Образование
#статьи

В России построят 30 кампусов мирового уровня. Какими они будут?

Эксперты считают: будущее не за изолированными университетами, а за инновационными кварталами. Разбираем свежее исследование.

Катя Павловская для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


В ближайшие десять лет в России планируется создать не менее 30 новых университетских кампусов. Причём это будут кампусы мирового уровня. В августе были названы критерии отбора городов для строительства таких комплексов, а затем стало известно, что первыми проекты начнут реализовывать восемь городов: Калининград, Нижний Новгород, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Москва, Томск и Новосибирск. В последних трёх строительство уже обеспечено финансированием.

На старте проекта фонд «Центр стратегических разработок» (ЦСР), Университет 2035 и ВЭБ.РФ представили исследование «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности». Та же тема обсуждалась на Восточном экономическом форуме в ходе дискуссии «Сеть университетских кампусов — интеллектуальный пояс России».

Разбираемся, какими эксперты в высшем образовании видят новые кампусы и почему теперь развитие территории университетов — не только их внутренняя задача.

Не девелоперский проект, а стратегический поворот

Программа создания новых кампусов основана на важной предпосылке: эксперты считают, что сейчас университеты России нуждаются не просто в обновлении корпусов и общежитий. Кампус мирового уровня должен быть чем-то совершенно новым. Недаром они будут межвузовскими.

Фото: Monkey Business Images / Shutterstock

В предисловии к докладу ЦСР директор Института общественных стратегий Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков указал, что программа отражает мировой тренд:

«[Доклад] обозначает глобальный переход от университета как кадрового агента для индустриального производства к университету как инновационной корпорации создания и распространения современных знаний, а это требует и совершенно нового взгляда на архитектурно-пространственные решения в создании университетских кампусов».

В Министерстве науки и высшего образования тоже считают, что новые подходы к стратегическому развитию вузов и новые принципы в развитии их территорий должны внедряться параллельно. Об этом на ВЭФ-2021 сказал министр Валерий Фальков:

«Важно, что программа строительства кампусов опирается на большую работу, которую будут проводить университеты в рамках „Приоритета-2030“. В противном случае был большой риск, что это был бы девелоперско-строительный проект».

Строительные проекты, какими бы новаторскими они ни были, не меняют университеты, подчеркнул министр. Совпадение «Приоритета» и программы строительства кампусов даёт, по мнению Фалькова, шанс учесть национальный и глобальный контекст и достичь хорошего результата в ближайшие 5–7 лет.

Что не так с кампусами сейчас

Кроме стратегической цели сделать что-то новое на отдалённую перспективу, у программы есть и более срочные стимулы. Например, влияние пандемии — чтобы использовать дистанционный формат, пришлось обновлять не только «софты», но и «железо». По-другому теперь проходит приёмная кампания, появляются новые требования к безопасности в учебных корпусах и общежитиях. Есть и более старые накопившиеся проблемы.

Университеты находятся в неравных условиях

Авторы доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» отмечают: после всех процессов реформирования высшего образования последних десятилетий, когда неэффективные университеты и филиалы закрывались, а оставшиеся соревновались за финансирование по федеральным программам, рынок высшего образования так и не стал сбалансированным. Выпускников школ привлекают прежде всего наиболее престижные университеты в Москве, Санкт-Петербурге, за Уралом — в Томске и Новосибирске.

Это справедливо и в отношении иностранных студентов. В 2019 году 21% всех студентов-иностранцев России учились в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге, в Омске, Томске и Казани — по 4%. На большей части страны иностранцев менее 1% от всех студентов. Без новых кампусов у вузов в других городах мало шансов привлечь талантливых (и платёжеспособных) студентов.

Инфраструктура сильно устарела

Для университетов, которые претендуют на звание глобальных, современный кампус — это стандарт, подчеркнул в предисловии к докладу заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Олег Лешуков. Вопрос не только в привлечении лучших студентов и преподавателей со всего мира: есть исследования, которые показывают, что в комфортных условиях современных кампусов и образовательные результаты лучше.

Фото: LStockStudio / Shutterstock

Как дело обстоит в российских вузах? Если опираться на данные о государственных университетах, в 2020 году 20% всех площадей требовали ремонта, а 1% находился в аварийном состоянии.

Те здания, техническое состояние которых в порядке, авторы исследования ЦСР тоже считают во многом устаревшими:

«Российские университеты представляют собой „слепок“ требований, образовательных технологий и образа жизни второй половины XX века».

Взять хотя бы общежития с комнатами на 4–8 человек, где не хватает столов на всех жильцов, а общих помещений для занятий вообще не предусмотрено. Или привычный формат расположения корпусов одного вуза в разных районах города. В европейских городах, отмечают авторы доклада, здания университета тоже часто разбросаны по разным точкам — но расстояние между этими точками в среднем гораздо меньше. В условиях российского города-миллионника факультеты в разных зданиях привыкли работать в изоляции друг от друга. Внутри учебно-лабораторных корпусов часто не хватает места для студентов: нормы площади на одного обучающегося в России меньше, чем в известных зарубежных примерах, но и они не соблюдаются.

Университет — закрытая среда

Доступный для местных жителей спортивный или социальный объект на территории университета — в России скорее исключение, чем правило. Даже в библиотеку или музей в учебном корпусе путь лежит через вахту или пост охраны, и для «чужака» без пропуска проход затруднён.

С одной стороны, безопасность очень важна. С другой, большие пространства внутри города оказываются из него исключены. «Фактически города отчуждены от образовательной инфраструктуры, расположенной в них», — делают вывод авторы доклада.

Ещё более сложная тема — закрытость для сотрудничества с бизнесом. Конечно, российские вузы приветствуют участие работодателей в образовательном процессе (по крайней мере, на словах). Но вот вступить в полноценное инновационное партнёрство с вузом, чтобы совместно развивать наукоёмкий бизнес, сложно. Новые федеральные программы по поддержке такого сотрудничества создаются — в докладе упоминаются создание научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) и инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Но в любой из этих программ вуз участвует не как самостоятельный партнёр, а как учреждение, подведомственное федеральному министерству. Это сокращает шансы получить инвестиции от бизнеса, считают авторы:

«Субъектом, принимающим решение о создании, являются федеральные органы власти: в случае НОЦ — Минобрнауки России, в случае ИНТЦ — Минэкономразвития России. Это определяет „несвободную позицию“ университетов и позиционирует их как слабого партнёра в глазах бизнеса».

Чего не хватает в городах

Чтобы изменить ситуацию, недостаточно построить новые здания для университетов. Российские города тоже должны измениться.

Фото: Andrei Nekrassov / Shutterstock

Сегодня иностранные студенты едут в Россию, по данным выполненного по заказу ЦСР в 2020 году в Москве опроса, руководствуясь результатами рейтингов вузов, информацией о сильных научных направлениях российских университетов, культурной и деловой близостью своей страны с Россией, статусом Москвы как одной из мировых столиц. В последнем рейтинге лучших студенческих городов QS Москва занимает 25-е место. Другие российские участники существенно дальше по списку: Санкт-Петербург на 72-м месте, Томск на 85-м, Новосибирск на 107-м.

Этот же опрос показал, что студентов больше всего огорчают недостатки в трёх сферах городской жизни:

  • городская мобильность, в том числе общественный транспорт, велосипедная и пешеходная инфраструктура;
  • общественные пространства, в том числе пешеходные зоны, парки, набережные и зелёная инфраструктура;
  • креативная инфраструктура, в том числе библиотеки, музеи, коворкинги.

Как меняться вузам

Итак, сейчас инфраструктура университетов и городов, где они находятся, оставляет желать лучшего. К чему же, по мнению экспертов, нужно стремиться?

Университет должен обеспечивать образование будущего

Частью доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» стало исследование Университета 20.35. В его основе — опрос сотрудников и руководителей университетов на тему будущего высшего образования на платформе Leader-ID. Через десять лет, как зафиксировал опрос, участники рассчитывают видеть университеты:

  • Практико-ориентированными. Образование и исследовательские программы должны соответствовать запросам экономики. Генеральный директор Университета 20.35 Нина Яныкина, рассказывая о результатах опроса на презентации доклада, напомнила: о «работе с будущим» (поисковых исследованиях в том числе) забывать тоже нельзя.
  • Развивающими ответственность. В условиях цифровизации на рынке труда будут востребованы креативные и нестандартно мыслящие, а этого можно добиться, если студенты чувствуют ответственность за результат собственного обучения и хотят развиваться.
  • Индивидуализированными. Способствовать развитию интеллекта и личности будут индивидуальные образовательные траектории, построенные с применением искусственного интеллекта.

Исчезнут из университетов, по мнению респондентов, традиционные формы хранения данных в печатном и рукописном виде (не до них в период всеобщей цифровизации), жёсткий контроль за образовательным процессом (с ним не воспитаешь ответственность), фиксированные образовательные стандарты и регулирование (они ограничивают индивидуализацию).

В целом Нина Яныкина описала будущее университетов так:

«Красной нитью через все обсуждения идёт тренд на то, что система образования сама по себе превратится в систему обеспечения развития человека на всём его жизненном цикле. И здесь мы увидим определённое стирание границ между уровнями образования и между онлайн- и офлайн-образованием».

Все эти тренды развития высшего образования неизбежно отразятся на том, как будут выглядеть пространства вузов:

  • Если говорить о гуманитарных или социальных науках, больше не понадобится множество поточных аудиторий, где в центре внимания лектор. Нужно будет больше универсальных, легко перепрофилируемых пространств, где можно организовать и работу в группах, и «перевёрнутый» класс, и дискуссию за круглым столом.
  • Гораздо сложнее будут требования к инфраструктуре у технических, медицинских, естественно-научных университетов. Чтобы обеспечить практикоориентированность, нужно будет больше открытых лабораторий, пространств для прототипирования и экспериментов.
  • Так как студенты больше времени будут проводить вне аудиторий, комфортное жильё для них приобретает ещё большее значение. Вероятный вариант развития событий — переход, хотя бы частичный, от классических общежитий к аренде квартир в специализированных частных кампусах (а не на сером рынке, как сейчас).

От отдельных корпусов нужно перейти к целым кварталам

В мировой практике исследователи ЦСР нашли три типа расположения университетских кампусов:

  • вне города;
  • в городе, но изолированно от него;
  • интегрированный в город кампус.
Фото: Peter Titmuss / Shutterstock

У всех моделей свои плюсы и минусы, и все вузы стремятся сделать свою инфраструктуру многофункциональной. Один из вариантов организации среды — инновационно-образовательные кварталы (ИОК).

Так в исследовании названы территории, на которых объединены образовательные и научные организации, передовые компании, стартапы, бизнес-инкубаторы и акселераторы. Они не просто сосредоточены на одном участке, а связаны друг с другом партнёрскими отношениями (и, как правило, работают в одной или нескольких близких отраслях). В этом случае сотрудникам и студентам удобнее и жить поблизости, поэтому ИОК включают также жилую застройку, магазины и другие сервисы. Завершают образ открытые общественные пространства вместо заборов.

В докладе отмечается, что ИОК редко строятся с нуля. Они, как правило, возникают вокруг «якорных учреждений», например, научных институтов или компаний, с которыми стремятся сотрудничать другие игроки отрасли. Именно в этом — в создании научно-образовательной среды, интегрированной в городскую, — видят свою задачу организаторы программы кампусов мирового уровня.

Город и университет должны идти навстречу друг другу

Развитие кампусов, глубоко интегрированных в инфраструктуру города, невозможно силами самих университетов, какое бы финансирование они ни получили. Программа по созданию кампусов мирового уровня предполагает, что город и весь регион будут активно участвовать в развитии университетской территории, а также среды вокруг неё.

Прекрасно, но зачем это городам? Согласно докладу ЦСР, развитые кампусы будут полезны городу в нескольких направлениях:

  • в формировании новой технологической специализации за счёт создания инновационных компаний на университетской базе;
  • в повышении качества человеческого капитала за счёт непрерывного обучения горожан;
  • в развитии общественных пространств на территории города;
  • в экспертно-аналитической поддержке управленческих решений;
  • и даже в улучшении социально-экономической ситуации за счёт привлечения молодёжи, создания рабочих мест и налоговых поступлений.

Для максимального успеха развитие кампусов нового типа должно идти силами трёх сторон: университетов, властей и частных компаний. Причём управлять кампусами тоже будут частные компании, заявил на презентации доклада управляющий директор госкорпорации ВЭБ.РФ:

Михаил Алашкевич

управляющий директор госкорпорации ВЭБ.РФ

Мне кажется, выживут только те вузы, которые будут ориентироваться на модель активных экономических субъектов рынка. <…> Привлекая инвесторов, мы стараемся создать такую модель кампуса, которая позволит в конечном итоге инвестору получать доход. Перекладывать деньги из одного бюджетного кармана в другой все умеют, трудно зарабатывать деньги. Поэтому модель кампусов, которая сегодня предлагается, это модель, в которой межвузовский кампус будет обеспечивать кооперацию всех участников процесса, не только вузов, но и научных организаций. Второе — это кампус, который будет управляться частной управляющей компанией, поскольку он будет строиться в рамках государственно-частного партнёрства.

В докладе ЦСР даны рекомендации как для вузов, кампусы которых соответствуют трём разным моделям, так и для местных властей:

Тип кампусаРекомендации университетуРекомендации городу
Кампус вне городаОткрывать общественные пространства в кампусе и развивать их с учётом потребностей городского сообщества.

Формировать на территории кампуса «полигон» для отработки новых технологий
Развивать технологическую и конференц-зоны на территориях вблизи университета (в идеале совместно с университетом)
Закрытый кампус внутри городаОткрывать общественные пространства или отдельные объекты (например, библиотеки, музеи, спортивные учреждения) для обычных горожан.

«Уплотнять пространства» за счёт строительства дополнительных университетских объектов, которые тоже могут функционировать с учётом интересов жителей
Формировать инвестиционные лоты для технологических видов бизнеса (технопарков) и креативных индустрий.

Включать «студенческие маршруты» в программу формирования комфортной городской среды, развивать общественные пространства с учётом требований университетской аудитории.

Создавать навигации для студентов.

Включать объекты университета в туристические маршруты
Кампус, интегрированный в городПервые этажи должны включить функции, которые важны как для университетского сообщества, так и для обычных горожан

При любом типе размещения кампусов, по мнению авторов доклада, следует:

  • вовлекать городские сообщества в обсуждение планов развития университетской территории;
  • проводить в кампусе регулярные городские мероприятия с местными партнёрами;
  • согласовывать планы развития территории с городскими властями, чтобы обновление университета не заканчивалось тратами на инфраструктуру, а давало эффект для развития города.

Доклад предлагает и более сложные и затратные направления интеграции — создание совместных объектов (например, спортивных залов или библиотек), согласованное развитие рынка арендного жилья, общая стратегия привлечения технологических компаний и инвесторов. Какие из этих направлений будут реализованы в российских городах, увидим уже в ближайшие годы. Пока планируется, что новые кампусы с самого старта должны создаваться не только за счёт бюджета, но и с привлечением частного финансирования.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована