В вузы приходит новая версия «гибрида» — HyFlex. Что это за формат и почему он важен?
О том, почему перестраиваться на гибридные форматы университетам хоть и сложно, но нужно, рассказали эксперты на конференции EdCrunch.
Иллюстрация: Image by Rawpixel / Rawpixel / Tsu / Gorodenkoff / Shutterstock / Annie для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое HyFlex и почему термин пока не прижился;
- как он привёл вузы к инфраструктурным изменениям и чем они могут помочь преподавателям;
- будут ли гибридные форматы для преподавателей головной болью или, наоборот, наконец привнесут что-то хорошее в работу;
- правда ли, что студенты обязательно сбегут на удалёнку, если дать им возможность выбора.
Казалось бы, будущее уже здесь — университеты по всему миру гораздо менее болезненно перестраиваются между очной формой обучения и дистантом, чем в начале пандемии, преподаватели иначе смотрят на новые технологии. Но прогресс не остановить, и гибридное обучение выходит на новый уровень. Российские и зарубежные специалисты в сфере образования обсудили, как этот процесс проходит, на сессии «HyFlex — следующий шаг развития форматов обучения в цифровую эпоху» в рамках конференции EdCrunch.
HyFlex — что это за формат и почему важен для вузов
HyFlex (английское слово, составленное из двух: hybrid — гибридность, flexible — гибкость) — это модель образования, которая совмещает в себе онлайн- и офлайн-формат, синхронное и асинхронное обучение. HyFlex уже называют будущим высшего образования и используют в крупных зарубежных и российских вузах.
Однако и модель, и даже её название знакомы пока не всем. Например, первый заместитель директора Высшей школы менеджмента СПбГУ Константин Кротов рассказал, как в попытках найти определение HyFlex в поисковике обнаружил, что читает не об образовании, а о зимних перчатках. Пока что в России куда более распространён термин «гибридное обучение», отметил он.
«Тот термин, который мы используем, <…> тоже ничуть не лучше, и тоже очень много путаницы, и огромное количество мнений по этому поводу. Мы узнали очень много разных мнений, как гибридное обучение воспринимается в [СПбГУ] и других университетах. Для нас это соединение онлайна и офлайна с максимально бесшовным опытом, чтобы это был максимально похожий образовательный опыт как для преподавателя, так и для обучающегося», — отметил спикер.
Хотя пока что специалисты всё же пользуются термином «гибридное обучение», HyFlex фактически является гибкой версией стандартного «гибрида», и в этом одно из основных его преимуществ. Эксперты также отмечают, что такой формат предлагает новый образовательный опыт для студентов, даёт возможность адаптироваться под самые разные потребности. А это может привести и к экономическим выгодам, отметил профессор Университета Бёркли (США) Билл Скиано.
У модели есть и ещё один значительный плюс — возможность не просто стереть физические границы между странами для студентов, но и привести вузы по всему миру к новому витку сотрудничества и совместной плодотворной работе, подчеркнула директор Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов Института дистанционного образования Томского государственного университета Дарья Маслова.
Однако переход к новому формату обучения потребует от вузов немало усилий и значительной перестройки.
Как HyFlex приводит к изменению инфраструктуры вузов
Появление технологичных аудиторий
Стандартные гаджеты, вроде ноутбука, простенького микрофона и веб-камеры, вряд ли помогут в организации серьёзного обучения по модели HyFlex. Университетам приходится совершать «техническую революцию», чтобы удовлетворить потребности и студентов разных форм обучения, и преподавателей.
Дарья Маслова привела в пример кейс Томского государственного университета. С одной стороны, во время пандемии и локдауна вуз столкнулся с типичной проблемой: преподавателям, которых обстоятельства вынудили работать из дома, не хватало ни техники, ни умения ей пользоваться, ни достаточных мощностей, чтобы использовать нужное программное обеспечение. С другой стороны, само здание университета («1888 года выпуска», как отметила спикер) также не было подготовлено к новым вызовам и оборудовано для дистанта.
«У нас, наверное, за последний год было столько закупок техники, сколько не было за предыдущие 20 лет. Прошу прощения, если путаю масштабы, но на самом деле это просто гигантский объём. И, более того, начали появляться у нас стартапы внутри университета совместно с компаниями внешними, благодаря которым мы сделали несколько разработок», — сказала Маслова.
Основной такой разработкой стали гибридные аудитории «Актру», которые вуз позиционирует как «синтез физической и цифровой среды». Речь идёт о специальном программном обеспечении для онлайн-формата и одновременно об оснащении реальных аудиторий вуза специальным оборудованием для качественной онлайн-трансляции. Вот что умеет такая техническая новинка:
- Аудитории оснащены веб-камерой высокого качества, которая позволяет показывать тем, кто присутствует на занятии дистанционно, картинку с хорошим разрешением (а значит, им будет хорошо видна даже доска с записями), системой микрофонов и видеокодировщиком.
- Система позволяет автоматически вести трансляции занятий (она синхронизирована с расписанием), выводить на экран студентов, занимающихся онлайн, и даже генерирует субтитры, то есть речь преподавателя расшифровывается и воспроизводится в виде текста.
- Видеозаписи также автоматически сохраняются в LMS университета с возможностью постоянного доступа.
Однако оснастить аудитории оборудованием — ещё полдела, подчеркнула спикер. Вузам потребуется иначе подойти к учебному пространству в целом.
«[Аудитории] могут, например, не подходить под [гибридный] формат. Поэтому нужно ещё перестраивать пространство, выстраивать по-другому рабочую зону преподавателя, место, как у нас рассаживаются студенты. И плюс должны быть мониторы, через которые мы дистанционных слушателей видим, чтобы они тоже могли взаимодействовать у нас со студентами, которые пришли очно <…>. После закупки нужно суметь это всё ещё очень гармонично и удобно расставить, чтобы всем было комфортно работать, чтобы не было таких технических нареканий», — прокомментировала Маслова.
Конечно, техника не работает сама по себе — управлять ей приходится преподавателю. В ТГУ постарались максимально автоматизировать процесс, чтобы разгрузить сотрудников вуза, а ещё — обучили техников, которые могут прийти на помощь в нужный момент и решить проблемы, если те случаются.
Дарья Маслова подчеркнула, что с преподавателей стараются максимально снять техническую поддержку процесса, иначе у них был бы стресс и «бунт» против технических новинок. «Так что имейте в виду, что помимо техники нужна ещё служба и сотрудники, которые будут это всё обслуживать», — предупредила она тех, кто планирует запуск аналогичных систем в своих вузах.
Ориентация на опыт преподавателей и студентов
С необходимостью изменить процесс работы столкнулись и в СПбГУ, рассказал Константин Кротов. Он отметил, что переход на новый формат был для вуза «технической задачкой». Изначально Высшая школа менеджмента пошла стандартным путём — оборудовала аудитории согласно требованиям обстоятельств. Однако этот «самый простой подход», отметил спикер, не сработал.
«Особой связи между двумя мирами не было. Преподавать было сложно, потому что в любом случае преподаватель ориентировался либо на аудиторию онлайн, либо на аудиторию офлайн, и это не давало нужного эффекта, оставалось ощущение какой-то несвязанности», — рассказал он.
Тогда в ВШМ решили проанализировать пользовательский опыт как преподавателей, так и студентов, чтобы создать удобную для всех систему, которая делала бы переход из офлайна в онлайн и обратно бесшовным. Помогли в этом сценарии поведения участников образовательного процесса.
«„Гибрид“ нам позволил, не могу сказать, что убрать этот барьер, эту черту, но нивелировать с помощью современных технологий: например, когда у тебя микрофон нигде не висит, и ты просто говоришь в аудиторию, как ты говоришь, когда все очно сидят на занятиях. Или [есть] камера, которая за тобой двигается, и ты не должен смотреть только в одно место, ты можешь быть максимально естественным в этой среде, в аудитории», — объяснил спикер.
Кротов добавил, что как только вуз сфокусировался именно на сценариях и проверил теории «на самых смелых преподавателях», процесс внедрения новой формы обучения пошёл гораздо легче.
Как меняется отношение к помощи преподавателям
Перестройка учебного процесса под офлайн, смешанный с онлайном, требует изменений не только в оснащении аудитории, но и в рабочей практике преподавателей. Пандемия показала, что готовы к этому не все.
«Сейчас [гибридное обучение] стало массовым, и не все преподаватели смогли адаптироваться, то есть они не понимают, что нужно и чатик проверить, и тем ответить, и туда вопрос задать, и туда, и как-то между собой студентов пересечь, чтобы удерживать их внимание, чтобы организовывать эту работу», — рассказала Дарья Маслова.
Эксперты уверены, что для оптимальной работы преподавателям нужны не директивы, а поддержка. Причём такое мнение высказали и на другой сессии EdCrunch — «Обними своих студентов: как обеспечить 100% вовлечённость в обучение». Только тогда они смогут эффективно взаимодействовать со своими подопечными. А значит, необходимо давать преподавателям возможность учиться и постепенно использовать новые инструменты, высказалась заместитель проректора по образовательным технологиям в Уральском федеральном университете Виола Ларионова.
«Надо подбирать такие инструменты, должны включаться методисты, технические специалисты, чтобы преподавателю было удобно, чтобы переход от физической реальности к виртуальной среде был бесшовным, чтобы преподаватель не думал о технических проблемах, чтобы он нёс содержание и коммуницировал со студентами», — подчеркнула она.
Причём оказывать такую поддержку должны не только вузы, но и EdTech-компании, которые занимаются разработкой профильных продуктов, убеждена директор по развитию партнёрств компании Engageli Инесса Роман.
«Технологические компании тоже должны поддерживать преподавателей в освоении новых инструментов, должны это делать с большим уважением к тому, как преподаватель хочет обучать. Я работаю с партнёрами, для меня главное — это их цели. Для меня важно, чтобы не они подстраивались под инструмент, а чтобы инструмент подстроился под них», — объяснила она.
Но поддержка преподавателей не должна ограничиваться одним только обучением или своевременной помощью, считает заведующая кафедрой цифровизации образования, директор Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве РФ Галина Можаева.
«Я бы говорила о том, что в университетах необходимо реанимировать методические службы, а может быть, просто создать их заново и перейти от написания локальных директивных документов к созданию методических рекомендаций, к обучающим мастер-классам, тренингам, которые должны проводить опытные методисты, составляющие основу методической службы», — объяснила она.
В качестве примера обеспечения такой поддержки можно привести практику ТГУ. В вузе не только постарались максимально облегчить технологические процессы для сотрудников, но и собрали целую команду педагогических дизайнеров, чтобы помочь преподавателям. С одной стороны, они проводят индивидуальные консультации, а с другой — полноценное обучение по работе с онлайн- и офлайн-аудиторией, использованию интерактивных инструментов и особенностям «гибридной работы», рассказала Дарья Маслова.
Что меняет новый формат для студентов
Забота требуется, конечно, не только преподавателям, но и студентам. Такие форматы, как HyFlex, расширяют их возможности, но приносят им и сложности: учащемуся на дистанте требуется больше внимания, мотивации и вовлечённости.
Казалось бы, всех можно просто вернуть в аудитории — и дело с концом. Но эксперты уверены: «гибрид» уже не уйдёт, поэтому о мечтах вернуться в «докарантинную» жизнь стоит забыть — и задуматься над тем, как воспользоваться сложившимися обстоятельствами.
Помощник директора в Центре преподавания и обучения Кристенсена при Гарвардской школе бизнеса Александра Седловская рассказала, что, хотя начала работать в гибридном формате ещё до пандемии, поначалу была уверена, что полностью перейти на такое обучение очень трудно. Однако необходимость продолжать заставила её пересмотреть своё отношение к этому вопросу.
«Я начала думать: как я могу создать чувство общности, когда отдельные студенты чувствуют себя членами сообщества, команд? Почему мы говорим о сотнях студентов, как это сделать в таком формате, когда у меня есть три разных группы студентов? Каким образом сделать так, чтобы они были подключёнными? И тогда я поняла, что это вопрос „Как?“, а не „Надо ли вообще?“, потому что он очень сильно опирается на участие», — объяснила она.
Ответы на вопрос «Как?» на самом деле довольно простые: например, эксперты предлагают организовывать работу в малых группах, почаще привлекать студентов к дискуссиям и предлагать им совместные проекты, внимательно следить за таймингом занятий. Но что делать с теми, кто занимается асинхронно? Билл Скиано уверен, что опыт студентов вовсе не обязательно должен быть у всех одинаковым, самое главное — ценность обучения. Это приводит к двум важным составляющим такого обучения — интерактивности и созданию ощущения сообщества на занятиях.
«Мы хотим создать ощущение сообщества, ощущение интеграции, даже в асинхронном курсе, чтобы, когда студенты взаимодействовали друг с другом, они чувствовали себя частью чего-то [общего], вместо того, чтобы просто смотреть на экран. И для того, чтобы это сделать, надо разобраться, как это сделать более интерактивным, более вовлекающим для всех и динамичным, как коллективный опыт», — подчеркнул Билл Скиано.
Он отметил, что далеко не всегда у преподавателей есть такие серьёзные технические средства, как гибридные аудитории, или же может не быть времени изучить новые инструменты. Но выйти из положения можно, если подойти к вопросу творчески и включить в этот процесс студентов.
Особый вопрос гибридных форматов — мотивация. Конечно, педагогическое сообщество высказывает опасения, что стоит только дать студентам выбор — и они просто перестанут посещать аудитории физически, «переедут» в онлайн, где тяжелее мотивировать их учиться. Однако участники дискуссии подчеркнули, что на самом деле наши представления о мотивации далеки от реальности.
«Были очень интересные исследования, которые провели датские университеты. Они там пытались понять уровень вовлечения в гибридных классах. И обнаружили, что студенты, которые смотрели дистанционно, не находясь там физически, имели более высокий уровень вовлечённости, чем студенты непосредственно в аудитории. <…> Я думаю, что, по сути, каждый учащийся имеет мотивацию к обучению, просто ему нужно найти способ, который работает для него самым лучшим образом», — поделился Нилс Флор, владелец нидерландского агентства Shapers, разработчик Learning Experience Design (и автор термина «проектирование образовательного опыта»).
Виола Ларионова отметила, что онлайн-обучение на деле может дать куда больше для мотивации и вовлечённости студентов, чем очное, ведь у вуза появляется возможность проанализировать их цифровой след, а значит, вовремя корректировать разные недочёты.
«Если рассматривать традиционное обучение, [то] это миф, что мы постоянно мониторили наших студентов и отслеживали их мотивацию. Работает первая парта, шесть человек, которые сидят на первой парте. А в онлайне к нам на помощь приходят данные. Именно данные дают нам полную информацию, как студент обучается, чем он занимается, равномерно ли он учится, во что он вовлечён, и [именно данные позволяют] вовремя подать руку [помощи] студенту, вовремя поощрить его достижения, вовремя подтолкнуть, если он где-то промахнулся или, может, задержался. В этом смысле сейчас цель перехода на эти сервисы, основанные на данных, — это великая цель университета и всего образования в целом», — прокомментировала она.
Виола Ларионова также отметила, что даже самые вроде бы «невовлечённые» студенты — на самом деле не пассивные и потерянные для сферы образования, они просто сконцентрированы на других целях. По её мнению, «чтобы вернуть их обратно в вуз, им надо дать выбор и предметов, и преподавателей, и технологий, и моделей обучения». Именно такую возможность фактически и даёт «гибрид».