Образование
#статьи

Что такое средства обучения и какие они бывают

Разбираемся в многообразии дидактических средств и их функциях.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Методы и средства обучения: как они соотносятся

С точки зрения дидактики, обучение происходит с помощью методов — организованной деятельности учителя и ученика для достижения цели обучения. Для этой деятельности нужны инструменты, и таковыми выступают средства обучения, или, как их ещё называют, дидактические средства.

Сам термин в учебнике «Педагогика» под редакцией Павла Пидкасистого формулируется так:

«Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний».

Несколько иную формулировку предлагает Андрей Хуторской в пособии «Современная дидактика»:

«Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые применяются в образовательном процессе в качестве инструментов деятельности педагога и учащихся».

Какова связь между методами и средствами обучения? В учебнике «Педагогика» под редакцией Пидкасистого она прекрасно объясняется через метафору похода: учитель помогает ученику достичь цели обучения — скажем, вершины холма. Методом обучения будет сам путь к этой цели, а дидактическими средствами — компас, карта, снаряжение и указатели на пути, инструкция по технике безопасности, навыки путешественника и знания о погоде, почве, флоре и фауне данной местности.

Одно и то же средство обучения может применяться в разных методах, а один и тот же метод — реализовываться с помощью разных средств. Например, по источнику передачи информации методы делят на словесные, наглядные и практические. Чтение учебника — один из словесных методов обучения, и в нём может применяться как печатное пособие, так и его электронная версия, то есть разные средства. В то же время учебник будет полезен также и в наглядных методах (например, для работы с иллюстрациями, схемами и так далее), и в практических (скажем, для решения задач).

Отдельные средства обучения складываются в систему средств обучения — как пишет Хуторской, это «совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач».

Для каждого учебного предмета существует рекомендуемая система дидактических средств. Она отражает специфику содержания, методов, форм организации занятий и так далее. Например, для гуманитарных направлений в первую очередь характерны такие средства, как речь и письмо, печатные и электронные книги. А для естественно-научных — натуральные объекты, приборы для измерений и оборудование для экспериментов.

Виды средств обучения

Как и в случае с методами, средства обучения классифицируют по самым разным признакам, поэтому единой общепринятой системы, по сути, не существует. Приведём несколько примеров.

По субъекту деятельности

Различные средства обучения ученик и учитель могут применять как совместно, так и по отдельности. Учитель, как правило, использует средства преподавания — например, различные демонстрационные материалы. А ученик работает в первую очередь со средствами учения — скажем, с оборудованием для лабораторного практикума. Некоторые дидактические средства, такие как классная доска, применяют и учитель, и ученики.

По составу объектов

Как можно заметить, в определениях термина «средство обучения» упоминаются материальные и идеальные объекты, выступающие в этой роли. Так, в категорию материальных средств входят все предметные объекты и материально-технические условия обучения: учебники и пособия, модели и макеты, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель в них и так далее.

А идеальные средства обучения — это усвоенные ранее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний. Лев Выготский называл такие средства: речь и письмо, схемы и условные обозначения, чертежи, диаграммы. Также к этой группе относятся мнемотехники, алгоритмы решения задач, способы доказательств и многое другое. Опорные конспекты, изобретённые советским учителем Виктором Шаталовым, тоже можно отнести к идеальным средствам обучения.

По характеру представления окружающей действительности

Эта классификация — одна из самых распространённых в отечественной педагогике. Её автор, советский педагог Сергей Шаповаленко, предлагал делить средства обучения на четыре группы:

  • Натуральные объекты, или оригиналы. К этой категории относят в первую очередь гербарии и образцы горных пород, биологические препараты, реактивы и другие материалы. Также в неё нередко включают лабораторное и прочее оборудование, которое не только служит для демонстрации явлений, проведения исследований и опытов, но и само выступает объектом изучения.
  • Изображения и отображения. В эту группу входят модели, муляжи, иллюстративные материалы (рисунки, картины, фотографии) и экранно-звуковые средства (диафильмы и кинофильмы, радио- и телепередачи, аудио- и видеозаписи).
  • Описания предметов и явлений условными средствами. Эта категория включает в себя схемы и диаграммы, учебники, сборники задач и дидактические материалы — в общем, всё, что описывает объекты и явления словами, знаками и графиками.
  • Технические средства обучения (ТСО). Это особая категория, так как фактически она обозначает устройства, необходимые для использования других средств обучения. Компьютеры, планшеты, интерактивные доски и проекторы — любое техническое оборудование, которое применяется в учебных целях.

По применению информационных технологий

Андрей Хуторской в «Современной дидактике» делит актуальные средства обучения на три группы — материальные, электронные и технические.

  • Материальные средства обучения. В этом контексте «материальный» понимается не как противоположность «идеальному», а обозначает более традиционные в сравнении с высокотехнологичными средства. В эту группу входят печатные, наглядные плоские, аудиовизуальные и демонстрационные средства обучения, учебные приборы и оборудование, спортивное оборудование, школьная мебель.
  • Электронные средства обучения. Это средства, созданные с помощью информационных технологий, для использования которых нужны компьютеры или иные электронные устройства. К ним Хуторской относит сайты, онлайн-платформы и мессенджеры, мультимедийные учебники и энциклопедии, цифровые аудио- и видеозаписи, разнообразное программное обеспечение и так далее.
  • Технические средства обучения. Как и в классификации Шаповаленко, под ТСО здесь тоже понимаются устройства, которые применяют для доступа к электронным средствам обучения.

По множеству иных оснований

Как указывает Андрей Хуторской, существует ещё немало классификаций средств обучения, в основе которых лежат различные признаки:

  • источник появления: искусственные (картины, учебники, приборы) и естественные (натуральные объекты, коллекции, препараты) средства;
  • отношение к слову: вербальные (речь учителя) и невербальные (музыка, изображения) средства;
  • сложность: простые (образцы, модели, карты) и сложные (компьютеры, компьютерные сети) средства;
  • особенности строения: плоские (карты), объёмные (макеты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедийные программы) средства;
  • характер воздействия: визуальные (учебники, демонстрационные пособия), аудиальные (аудиозаписи) и аудиовизуальные (телепередачи, видеозаписи) средства.

Использование средств обучения: какие функции они выполняют

Средства обучения выполняют определённые дидактические функции. Эти функции становятся основой для оценки качества этих средств и эффективности их применения.

Ссылаясь на работы Татьяны Назаровой и Евгении Полат, авторы учебника «Дидактика» Лилия Загрекова и Вера Николина приводят семь взаимосвязанных функций средств обучения, влияющих на учебно-воспитательный процесс.

  • Компенсаторная функция. Средства обучения должны облегчать учебный процесс, обеспечивать достижение образовательной цели с наименьшими затратами времени и сил учителя и учащихся.
  • Адаптивная функция. Она обеспечивает преемственность в подаче учебного материала, помогает ориентироваться на возрастные и иные особенности учащихся. В общем, делать так, чтобы учебный процесс протекал последовательно, а содержание обучения было доступно для учеников.
  • Информативная функция — одна из важнейших, так как средства обучения представляют собой источники знаний и умений, то есть информации в широком смысле.
  • Интегративная функция позволяет рассматривать объект изучения по частям и в целом.
  • Инструментальная функция. Она обеспечивает рациональное и эффективное выполнение разнообразной деятельности учителя и ученика, помогает формировать практические умения и навыки.
  • Интерактивная функция предполагает, что учащийся может активно взаимодействовать со средством обучения, получать и давать обратную связь. Эту функцию выполняют в основном мультимедийные дидактические средства.
  • Мотивационная функция. Она связана с развитием интереса к познанию, эмоциональными переживаниями, которые учащиеся могут испытать, например, при просмотре кинофильма или в картинной галерее.

Также средства обучения играют важную роль в формировании образовательной среды — совокупности условий, в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека.

Принято выделять три главных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и технологический (или психодидактический).

Средства обучения напрямую связаны с двумя из этих компонентов. Например, помещения для учёбы, мебель и различное оборудование входят в пространственно-предметный компонент — и влияние этих средств на процесс обучения и поведение учащихся изучали Мария Монтессори, её последователи и многие другие педагоги.

Психодидактический компонент включает в себя содержание и методы обучения. Как мы уже выяснили, методы реализуются с помощью дидактических средств — а значит, их выбор тоже значительно влияет на образовательную среду.

Как выбрать, какие средства обучения применять

Загрекова и Николина отмечают, что ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на учащихся, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.

Существует алгоритм, который позволяет выбрать наиболее предпочтительные средства обучения для конкретной аудитории и достижения определённой образовательной цели:

  • Проанализировать цели занятия, его содержание и логику подачи материала.
  • Определить, какие главные элементы (например, факты, гипотезы, законы) учащиеся должны усвоить. Выявить среди них те, которые нуждаются в демонстрации предмета, явления или их изображений.
  • Установить, на каком этапе занятия и для какой цели необходимо использовать средства обучения.
  • Отобрать оптимальные дидактические средства и их сочетания, установить их соответствие целям урока.
  • Выбрать методы и приёмы, которые реализуют познавательную деятельность учащихся, сформулировать задания.
  • Проанализировать результаты обучения, достигнутые выбранными средствами и их сочетаниями (возможно, стоит внести коррективы в выбор средств).

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована