стало бросаться в глаза, что в России (а не только в других странах постсоветского пространства) есть PC-геймдев. От Loop Hero до Pathfinder, от Black Book и The Life and Suffering of Sir Brante до Encased — у нас стали делать игры, которые не просто находят свою аудиторию, но и становятся событиями. Игры и интересные, самобытные, и коммерчески успешные, и хорошего технического качества.

Вообще-то успешная PC-разработка появилась в России не сегодня — посмотрите, сколько отзывов (то есть какие продажи) в Steam у игры Graveyard Keeper от питерской студии Lazy Bear, да и Pathfinder уже не первая. Но мне кажется, что есть как минимум психологическая разница между мыслью «у нас иногда выпускают игры» и мыслью «у нас есть своя индустрия». Разница и для игроков, наконец-то не ощущающих себя на безрыбье, и для работников индустрии, которые больше не обречены идти делать мобилки.

В российской PC-разработке стало больше денег. Появились или окрепли профильные инвесторы, специализирующиеся именно на играх, порой — именно на PC и консолях. Рынок игрового сбыта тоже растёт (то есть все играют), поэтому инвестируют в разработку довольно охотно. И всё это, может, звучит неромантично, но корреляция очень проста: есть стабильные, осмысленные инвестиции — есть поток хороших игр. Нет их — остаются лишь редкие ростки.

Левон Цатуров

Руководитель разработки Age of Silence, студия Game Gods

Не хочу показаться банальным, но главным событием в мировой игровой индустрии для меня стала The Game Awards 2021. Меня не особо интересовали номинанты, хотя за соотечественников в лице Loop Hero, конечно, держал кулачки. Большие надежды возлагались на громкие анонсы, до меня как раз доходили слухи о проекте Saber по одной популярной франшизе. Поэтому анонс Space Marine 2 стал для меня вишенкой на торте в уходящем году. Буду с нетерпением ждать релиза так долго ожидаемого сиквела!

Ярослав Кравцов

Геймдизайнер и глава студии «Мастерская 15»

Говоря о самом важном в 2021 году, в первую очередь хочется упомянуть тренд на метавселенные. На самом деле тут можно пока вынести за скобки модное слово и обратить внимание на то, как стирается граница между физическим и цифровым мирами. Процесс уже давно идёт, но Марк Цукерберг своими высказываниями и переименованием компании подбросил дровишек в этот костёр.

Параллельно с этим развивается тренд на NFT. Хотя сама суть уникального токена, которым можно торговать на блокчейне, существует давно, сейчас эта технология стала обретать лицо в конкретных публичных сделках вроде покупки NFT-картины на аукционе. Это привело к популяризации технологии, и под неё адаптировались экономики различных виртуальных проектов.

На мой взгляд, мы видим сейчас только самое начало тренда, когда в нём много хаоса и сомнительных историй. Так, большинство игр с NFT-предметами не содержат главного — удовольствия от игрового процесса. Но ситуация меняется. Например, совсем недавно Ubisoft добавила NFT-предметы в свои игры, где точно есть фан.

Леонид Горбачёв

Руководитель студии Moon Moose, один из создателей экономической стратегии Cartel Tycoon

В 2021 году особенно заметна печальная тенденция провала крупных проектов. Сложилось впечатление, что многие студии снизили планку качества и выпускали игры ради того, чтобы вписаться в запланированную дату релиза. Думаю, на это есть много причин. Например, из-за пандемии у крупных компаний наверняка срывались пайплайны.

В целом ситуация не очень благоприятная — игроки будут менее активно покупать игры на тех площадках, где нет простого механизма рефанда.

Максим Фомичев

Исполнительный продюсер студии Owlcat Games

На мой взгляд, главным событием 2021 года стало безумие, которое творится вокруг NFT и метаверса. Каждый день ты слышишь об инвестициях на миллионы долларов в проекты, востребованность которых среди аудитории не проверена и не доказана. Очень интересно за этим наблюдать, особенно учитывая, что в памяти живы воспоминания о хайпе вокруг VR в 2014-м и криптовалютах в 2017-м.

А в русскоязычном геймдеве главный тренд — это окончательный ренессанс PC- и консольной разработки, который начался около пяти лет назад. Наконец-то мы вступили в фазу, когда этим сегментом занимаются не только маленькие инди-команды или разработчики-одиночки, но и крупные компании уровня Vizor, VK и MyTona. Важно это потому, что игры, ради которых мы все на самом деле пришли в геймдев, не делали у нас почти 10 лет, с кризиса 2008-го, но сейчас мы вновь встали на путь настоящего геймдева!

Светлана Воронина

Пиар-менеджер агентства Kool Things

Самое значимое в мировой игровой индустрии — это, конечно, дикий хайп вокруг NFT и метавселенных. Наблюдать за этим крайне увлекательно, и очень интересно, что же в итоге выйдет. Или не выйдет. Если честно, я больше склоняюсь в пользу последнего варианта. Вероятно, кто-то продолжит заниматься NFT, как сейчас продолжают заниматься, например, VR или AR, но такого хайпа, какой был изначально, уже не будет.

Но я никогда не загадываю. В Илона Маска тоже никто не верил.

Олег Кондрашов

Основатель студии Game Gods, тимлид и геймдизайнер Age of Silence

Самый важный тренд последних двух лет в том, что из-за коронавируса и социальной изоляции в игры стали играть талантливые люди из других отраслей и творческих сфер. Возможно, в других условиях они бы не стали этого делать. Благодаря таким людям концепция «для масс — только ААА» размылась, и мы увидели бум невероятно качественных игр, в которых главное — вовсе не графика и не кат-сцены.

Считаю, что нет ничего важнее преодоления этого снобизма, который царствует последнее десятилетие. Рынок видеоигр не ограничен крупными блокбастерами. И, кажется, индустрия сделала большой шаг к тому, чтобы донести эту мысль до большего количества игроков.

Владимир Белецкий

Руководитель разработки Black Book, основатель студии Morteshka

Важным событием в 2021 году стал суд между Epic и Apple, поскольку в результате этого процесса работа в онлайн-магазинах может упроститься и стать более выгодной для разработчиков. Возможно, это будет не сразу, но и разбирательство Tengen с Nintendo не вмиг улучшило условия работы с последними.

Антон Токарев

Ведущий технический дизайнер в Apella Games

Среди самых заметных событий 2021 года я бы выделил тренд на ужасающие ремастеры, как пример — попытка максимально бюджетно сделать ремастеры трёх частей Grand Theft Auto. Использование нейросетей для улучшения текстур и моделей не увенчалось успехом, но я уверен, что этот подход и дальше будут использовать в создании игр.

Также была достаточно качественная Diablo 2: Resurrected, которая, наоборот, выступает положительным примером того, насколько хорошо можно сделать ремастер. Впрочем, остались сетевые и технические проблемы, а также старые баги, на которые ругались игроки. Но всё равно впечатление очень положительное.

Второй тренд, который я выделяю, — это NFT и метавселенные. Я их объединяю, хотя это две отдельные большие темы. Под конец года студии начали внедрять в свои проекты NFT. Даже такая крупная компания, как Ubisoft, анонсировала использование NFT.

Кирилл Золовкин

CEO студии Heart Core, креативный директор Gripper

IT-компании окончательно перешли на удалёнку. Мир никогда уже не будет «офисным». Метавселенные растят наших детей и помогают им сближаться, что мы наблюдаем в Roblox, Minecraft и Fortnite. На переменах играют уже не в классики, а в «Красный свет — зелёный свет» из «Игры в кальмара». Между тем стриминговые платформы начали создавать контент для геймерской аудитории — например, сериал «Аркейн».

Работа в геймдеве набрала популярность, разработчики стали типичными персонажами кино, как в фильме «Главный герой» или новой «Матрице», где Нео — геймдизайнер. Доставщики превратились в героев реальной жизни — кругом сплошная Death Stranding. Отмечать праздник по Сети уже в порядке вещей: в прошлом году мы справляли дни рождения в Zoom и закатывали вечеринки с диджеем в SpatialChat.

Мессенджеры забрались на территорию игр: разработчики создают сообщества в Discord, а Opera GX купила GameMaker, чтобы построить свою площадку — возможно, в будущем она сможет сравниться по популярности с Kongregate. Epic Games не только показала пятую версию движка Unreal Engine с технологией Nanite, но и дала «пощупать» её всем желающим. Так у нас, рядовых инди-разработчиков, впервые появился ранний доступ к некстгену.

Рынок NFT пытается построить своеобразный дом Gucci в игровом сегменте, делая массовый внутриигровой контент эксклюзивным, дорогим, личным. Но тех, кто готов за него платить, пока мало.

Сергей Гиммельрейх

R&D-эксперт и геймдизайнер в компании Creative Mobile

Говоря о главных трендах 2021 года, мне сложно придумать что-то другое, кроме Meta от Facebook*. Потому что игровая индустрия перевернулась с ног на голову после того, как большая компания внезапно сказала, что метавселенные — это не так уж и плохо. Ещё и с NFT: «Почему бы нам не делать такое официально и не притворяться мошенниками? У нас всё честно».

Это настоящая гонка: очень многие крупные игровые компании заявили, что они делают собственную версию метавселенной. И одним из глубоких разочарований лично для меня стала политика компании Atari, можно сказать, приведшей меня в геймдев. Когда я узнал, что она собирается делать казино-метавселенную, я был разочарован, честно говоря.

От этой компании я ждал что-то вроде мультфильма «Ральф» и представлял метавселенную от Atari с налётом золотого века аркадных автоматов. И тут внезапно она выходит с этим ужасным роликом, с этой историей про казино.

Впрочем, от метавселенных уже никуда не деться — с каждым годом их будет всё больше и больше. Мы каждую неделю слышим о том, что какая-то компания объявляет о создании метавселенной, выкладывает очередной ролик об этом. Я предполагаю, что в будущем игроки будут приходить в эти метавселенные и играть там во всё, во что хотят.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована