Геймдев
#статьи

Обновлённые лицензии движка Unity: что изменилось и как работает Unity Runtime Fee

Разбираемся, что произошло вокруг популярной технологии, чем недовольны разработчики и как им отвечают представители компании Unity.

Фото: Hryshchyshen Serhii / Shutterstock

12 сентября 2023 года Unity опубликовала изменения условий лицензирования своего игрового движка. Согласно заявлению представителей компании, с 1 января 2024 года для разработчиков вводится ежемесячная плата Unity Runtime Fee, размер которой зависит от выбранной подписки и дохода от продаж игры, созданной на Unity, — и при этом варьируется от 0,5 цента до 20 центов за одну установку этой самой игры.

Вскоре на сайте компании появились разъяснения по поводу новой бизнес-модели, но многие моменты и некоторые формулировки тем не менее остались неясными. Например, каким образом Unity планирует отслеживать установки игр и что именно подразумевается под определением «установка»?

Сами нововведения, в том числе из-за недостатка объяснений, подверглись критике со стороны разработчиков. В этом материале редакция «Геймдев» Skillbox Media разбирает причину конфликта, а также приводит самые частые вопросы разработчиков и ответы официальных представителей компании.

Как изменятся правила лицензирования движка Unity

  • Unity Personal. Остаётся бесплатной, порог дохода от продаж игры увеличивается со 100 тысяч долларов до 200 тысяч, как и в более продвинутой лицензии Unity Plus. Также с ноября 2023 года пользователям потребуется периодически авторизовываться через Unity ID, чтобы получить доступ к движку. Без интернет-соединения пользователь может продолжать работу в течение трёх дней.
  • Unity Plus. Станет недоступна для новых пользователей с 12 сентября. Те, кто работал на этой лицензии, могут либо продлить подписку ещё на год, либо приобрести лицензию Pro. И для Unity Personal, и для Unity Plus порог дохода от продаж игры, после которого разработчику требуется платить за использование движка, увеличен до 200 тысяч долларов.
  • Pro. Стоимость этого плана выросла и теперь составляет 1877 долларов в год. Также тариф предполагает скидки на плату Unity Runtime Fee, речь о которой пойдёт ниже. И теперь это единственный вариант для разработчиков, которые не хотят видеть в своём проекте экран загрузки Unity. Прежде они могли купить Plus-версию и заплатить 399 долларов за отсутствие логотипа технологии (эта возможность теперь останется только для старых пользователей, но лишь на один год, поскольку продлить эту версию подписки в будущем будет нельзя).
  • Enterprise. Цена на лицензию остаётся прежней, но Unity Runtime Fee ниже, чем в остальных бизнес-моделях.

На все эти лицензии, как можно было понять, распространяется главное нововведение — та самая Unity Runtime Fee. Эта плата взимается с разработчика за одну установку его игры на любой платформе, которую поддерживает движок Unity. Важно отметить, что Unity Runtime Fee начинает взиматься только после того, как доход от продаж игры за последние 12 месяцев достигнет порогового значения, зависящего от выбранной лицензии. Представители Unity подчёркивают, что плата взимается за каждую новую установку и не перетекает в постоянные отчисления, как с дохода.

Ниже приведено несколько условий, согласно которым Unity Runtime Fee будет взиматься с разработчиков.

Основные положения Unity Runtime Fee

  • Unity Runtime Fee вступает в силу с 1 января 2024 года. При этом плата будет взиматься даже в том случае, если игра достигла пороговых значений по количеству проданных копий и доходам от продаж до 1 января 2024 года.
  • Расчёт Unity Runtime Fee производится путём умножения стоимости тарифа на количество установок после того, как игра достигает пороговых значений. Если установок очень много, разработчику выгоднее перейти на лицензии Pro или Enterprise, которые предлагают многоуровневую тарифную систему, отмеченную ниже.
  • Unity Runtime Fee будет взиматься в соответствии с одним из двух тарифов — стандартным (Standard monthly rate) или тарифом для формирующегося рынка (Emerging market monthly rate). Применение тарифа зависит от того, в какой стране происходили установки игры. Так, под стандартный подпадают США, Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и Великобритания. А под тариф для формирующегося рынка — все остальные страны.
Все расчёты производятся за один проект/игру, а Monthly в данном случае означает, что счёт за все установки выставляется в конце месяца
Инфографика: Unity

Представим, что доход некой условной игры за последние 12 месяцев достиг 12 млн долларов и за всё время после релиза игру установили 5 млн раз — то есть по обоим необходимым показателям тайтл достиг пороговых значений.

При этом за последний месяц игра собрала 300 тысяч установок, 200 тысяч из которых — от пользователей из стран, подпадающих под стандартный тариф, а остальные 100 тысяч — из стран с формирующимся рынком. Так как студия, создавшая упомянутую условную игру, подключена к лицензии Unity Pro, расчёт производится следующим образом:

100 000 × 0,15 + 100 000 × 0,75 (по стандартному тарифу) + 100 000 × 0,01 (по тарифу для стран с формирующимся рынком) = 23 500 долларов.

  • Подписка на ту или иную лицензию оплачивается отдельно.
  • Счёт по плате Unity Runtime Fee приходит раз в месяц.
  • Unity Runtime Fee не распространяется на фильмы, азартные игры и образовательные проекты.

Подробнее об условиях можно прочесть на сайте движка в разделе, связанном с Unity Runtime Fee.

Почему инди-разработчики остались недовольны изменениями

  • Представим, что разработчик использует Unity Personal или остаётся на Unity Plus. Его игра внезапно становится популярной, преодолевает порог в 200 тысяч долларов дохода от продаж, и сотни тысяч людей устанавливают её на свои устройства. Учитывая затраты на производство, комиссию площадок, маркетинг и прочие расходы, он рискует понести серьёзные убытки. К примеру, 500 тысяч установок за 20 центов каждая обойдутся разработчику в 100 тысяч долларов.
  • Разработчики мобильных приложений с условно-бесплатной моделью распространения рискуют уйти в минус. Маркетинг игры «съедает» большую часть бюджета, а доходы с продаж внутриигровых предметов в некоторых случаях могут быть минимальными. И если сумма доходов всё же преодолеет требуемый порог, количество установок может достигнуть к тому времени миллиона, что повлечёт за собой колоссальные расходы.
  • Авторы игр-долгостроев, чей бюджет может зависеть от финансирования за счёт краудфандинга и других инвестиций, тоже рискуют оказаться в непростой ситуации. Даже если их игра преодолевает порог, первые суммы идут на возмещение расходов на разработку, и плата за установки в этом случае может сыграть негативную роль. То есть те разработчики, которые делали игру в течение пяти лет, ради тех же 200 тысяч долларов могут работать себе в убыток — и при этом ещё будут должны Unity денег, если их игра всё же преодолеет порог в 200 тысяч установок.
  • Кроме того, возникает риск намеренного «бомбинга» установками со стороны недоброжелателей — с целью разорить ту или иную компанию. Представители Unity, правда, опровергают такую возможность, но при этом отказываются отвечать, какие именно инструменты будут использоваться для отслеживания установок, ограничиваясь абстрактными терминами. Также непонятно, каким образом будут отслеживаться установки пиратских копий: пока компания предлагает разработчикам просто писать жалобы на пиратские ресурсы. В совокупности это вызывает ещё больше подозрений у сообщества разработчиков.
  • Пользователи также предполагают, что Unity может не остановиться на текущих изменениях и повысить цены ещё через несколько лет, что ставит под угрозу разработку будущих игр на этой технологии.

Часто задаваемые вопросы

Формулировки ответов на часто задаваемые вопросы относительно Unity Runtime Fee не устроили разработчиков. И в первые сутки после анонса изменений пользователи движка пытались добиться от компании более подробных объяснений. Ниже приведены вопросы от пользователей с форума и наши ответы на них, основанные на заявлениях представителей Unity и комментариях разработчиков.

Учитываются ли переустановки приложений на устройствах?

В случае с мобильными приложениями для Android или iOS повторная установка приложения не считаются отдельной установкой, так как приложение уже числится за учётной записью.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Для остальных платформ ситуация уточняется, так как во многих источниках информация всё ещё противоречива. Главный технический специалист XR Антония Форстер утверждает, что за переустановки плата не взимается, однако у неё нет данных по мультиплатформенным устройствам. Стивен Тотило, автор портала Axios Gaming, связывался с Unity и получил комментарий о том, что плата берётся только за первую установку.

От Unity Runtime Fee также освобождены демоверсии и версии игр, доступные в подписочных сервисах вроде Game Pass. За установки игр по подписке Unity Runtime Fee якобы должен платить дистрибьютор, которым в случае с Game Pass, является Microsoft.

Впрочем, первое же сообщение на официальном форуме Unity опровергает всё вышесказанное.

Обновление от 18.09.2023. Спустя несколько дней модераторы внесли уточнения в первое сообщение, упомянутое выше, и в настоящий момент комментарии представителей не противоречат друг другу.

Как рассчитывается Unity Runtime Fee? За каждую игру в отдельности или же за все игры студии разом?

Unity Runtime Fee рассчитывается за каждую отдельную игру / каждый отдельный проект.

Unity Runtime Fee распространяется на уже созданные и выпущенные игры или же речь идёт только о тех тайтлах, которые будут созданы в следующих версиях Unity?

Плата распространяется на созданные и выпущенные проекты тоже. Unity Runtime Fee станет взиматься с вышедшей до января 2024 года игры, если она к тому моменту уже достигла пороговых значений по доходам от продаж и количеству проданных копий.

Считается ли обновление клиента игры за новую установку?

Обновление клиента игры не считается новой установкой. Но это не значит, что можно обойти Unity Runtime Fee, выдавая полноценную игру за демоверсию, у которой внутри есть доступ разблокировки полной версии игры.

Как Unity будет отличать переустановку от новой установки?

Для этого компания использует запатентованную модель данных, оперируя как собственными данными, так и данными третьих лиц в тех случаях, где это доступно и уместно. Если данные компании и данные пользователя не совпадают, к процессу подключается отдел продаж и финансов.

Скорее всего, метод подсчёта установок изменится в ближайшие месяцы или годы.

Насколько правдивы расчёты разработчика, представленные на картинке ниже?

Изображение: Dani / X

Количество установок для платы начнёт учитываться только после 1 января 2024 года, и те установки, которое были совершены до этого, не нужно оплачивать. Но, как уже было сказано выше, установки игры, совершённые до января 2024 года, учитываются при подсчёте пороговых значений.

И если за последние 12 месяцев доход от этой игры превысил 200 тысяч долларов, разработчику выгоднее перейти на Unity Pro, поэтому плата в размере 20 центов для него уже будет неактуальна.

И даже если представить ситуацию, что разработчик достиг 28 млн установок за месяц в двух играх, расчёты были бы следующими:

2 × 0,15 × 100 000 + 2 × 0,075 × 400 000 + 2 × 0,03 × 500 000 + 0,02 × 15 000 000 + 0,02 × 11 000 000 = 640 000 долларов, то есть примерно 2,286 цента за установку. Что намного меньше, чем сумма, представленная на изображении выше.

Также добавим ещё несколько не упомянутых ранее разъяснений от Антонии Форстер.

  • Unity Runtime Fee распространяется только на разработчиков, чья игра приносит более 200 тысяч долларов в год И (не или!) более 200 тысяч установок за всё время.
  • Плата взимается только после достижения пороговых значений (200 тысяч долларов в год и 200 тысяч всех установок) за каждую последующую установку — то есть начиная с 200 001-й, а не за все предыдущие 200 тысяч.
  • Если игрок скачает вашу игру всего один раз и будет играть в неё в течение 10 лет, оплата Unity Runtime Fee за установку учитывается только один раз.
  • Плата также не взимается с тестовых установок, фиктивных установок, организованных с целью «бомбинга», и установок после приобретения благотворительных наборов вроде Humble Bundle.

Как видно из заявлений, некоторые сообщения кажутся противоречивыми и требуют дополнительных разъяснений.

Какие последствия могут быть у этих изменений

Учитывая то, что Unity Plus недоступна для новых пользователей, прослеживается мотивация компании склонить инди-разработчиков к покупке Pro-версии, которая резко поднялась в цене.

Сторонники Unity утверждают, что на самом деле ничего страшного не происходит: у небольших инди-команд с малой выручкой ничего не изменится. Сама компания тоже отмечает, что подавляющему большинству пользователей Unity Editor не нужно ни за что платить, равно как и до нововведений. Затраты коснутся лишь успешных проектов, доходы которых позволяют оплачивать Unity Runtime Fee, сформированный за счёт новых установок.

Но в настоящий момент непохоже, что сообщество инди-разработчиков вздохнуло с облегчением. Скорее наоборот: если раньше разработчики мечтали о том, чтобы их игры скачивали тысячи людей, текущая ситуация заставит их думать о цифрах как о наказании. Учитывая, что сейчас может завируситься любая игра, автор может быть просто не готов к оплате счетов в десятки тысяч долларов. В итоге это приводит к тому, что распланировать окупаемость проекта и бизнес-план в целом практически невозможно.

Реакция разработчиков

Оценив все текущие ответы представителей компании и последствия изменений, некоторые разработчики задумались над тем, чтобы прекратить разработку игр на Unity.

На форуме можно увидеть сообщения, в которых пользователи делятся своим негодованием и разочарованием в компании, которую они поддерживали в течение многих лет. Один из участников форума и вовсе уличил Unity в скрытом обновлении условий предоставления услуг, в котором удалён пункт о том, что пользователи могли придерживаться условий предыдущих версий LTS (стабильных релизов). А чтобы люди не могли это отследить, представители Unity также удалили прежнее описание условий на GitHub.

Некоторые пользователи начали присматриваться к альтернативным технологиям и всерьёз задумались о переносе своих проектов на другие движки. Не смогли молчать и популярные студии. В соцсетях появилось обращение от создателей Cult of the Lamb, которые планируют удалить игру со всех площадок 1 января 2024 года. CEO SideQuest был крайне возмущён тем, что Unity планирует собирать данные пользователей с его платформы и пригрозил исками. Студия Aggro Crab опубликовала заявление о том, что если Unity не вернёт прежние условия, то разработчикам придётся начать Another Crab’s Treasure с нуля на другом движке.

Текст заявления от Aggro Crab
Изображение: Aggro Crab / X

Итог

Пока компания не опубликует официальные разъяснения по поводу новой бизнес-модели, недовольство, кажется, будет только возрастать. Скорее всего, в ближайшие дни ситуация прояснится, и можно будет оценить, как это нововведение отразится на индустрии в целом.

Обновление от 18.09.2023. 18 сентября компания опубликовала новое заявление. В нём она извинилась за сложившуюся ситуацию и добавила, что в ближайшее время пересмотрит свою политику, приняв во внимание всю обратную связь от сообщества разработчиков и партнёров. Также Unity Technologies пообещала, что новая информация по лицензированию появится совсем скоро.

Обновление от 22.09.2023. Глава Unity Create Марк Уиттен опубликовал официальное заявление на сайте, в котором извинился перед разработчиками за поспешные решения компании и озвучил новые условия лицензирования. Ниже приведены основные тезисы из этого открытого письма.

  • Unity Personal остаётся бесплатной и порог дохода от продаж игры увеличивается со 100 тысяч долларов до 200 тысяч, как и было заявлено ранее. Unity Runtime Fee не будет взиматься за игры, созданные на этой лицензии. Также отменяется обязательная интеграция заставки «Made with Unity».
  • Ни одна игра с доходом менее 1 млн долларов за последние 12 месяцев не будет облагаться комиссией.
  • Условия Unity Pro и Unity Enterprise ещё не финализированы и будут окончательно утверждены после обратной связи сообщества.
  • Unity Runtime Fee будет применяться только начиная со следующей LTS-версии Unity, которая выйдет в 2024 году. Это значит, что пока разработчик не перейдёт на новую версию, комиссия на его проекты рассчитываться не будет.
  • В случае, если приложение попадает под условия Unity Runtime Fee, разработчик может выбрать удобный для него формат отчислений: либо долю дохода в размере 2,5%, либо расчётную сумму, основанную на количестве новых пользователей за каждый месяц. Все суммы разработчик декларирует самостоятельно.
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована