«Яндекс» и ВШЭ выяснили, как российские абитуриенты выбирают вузы
И почему почти половина студентов хотели бы изменить решение о том, куда они поступили.
Фото: НИУ ВШЭ
«Яндекс» опубликовал подготовленный экспертами из НИУ ВШЭ экспертно-аналитический доклад «Куда податься? Ценности, факторы и последствия выбора высшего образования в России». Екатерина Шибанова, Сергей Малиновский, Екатерина Абалмасова и Екатерина Маслова сделали систематический обзор исследований о том, как выпускники российских школ выбирают, куда пойти учиться дальше. Рассказываем о главных выводах доклада.
Спрос на высшее образование почти универсальный
Как показывают опросы, даже среди первокурсников ведущих вузов большинство — 75% — согласны с тем, что карьерный и жизненный успех возможен и без высшего образования. Чуть больше трети российских подростков 12–17 лет считают, что курсы, лекции и мастер-классы в интернете могут заменить учёбу в вузе или техникуме. Среди экспертов в сфере EdTech тоже распространяется мнение, что в некоторых сферах в принципе лучше не тратить время на вуз, а быстро осваивать необходимые навыки, например, на онлайн-курсах.
Несмотря на эти сомнения, в большинстве российских семей всё же ориентируют детей на обучение в вузе. Согласно опросу ВЦИОМ 2021 года, 81% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование, — и этот показатель не изменился с 2016-го. Ценность вузовского образования видят в том, что оно открывает дополнительные карьерные возможности.
Как сообщается в докладе, опросы российских семей в проекте «Мониторинг экономики образования» (МЭО) в 2021/2022 учебном году показали: 40% респондентов хотели бы, чтобы их ребёнок окончил бакалавриат или специалитет. И почти такая же доля (37%) отметила как желаемые несколько высших образований, магистратуру или аспирантуру. Лишь менее четверти из 9000 респондентов оказались не заинтересованы в том, чтобы их дети получили высшее образование.
При этом большая часть респондентов в опросах МЭО, как отмечается в докладе, предпочли бы максимально прямую образовательную траекторию для своих детей. Имеется в виду, что «правильный» путь получения высшего образования в глазах двух третей опрошенных семей выглядит так: нужно поступить в вуз сразу после окончания школы. Поступление сначала в колледж, а уже после него в вуз, и тем более отказ от формального образования в пользу краткосрочных курсов не считаются нормой.
В итоге авторы доклада делают вывод, что спрос на высшее образование в России практически универсален. Россияне склонны соглашаться в опросах, что быть успешным можно и без вуза, но когда речь заходит об образовании их детей, большинство считают, что высшее образование необходимо.
Конкуренция за места в вузах будет расти
В российских вузах ежегодно открывают порядка 600 тысяч бюджетных мест, и большинство из них предназначены для поступления на первый курс — это бакалавриат и специалитет. Например, на 2023 год для этих уровней образования распределили около 440 тысяч мест. ЕГЭ в основной период в этом году сдавали более 630 тысяч человек. Получается, что хотя бюджетным местом обеспечен далеко не каждый выпускник школы, с учётом платного приёма в вузы могли бы поступать практически все желающие.
Отметим, что последние приёмные кампании в вузы России показывают, что в высшем образовании фактически сложился «рынок абитуриента». Вузов и программ, за места на которых поступающие конкурируют, не так уж много. Большинство учебных заведений испытывают трудности с тем, чтобы заполнить бюджетные места на наиболее массовых направлениях. Однако авторы доклада уверены, что на самом деле высшее образование в России не слишком доступно и что в ближайшее десятилетие возможности для поступления в вузы ещё сократятся.
Дело в том, что основной развилкой на пути к высшему образованию становится не сдача ЕГЭ при выпуске из школы, а окончание 9-го класса, отмечают в докладе. В этот момент около половины выпускников покидают школу, и лишь около трети из тех, кто ушёл, по оценкам авторов, позднее попадают в вуз через СПО. Если же оценивать не выпускников конкретного года, а всю молодёжь России (авторы доклада сделали так по данным Росстата), то получается, что только 32% 17–25-летних учатся в вузах. Причём лишь половина из них — на бюджетных местах. Сравните: 81% родителей хотели бы, чтобы их дети получили высшее образование, но реально получают его лишь 32% молодых людей соответствующего возраста, причём половина из них — платно.
Доступность бюджетных мест ограничена в том числе территориально — по приведённым в докладе оценкам, четверть мест для бесплатного обучения сосредоточена в 59 ведущих вузах, и половина студентов учатся в городах-миллионниках. А на платном приёме проблема в стоимости.
Авторы отмечают, что проще получить высшее образование в России было в 2000-е годы, когда действовало большое количество учебных заведений с коммерческими программами. Большинство из них, однако, были заочными и низкокачественными, и в 2010-х этот сегмент резко сократили. Параллельно выросли цены на обучение. Сейчас средняя стоимость платного высшего образования за год составляет примерно 40% среднего годового дохода в стране. Для многих семей эта сумма слишком велика, и как отмечают авторы, большинство поступающих на бюджет абитуриентов не готовы в случае неудачи идти на платное обучение.
Как сообщается в докладе, к 2035 году молодых людей в возрасте 17–25 лет в России будет 17 млн (а в 2022-м было 13 млн). Чтобы для них сохранился текущий уровень доступа к высшему образованию, количество мест в вузах должно ежегодно увеличиваться на 2,5%. Иначе конкуренция за бюджетные места сильно вырастет, прогнозируют эксперты НИУ ВШЭ.
Заметим, что год назад глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что постоянное увеличение контрольных цифр приёма в университетах не всегда целесообразно.
Абитуриенты выбирают вуз и программу заранее и иногда слишком быстро
Как показали опросы в рамках МЭО, многие студенты недовольны своим выбором — если бы можно было поступить в вуз заново, почти половина выбрали бы другой вуз или другую специальность, а более 5% вообще не пошли бы получать высшее образование.
В чём же причины массового недовольства? Похоже, на этапе выбора будущие студенты и их родители недостаточно знают о вузах и склонны ограничиваться первым подошедшим вариантом.
Так, абитуриенты не используют все доступные опции выбора — хотя подавать документы при поступлении можно в пять разных вузов, 37% опрошенных в МЭО поступали только в один. А ещё большинство не готовы переезжать ради образования. По данным другого крупного исследования НИУ ВШЭ «Траектории в образовании и профессии», только 30% участников выбрали вузы в другом регионе.
Опрос почти 3000 абитуриентов, проведённый НИУ ВШЭ в 2020 году, подтверждает эти выводы: на этапе приёма 40% уже определились с вузом, причём для некоторых из них было даже не столь важно, на какое направление туда поступать:
- Точно выбрали вуз и программу и поступали только туда 18% респондентов.
- Были готовы выбирать из нескольких близких по направлению программ в определённом вузе 15%.
- Поступали в один выбранный вуз, но не определились с программой (и были готовы выбирать из широкого спектра) 7%.
Более чем для половины приоритетом был всё же выбор направления, а не вуза:
- О том, что для них не так важно, в какой вуз поступить, лишь бы на определённое направление, сказал 21% респондентов.
- Программы по одному направлению в нескольких сопоставимых по репутации вузов рассматривал 31%.
При выборе абитуриенты и их родители ориентируются на официальные сайты вузов и различные агрегаторы для абитуриентов. Другие источники информации — рейтинги, социальные сети и отзывы, советы знакомых — тоже распространены, но менее значимы.
Читайте также:
На выбор вуза влияет не только его репутация, но и близость к дому
Ключевые факторы при выборе — качество образования в вузе (точнее, то как его воспринимают абитуриенты) и его общая репутация. Но, как показывают результаты опроса студентов в МЭО в 2020 году, при поступлении учитывают и другие соображения, в том числе далёкие от качества обучения. Например, абитуриенты идут туда, где есть бюджетное место, стремятся уехать в другой город или, наоборот, остаться поближе к дому.
Интересно, что ответы респондентов разнятся от вуза к вузу. Например, студенты филиалов и вузов со статусом опорного университета чаще сообщают, что выбрали этот вуз, потому что он находится ближе к дому.
Студенты ведущих университетов значительно реже выбирают такие причины выбора, как «в вуз нетрудно поступить» и «в вузе несложно учиться», и чаще указывают на высокие позиции вуза в рейтингах и его хорошую репутацию. Кроме того, различаются факторы выбора у разных абитуриентов: те, кто сдал ЕГЭ лучше, чаще ориентируются на показатели качества образования.
Выбор специальности бывает случайным
Программу для обучения абитуриенты выбирают, ориентируясь на два ключевых фактора: востребованность профессии на рынке труда и свои способности. Но достаточно весомы и другие мотивы: ориентируются на советы родителей и друзей, поступают туда, куда удалось пройти, или вовсе выбирают случайным образом. Такие данные получены в результате опроса студентов в МЭО в 2020 году.
Для разных отраслей ключевые мотивы выбора специальности разнятся. Для поступивших на специальности в сфере общественных наук (а это экономические, юридические, социологические программы, менеджмент, культурология и ставшее очень популярным направление «Реклама и связи с общественностью») практически равнозначны сразу несколько доводов:
- что направление соответствует их способностям (такой вариант выбрали 33,6% респондентов);
- что оно позволит им получить интересную работу (32,7%);
- что оно даёт возможность карьерного роста (30,2%) и хорошего заработка (27,4%).
Студенты по направлениям, связанным с искусством и дизайном, гораздо чаще говорят о соответствии выбранной специальности своим способностям (58,6%) и интересной работе в будущем (53,3%), но реже рассчитывают на высокий доход (19,2%).
У студентов гуманитарных направлений (например, филологов и историков) наряду со способностями и интересной работой важен также фактор «это уважаемая специальность» (22,5%).
А математики и программисты в 44,3% случаев при выборе специальности учитывали, что она позволит хорошо зарабатывать, и в 20% — что даст возможность легко найти работу (соответствие способностям и интересная работа для них тоже были важны). Кстати, как подчёркивают авторы, студенты престижных вузов и специальностей имеют завышенные ожидания: в реальности выпускники зарабатывают на 40% меньше, чем рассчитывали во время обучения.
Доля тех, кто отметил вариант «это был случайный выбор», выше всего на программах в сфере естественных наук (15,2%) и сельского хозяйства (15,3%). А фактор уважения к специальности наиболее значим для будущих медиков (47,5%) и педагогов (27,8%).
Кроме того, заметно влияние образовательного уровня родителей — точнее, матери (в аналитике чаще учитывают только образование матери, поскольку в неполных семьях дети чаще растут с матерями):
- Как показал опрос абитуриентов в рамках МЭО-2022, более 70% заявлений на поступление на STEM-направления и на гуманитарные специальности, а также около 70% на направления, связанные с общественными науками, подали дети матерей с высшим образованием.
- А вот в аграрной сфере и педагогике ситуация различается. На специальности в области сельского хозяйства в двух третях случаев поступают абитуриенты, матери которых не имеют высшего образования. В педагогике поступающих с разным образовательным уровнем родителей примерно поровну.
Пол абитуриентов тоже влияет на выбор: девушки заметно реже поступают на IT‑направления, а юноши — на педагогические. Кстати, Skillbox Media ранее рассказывал о том, на каких направлениях подготовки больше всего юношей, а на каких — больше всего девушек.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее