Образование
#статьи

Виды форм обучения: какие они бывают и как работают на практике

Классификаций форм обучения очень много, причём одна из них прописана даже в законе.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Форма обучения — это способ организации процесса обучения. Мы уже рассказывали о том, что есть нормативное определение этого понятия (оно закреплено в законе «Об образовании в РФ»), а есть академическое понимание в теоретической литературе по педагогике. Классификаций, соответственно, тоже несколько.

Формы обучения в законе: очная, заочная и очно-заочная, семейная и прочие

В статье 17 федерального закона «Об образовании в РФ» используются два взаимосвязанных термина: формы получения образования и формы обучения. Форм получения образования закон выделяет две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. У каждой из них есть свои формы обучения:

  • в образовательных организациях: очная, заочная и очно-заочная формы обучения;
  • вне образовательных организаций: семейное образование и самообразование.

Если с очным и заочным обучением всё понятно, то что такое очно-заочная форма, знают не все. Это то, что раньше называли вечерней (правда, занятия не обязательно проходят именно вечером, они могут организовываться, например, в выходные днём). Суть в том, что при такой форме может быть отведено больше часов на самостоятельные занятия студента и меньше — на аудиторные, чем при обычной очной форме (или дневной, как её неформально называют). Очно-заочная форма предполагает посещение обучающимися аудиторных занятий от двух до четырёх раз в неделю.

Фото: ESB Professional / Shutterstock

Кроме того, расписание аудиторных занятий в очно-заочной форме, как правило, не такое интенсивное, как при очной (предполагается, что люди работают и не могут уделять учёбе всё основное время). Если при очной форме у студентов есть аудиторные занятия обычно каждый будний день, то при очно-заочной они проходят, например, три-четыре раза в неделю.

Какие бывают формы обучения в теории

Теоретики определяют форму обучения тоже как способ её организации, но классифицируют их не по двум-трём основаниям, а по множеству.

По особенностям коммуникативного взаимодействия

Андрей Хуторской в учебнике «Современная дидактика» перечисляет формы обучения, которые принято называть общими. Эту классификацию можно назвать самой распространённой. Вот какие виды форм обучения она включает:

  • Индивидуальная — подразумевает взаимодействие учителя с одним учащимся.
  • Групповая — обучение происходит в группах, на которые делятся учащиеся.
  • Фронтальная — учитель работает сразу со всеми учениками, в общем темпе и для достижения общих образовательных целей.
  • Парная — это взаимообучение или взаимопроверка учащихся, которые взаимодействуют друг с другом в парах. Можно назвать эту форму простейшим вариантом peer-to-peer-обучения.
  • Коллективная — эта форма также называется обучением в парах или микрогруппах сменного состава. Как подсказывает название, в этом варианте взаимного обучения состав учащихся динамичен. То есть в процессе выполнения задачи ученики берут на себя разные функции (скажем, проверяемого, проверяющего и наблюдателя), а затем меняются ролями. Основоположник теории коллективного способа обучения — советский и российский педагог Виталий Дьяченко.

Сам Дьяченко также добавляет к этому перечню индивидуально-обособленную форму организации обучения. В ней вообще нет личного контакта между учителем и учащимся (или между учащимися, как в парной или коллективной форме), и обучение происходит только через взаимодействие ученика с учебными средствами — текстовыми, аудиовизуальными и так далее.

По взаимодействию элементов с точки зрения главной цели обучения

Валентин Андреев в пособии «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития» систематизирует организационные формы обучения с помощью трёхмерной модели. На одной из её плоскостей находятся уже знакомые нам общие формы организации обучения — от индивидуальной до коллективной. На другой — внешние формы, такие как урок, лекция, семинар, самостоятельная работа и так далее.

Как указывает Андреев, при изменении хотя бы одного элемента структуры (соотношения управления и самоуправления, цели, содержания, метода или средства обучения), внешняя форма видоизменяется.

Третья плоскость модели включает в себя внутренние формы организации обучения — их структура устойчива с точки зрения цели обучения, даже при изменении других элементов. Андреев выделяет шесть таких форм:

  • вводное занятие;
  • занятие по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков;
  • практическое занятие;
  • занятие по обобщению и систематизации знаний;
  • занятие по контролю знаний, умений и навыков;
  • комбинированная форма организации занятий.
Трёхмерная модель систематики форм организации обучения
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media. Источник: «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития», Валентин Андреев; Казань, Центр инновационных технологий, 2012 г.

По месту учёбы

Александр Новиков в статье «Формы обучения в современных условиях» предлагает классификацию форм обучения по месту, где проходят занятия:

  • стационарные — занятия регулярно проводятся в одном и том же месте, как правило, в учебном заведении (школе, университете, учебном центре и так далее);
  • выездные — сюда входит всё обучение вне стен учебного заведения (например, экскурсии, производственная практика, образовательные лагеря).

Похожую классификацию предлагают Иван Подласый и Чеслав Куписевич. Они делят формы обучения на школьные (уроки, занятия в школьных лабораториях или на пришкольной территории и так далее) и внешкольные (домашние задания, экскурсии, занятия на предприятиях). На самом деле этот подход применим не только к школьному, а вообще к любому обучению, которое проводится очно: его можно разделить на аудиторное и внеаудиторное (самостоятельное).

По длительности времени обучения

Этот вариант классификации тоже упоминает Иван Подласый. По признаку длительности формы обучения разбиваются на четыре группы:

  • классический урок на 45 минут;
  • спаренное занятие на 90 минут;
  • спаренное укороченное занятие на 70 минут;
  • занятие произвольной длительности.

По участию или неучастию педагога в процессе учения

Как отмечает в упомянутой выше статье Александр Новиков, в зависимости от участия в процессе педагога, формы обучения можно разделить на три вида:

  • Самоучение, или самообразование, — из названия очевидно, что педагог в такую учебную деятельность никак не включён. Человек самостоятельно изучает литературу, тренирует навыки и, например, проходит асинхронные онлайн-курсы. Каким образом люди учатся самостоятельно и как можно сделать этот процесс эффективнее — описывается в концепции хьютагогики.
  • Самостоятельная учебная работа — это индивидуальная или коллективная учебная деятельность, в которой педагог непосредственно не участвует, однако даёт задания и контролирует процесс. Самые распространённые виды самостоятельной работы — выполнение упражнений, решение задач, написание эссе (сочинений), работа над курсовыми и дипломными работами, индивидуальный проект.
  • Учение с помощью педагога — это форма, в которой педагог напрямую взаимодействует с учащимися в учебном процессе.

По механизму разбиения содержания обучения

Ещё одна интересная классификация, предложенная Новиковым, подчёркивает разницу между двумя механизмами разделения содержания обучения:

  • Дисциплинарный механизм — это традиционная форма, в которой содержание обучения делится на отдельные дисциплины (учебные предметы или курсы). Эта форма также называется предметным обучением.
Фото: industryviews / Shutterstock
  • Комплексный механизм подразумевает, что содержание обучения делится по определённым объектам. Например, изучение родного края, управление промышленным предприятием и так далее. Такая форма называется также объектным обучением. В качестве примеров можно назвать проблемно-ориентированное обучение или обучение на основе феноменов. В России, кстати, было массовое применение такой системы, но просуществовало совсем недолго — это произошло вскоре после революции, в 1922–1923 годах. Вместо отдельных дисциплин вводились комплексы — темы из разных предметов, объединяющиеся вокруг одного явления. Комплексы делились на три раздела: «Природа и человек», «Труд», «Общество». Мы рассказывали, чем закончился этот опыт.

По отношению к средствам телекоммуникаций

И напоследок назовём современную классификацию, которая появилась относительно недавно. Её приводит Андрей Хуторской в «Современной дидактике». Так, по отношению к средствам телекоммуникаций формы обучения делятся на:

  • очную — учитель и учащиеся взаимодействуют лицом к лицу;
  • дистанционную — учитель и учащиеся взаимодействуют с помощью технических средств удалённо друг от друга;
  • смешанную — это очно-дистанционное обучение, сочетающее две предыдущие формы.

В учебнике не упоминается гибридная форма обучения, но на практике её сейчас тоже выделяют. Это когда часть учащихся взаимодействует с учителем очно, а часть — дистанционно.

Кстати, в дистанционном обучении выделяют две формы — синхронную и асинхронную. В первом случае взаимодействие учителя и учащегося происходит в реальном времени (например, в ходе вебинара), а во втором оно разведено во времени (например, учащийся смотрит онлайн-урок в записи, когда ему удобно, выполняет задание и отправляет учителю, учитель проверяет и присылает обратную связь).

Как сочетаются разные формы обучения

В реальном учебном процессе разные формы обучения сочетаются между собой, складываются в сложные структуры. Эти системы форм обучения меняются со временем и отражают развитие общества и дидактических подходов. Сейчас можно выделить три основных варианта, наиболее распространённых во всём мире:

  • Индивидуальный способ обучения — наиболее древний из существующих. Эту систему составляют индивидуальная и индивидуально-обособленная форма обучения. То есть учитель напрямую взаимодействует с одним учеником, а ещё тот самостоятельно выполняет задания, пользуясь учебными материалами. Сейчас индивидуальный способ обучения распространён в виде репетиторства и сессий коучинга, его можно встретить как в специфических профессиональных сферах (например, в музыке), так и в подготовке кадров высшей квалификации (в работе научного руководителя с аспирантами и докторантами).
  • Классно-урочная система — традиционная организационная структура школьного обучения, которая повсеместно распространилась в XX веке. Она основана на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения — например, учитель объясняет материал всему классу, а затем ученики самостоятельно выполняют задания. Классно-урочная структура может включать в себя групповые, парные и индивидуальные формы, однако они подчинены общей работе учителя с классом. Виталий Дьяченко приводит такой пример: учитель вызывает к доске ученика и спрашивает его по теме урока или даёт задание, то есть взаимодействует индивидуально. Однако остальные ребята в классе слушают ответы или наблюдают за выполнением задания — и тоже таким образом учатся.
  • Лекционно-семинарская система, также её называют курсовой. Как отмечает Александр Новиков, лекционно-семинарская система возникла с появлением первых университетов в начале XIII века и стала доминировать в высших учебных заведениях. Она имеет множество общих черт с классно-урочной системой и тоже основывается на фронтальной и индивидуально-обособленной формах обучения. При этом другие организационные формы начинают играть в этой структуре более весомую роль. Например, групповые — студенты нередко работают в группах над заданиями и проектами, могут участвовать в мозговых штурмах и круглых столах. Индивидуальные формы обучения тоже, как правило, присутствуют — при подготовке курсовых и дипломных работ, написании статей для научных конференций и так далее.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована