Геймдев
#статьи

2023 год в игровой индустрии: важные события в сфере игровых движков

Изменение лицензий, неоднозначные решения и знаковые достижения технологий уходящего года.

Иллюстрация: Unigine / GameMaker / Nau Engine / Unity Technologies / Epic Games / Godot / Web Summit / Wikipedia / kjpargeter / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media

Репутационный урон Unity Technologies, массовые сокращения Epic Games, шумиха вокруг Godot — эти и другие события в сфере игровых технологий так или иначе отразились на индустрии. В рамках подведения итогов 2023 года редакция «Геймдев» Skillbox Media собрала все важные новости, связанные с ключевыми технологиями для разработки 2D- и 3D-игр.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Развитие Unreal Engine 5 и пересмотр лицензий

За год Epic Games выпустила два крупных обновления для Unreal Engine 5 (версии 5.2 и 5.3), а также отдельный редактор для Fortnite — Unreal Editor For Fortnite (UEFN), релиз которого состоялся 22 марта. UEFN во многом схож со стандартным Unreal Editor и содержит упрощённый набор для создания уровней и скриптов. Теперь поклонники королевской битвы могут делать более разнообразные и проработанные миры и загружать их в «Творческий режим 2.0».

Остров Forest Guardian входил в официальный набор первых игр «Творческого режима 2.0», демонстрирующих новые возможности UEFN
Скриншот: игра Fortnite / Epic Games

В начале лета состоялся релиз долгожданного инструмента для пользовательского лицевого мокапа MetaHuman Animator. С помощью приложения Live Link Face для iOS можно записать лицевую анимацию с камеры и перенести её на персонажа, созданного в веб-приложении MetaHuman Creator. Кроме того, плагин в движке сканирует ключевые точки лица и на основе собранных данных может сгенерировать уникальный меш лица человека. Полученную модель в дальнейшем можно импортировать в движок и работать с ней так же, как и с обычными персонажами MetaHuman.

Презентационный ролик MetaHuman Animator, кратко демонстрирующий возможности программы

Несмотря на технологические достижения, Epic Games столкнулась с необходимостью сокращения штата. В конце сентября на сайте компании было опубликовано заявление CEO Epic Games Тима Суини об увольнении около 830 человек, причём две трети уволенных не были связаны с разработкой ключевых проектов. По словам основателя, решение обосновано тем, что компания стала «тратить больше, чем зарабатывать» из-за крупных инвестиций в экосистему Fortnite и эволюционирования Epic Games в целом. По мнению Суини, такой ход сократит расходы без ущерба разработкам и развитию бизнес-направлений. Впрочем, Epic Games продолжает поиск кандидатов на ключевые вакансии, даже при нулевой прибыли.

На этом важные заявления от основателя компании не закончились. В начале октября прошло мероприятие Unreal Fest 2023, в рамках которого Тим Суини анонсировал будущие изменения лицензии Unreal Engine. В следующем году технология будет распространяться по подписке, но только для тех, кто использует движок для неигровых проектов (архитектура, VFX, анимация, киноиндустрия и тому подобное). Правила лицензирования для разработчиков игр не изменились: движок по-прежнему останется бесплатным, а выплачивать 5% отчислений Epic Games нужно только при достижении прибыли в 1 млн долларов.

Пока неизвестно, как именно Epic Games собирается выявлять авторов неигровых проектов и какой счёт в итоге им выставит. В своём выступлении Тим Суини провёл аналогию с Maya и Adobe Photoshop. Портал Puget Systems склоняется к стоимости в диапазоне 20–220 долларов. Важно отметить, что в дальнейшем основатель уточнил, что это решение не скажется на деятельности инди-авторов короткометражных анимаций: для коммерческих проектов установят минимальный порог дохода. Для студентов и учебных заведений технология останется бесплатной.

О том, насколько окупит себя такое решение компании и как на него отреагирует сообщество, будет известно уже в следующем году, когда Epic Games более подробно озвучит новые условия лицензирования.

Громкий скандал с Unity

2023 год начался для Unity Technologies довольно продуктивно. Компания попала в список самых инновационных мировых компаний 2023 года по версии американского бизнес-журнала Fast Company. В апреле создатели движка выпустили набор инструментов Unity Industry на замену предыдущему Industrial Collection. Новая опция включает в себя обновлённые функции для разработки, а также создания и масштабирования мультиплатформенных приложений в разных отраслях промышленности.

Изображение: Unity Technologies

Ближе к лету компания сфокусировалась на нейросетях, объявив о запуске двух новых ИИ-платформ: Unity Sentis — инструмента для интеграции пользовательских моделей искусственного интеллекта в движок, и Unity Muse — аналога ChatGPT для разработки проектов путём текстовых запросов (в настоящий момент находится в платном раннем доступе).

12 сентября стало для Unity Technologies роковой датой в связи с заявлением о пересмотре условий лицензирования и введением ежемесячной платы Unity Runtime Fee. Размер последней зависел от подписки и дохода от продаж проекта, при этом варьировался от количества установок этого самого проекта. Помимо того, что инди-разработчики были шокированы столь спорным решением, на протяжении нескольких дней они не могли получить внятных разъяснений по поводу новой политики лицензирования от представителей компании. О том, как развивался этот конфликт, можно узнать из нашего материала по ссылке ниже.

Во время этого события выяснилось, что почти за неделю до резонансного заявления CEO Unity Джон Ричителло продал 2000 акций компании. Всего за год он успел продать более 50 тысяч акций и не выкупил ни одной. В совокупности с предыдущими резкими высказываниями генерального директора в адрес разработчиков мобильных игр данные сведения вызвали ещё больше подозрений и негодования со стороны сообщества Unity.

Скандальная ситуация и поток разгневанных открытых писем от инди-разработчиков привели к тому, что спустя некоторое время компания пошла на уступки, значительно смягчив условия лицензий. Чуть позже Unity Technologies добавила обновлённую информацию в условия использования Unity Editor, сделав их более прозрачными для пользователей.

Сможет ли Unity поправить свою репутацию и загладить вину перед сообществом, покажет время. В любом случае резонансное событие мотивировало многих инди-разработчиков рассмотреть другие технологии. Пока неясно, насколько далеко зайдёт эта тенденция. Из дискуссии на Reddit, посвящённой разработчикам, перешедшим с Unity на альтернативные Godot Engine и Unreal Engine, можно понять, что мнения разделились. Для одних переход стал очень болезненным. Другие, наоборот, быстро освоили работу с новыми движками, посмотрев обучающие уроки, и даже открыли для себя новые возможности. Но делать выводы о массовом оттоке пользователей пока рано.

В отчёте за третий квартал компания упомянула о возможном прекращении поддержки некоторых инструментов и сокращении филиалов и штата в перспективе. К концу ноября Unity сократила 256 работников, привлечённых в рамках сотрудничества со студией визуальных эффектов Weta Digital. Кроме того, компания планирует закрыть офисы в 14 городах. Тенденцию к дальнейшему уменьшению затрат подтвердил и исполняющий обязанности генерального директора Джеймс Уайтхёрст. Следующий год покажет, как отразится эта «перезагрузка‎» на компании и сможет ли в целом Unity изменить своё положение в индустрии.

Рост интереса к Godot Engine

Для этого кроссплатформенного движка, рассчитанного на разработку 2D- и 3D-игр, год оказался довольно насыщенным. В феврале вышла бета-версия Godot Engine в Google Play, и в настоящий момент пользователи Android могут установить его третью или четвёртую версию и разрабатывать мобильные игры напрямую со своих устройств.

Первого марта состоялся официальный релиз Godot 4.0, а чуть позже клиент движка появился в Epic Games Store. The Godot Foundation давно сотрудничает с Epic Games и даже стала обладателем Epic MegaGrant на 250 тысяч долларов. Новая площадка для релиза поможет разработчикам Godot Engine охватить ещё один пласт аудитории.

Шоурил десктопных и консольных игр, сделанных на Godot Engine

После скандальных сентябрьских событий, связанных с Unity, интерес к Godot Engine значительно вырос, в частности среди инди-разработчиков. В свою очередь это спровоцировало не только увеличение числа проектов на Godot Engine, включая миграции с Unity, но и рост желающих финансово поддержать развитие технологии. Сам движок всегда был бесплатным без каких-либо встроенных подписок, а все разработки The Godot Foundation финансируются только за счёт донатов сообщества.

В конце сентября компания опубликовала заявление, в котором разъяснила свою позицию относительно шумихи вокруг своего движка. Безусловно, разработчикам было приятно ощутить повышенное внимание к своей технологии, однако они убеждены, что люди сами должны понять, подойдёт Godot Engine для их проектов или нет. Поэтому намекать потенциальным пользователям на то, что их технология может стать отличным вариантом, не стоит. Более того, The Godot Foundation открыто выразила поддержку сотрудникам Unity и осудила их травлю сообществом разработчиков.

К концу года компании удалось преодолеть планку в 50 тысяч долларов ежемесячных пожертвований от сообщества, что позволит ей в дальнейшем улучшать свою технологию и привлекать ещё больше пользователей.

Пересмотр лицензий GameMaker

В течение года YoYo Games регулярно выпускала обновления к GameMaker. 21 ноября компания опубликовала на своём сайте сообщение о том, что движок GameMaker стал бесплатным для некоммерческого использования. Кроме того, помесячные подписки Indie и Creator (для инди-разработчиков и тех, кто делает проекты на движке в качестве хобби) заменили на лицензию Professional, для приобретения которой достаточно внести разовый платёж. Условия лицензирования консольных проектов и тарифа Enterprise остались прежними.

Приключенческая игра Chicory: A Colorful Tale получила награду за лучшую семейную игру на BAFTA Games 2022
Скриншот: игра Chicory: A Colorful Tale / Greg Lobanov

Подобный жест от YoYo Games — не просто благодарность сообществу. Став свидетелем неоднозначных изменений в политике лицензий других движков, компания пересмотрела приоритеты и решила действовать наоборот, упростив условия использования GameMaker.

К слову, за три года после того, как YoYo Games стала частью Opera, количество активных пользователей GameMaker выросло в три раза. И в перспективе с обновлёнными условиями лицензии такой ход может привлечь ещё больше разработчиков 2D-игр.

Развитие Unigine

Летом этого года разработчики российского движка выпустили обновление SDK Unigine 2.17 с улучшенными инструментами, поддержкой более стабильных версий API DirectX 12 и Vulkan, а также с поддержкой режима Raymarching, обеспечивающего более качественное динамическое освещение, и другими функциями.

Презентация обновления Unigine 2.17

Помимо проведения ежегодного мероприятия Unigine Open Air 2023, ещё одним заметным событием для сообщества Unigine стал выпуск бесплатного курса по движку для начинающих. Запрос на обучение технологии существовал уже давно, и ещё в нашем прошлогоднем интервью CEO Unigine Денис Шергин упоминал, что его команда решила самостоятельно взяться за создание подобного контента. 14 сентября на сайте официальной документации появился раздел с обучающими материалами. Курс предназначен для версии Unigine SDK 2.17 и рассчитан примерно на 70 часов (50 — теория, 20 — практика). Уроки ориентированы на пользователей с базовыми навыками С# и тех, кто только начал изучать 3D-моделирование или знаком с его основами.

Пожалуй, одним из самых ярких событий в этом году для компании стало использование движка Unigine 2 в рамках нового шоу рок-группы U2 в Лас-Вегасе. Во время выступления музыкантов на самом большом в мире сферическом экране конструкции MSG Sphere Las Vegas транслировались цифровые работы художника Джона Джеррарда, которые были визуализированы с помощью Unigine 2. В видео ниже можно оценить масштаб действия, а также услышать мнение солиста U2 Боно по поводу технологии.

В настоящий момент Unigine готовит очередной релиз SDK, в котором заявлено большое количество обновлений.

«В этом году мы много работали над нашей новой большой игрой, релиз которой намечен на следующий год. Этот процесс сильно продвинул нас в плане развития нашего 3D-движка. Часть улучшений попали в Unigine 2, часть пользователи увидят уже в Unigine 3 в следующем году. Основные направления — поддержка PlayStation 5 и Xbox Series X/S, окончательный переход на DirectX 12 / Vulkan, персонажная анимация, GUI, оптимизация производительности и потребления памяти. За 2023 год мы выпустили меньше релизов SDK, чем обычно, но это просто затишье перед Unigine 3, который станет серьёзным рывком вперёд. Наша команда выросла до 100 человек, и мы продолжаем активно расширяться».

Денис Шергин
CEO Unigine

Анонс Nau Engine

Разговоры о необходимости разработки нового российского движка велись ещё в прошлом году. В мае 2023-го была официально анонсирована Nau Engine — новая технология для производства игр. Одновременно с анонсом команда разработчиков открыла сбор заявок на участие в тестировании. Согласно одной из новостей, опубликованных на сайте, с июня Nau Engine получила более 12 тысяч заявок от игровых студий, в том числе от начинающих и действующих IT-специалистов. По данным на момент октября разработку Nau Engine проинвестировал только холдинг VK, причём из собственных средств.

В середине осени прошла масштабная презентация движка, в рамках которой представители Nau Engine подробно рассказали о новой технологии. Директор проекта Александр Мясищев озвучил основные принципы Nau Engine, результаты команды разработки за текущий год и дальнейшие стадии релиза. Перечисляя технические особенности движка, руководитель разработки Андрей Карсаков упомянул, что компоненты и рендер-ядро системного уровня взяты из бесплатной open-source-лицензии Dagor Engine. Этот движок разработан студией Gaijin Entertainment, и в своё время его использовали для производства «Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники», War Thunder, Enlisted и ещё нескольких проектов. Примечательно, что некоторые части Dagor были загружены на портал GitHub под лицензией BSD-3 ещё в сентябре, но это действие разработчики не афишировали.

Решение команды Nau Engine оказалось неожиданным для Gaijin Entertainment. Тем не менее создателям War Thunder было приятно узнать, что компоненты Dagor Engine заложены в основу нового движка, и компания надеется, что остальные разработчики могут последовать примеру Nau Engine. Ведь технологии с открытым исходным кодом для того и существуют, чтобы каждый мог создать на их основе нечто инновационное.

Краткая информация о технологии в виде манифеста

В настоящий момент проходит закрытое альфа-тестирование Nau Engine, которое продлится до февраля следующего года.

Что происходило с остальными движками

  • В этом году Crytek не выпускала новые обновления для CryEngine. Изменения коснулись лишь лаунчера движка. Отсутствие новых итераций технологии может быть связано с тем, что команда сконцентрировалась на дополнениях к Hunt: Showdown и разработке шутера Crysis 4, выход которого намечен на следующий год. Не исключено, что новая версия движка не за горами, о чём свидетельствуют регулярные наборы на позиции специалистов, в частности для работы над CryEngine.
Скриншот: игра Hunt: Showdown / Crytek
  • В марте студия Scirra, разработавшая движок Construct, выпустила браузерный инструмент для создания анимаций — Construct Animate. А в сентябре состоялся релиз новой версии движка, Construct 3 r358, — с поддержкой иконок в тексте, плагина для локализации проектов и динамических слоёв, которые могут меняться в реальном времени.
  • Разработчики RPG Maker 2 на протяжении всего года выпускали множество ассетов для наполнения внутриигрового контента и обновления к наборам.

* * *

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию во всём мире, рынок игровых движков продолжает развиваться с каждым годом. Только за период с 2022 по 2023 год инвестиции в это направление выросли на 16,22%. Благодаря разнообразию движков на рынке любой разработчик может легко определиться с основой для будущего проекта, исходя из концепции, личных навыков и доступных ресурсов.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована