Образование
#статьи

Устранил ли ЕГЭ образовательное неравенство или только создал для него новые причины?

Единому государственному экзамену — 20 лет. Споры о нём не утихают. Разбираемся, как на деле сработал главный аргумент для его введения.

Эксперименту по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России исполняется 20 лет. В первое время его сдавали лишь в некоторых регионах, а с 2009 года он стал обязательным испытанием для каждого, кто хочет получить аттестат о среднем общем образовании и поступить в вуз. В условиях пандемии ЕГЭ остался главным вступительным экзаменом (те, кто не собирается в вузы, для получения аттестата сдают только государственный выпускной экзамен — ГВЭ — по русскому и математике).

Вспомним, какими целями объяснялось введение ЕГЭ и объясняется до сих пор в аргументации его сторонников: искоренение коррупции при поступлении в вузы благодаря одинаковому объективному механизму оценки, расширение доступа к высшему образованию и обеспечение равных условий и возможностей для всех выпускников (у школьников из провинции стало больше шансов поступить в столичные вузы).

Задания ЕГЭ и правила его проведения одинаковы по всей стране, а результаты принимают все университеты России. Правда, не везде баллов ЕГЭ достаточно, чтобы стать студентом. На некоторых специальностях требуется дополнительно подтвердить творческие способности, а Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты пользуются особым правом и проводят внутренние экзамены и по общеобразовательным предметам. Однако в целом, по сравнению с тем, как было устроено поступление в вузы раньше (каждый университет проводил свои экзамены и сам оценивал результаты), введение ЕГЭ существенно упростило процедуру. Теперь выпускник средней школы может отправить результаты одних и тех же ЕГЭ в пять разных вузов в любых регионах России.

Но значит ли это, что ЕГЭ действительно обеспечил всем равные возможности, и высшее образование стало доступно всем, независимо от места жительства и других факторов, не связанных со способностями абитуриента?

В этом материале мы ответим на три вопроса:

  • Расширил ли ЕГЭ доступ в университеты?
  • Как выглядит образовательное неравенство в условиях ЕГЭ?
  • Как олимпиады меняют ситуацию с доступом в вузы?

ЕГЭ изменил состав первокурсников

В начале 2000-х годов поступление в вузы для абитуриентов из небольших городов или сельской местности было крайне сложной задачей. И не только потому, что на время вступительных экзаменов нужно было добираться до университета и снимать жильё где-то неподалёку. К самим экзаменам оказывались лучше подготовлены абитуриенты, которые посещали подготовительные курсы при вузе в старших классах или учились в связанных с университетом школах.

В результате получалась такая картина:

  • 60% выпускников российских вузов происходили из десяти крупнейших городов страны, включая Москву и Санкт-Петербург;
  • в самые престижные вузы москвичи поступали на 21% чаще, чем абитуриенты из других городов, и на 17% чаще туда поступали выпускники гимназий, а не обычных школ.

Исследователи делали вывод: элитные вузы — закрытая каста, куда трудно попасть со стороны.

Данные социологических опросов показывали, что не менее 10% семей в 2006 году давали прямые взятки за зачисление в вуз — это относилось и к московским, и к региональным университетам.

Замена вступительных экзаменов в каждом отдельном вузе на всеобщий ЕГЭ изменила эту ситуацию к лучшему. В 2017 году Ольга Васильева, на тот момент глава Минобрнауки, заявила: 65% первокурсников московских вузов приехали из регионов. До введения ЕГЭ, по её словам, соотношение было противоположным: до 70% первокурсников университетов в столице были выпускниками московских школ.

По последним данным, опубликованным исследователями Высшей школы экономики и британского Университета Эссекса, выпускники школ из небольших городов уже к 2014 году стали втрое мобильнее, чем их предшественники до 2009 года.

Социолог образования из петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров считает, что ЕГЭ стал самым мощным социальным лифтом в стране.

Неравенство стало многоуровневым

Значит, всё прекрасно — неравенство сглажено? Увы, но географическая мобильность, которой поспособствовал ЕГЭ, ещё не означает мобильности социальной. Для вчерашнего выпускника возможность учиться в большом городе далеко от дома по-прежнему определяется, кроме баллов ЕГЭ, ещё и доходами родителей. Больше того: сам результат экзамена, по многочисленным данным, может быть предопределён тем, в какой семье ребёнок вырос и в какой школе учился.

Можно выделить три уровня, на которых по-прежнему существуют серьёзные причины для неравенства в шансах на поступление.

Уровень 1: где ты учился

Сравнение средних для разных регионов баллов ЕГЭ по русскому языку и математике с 2010 по 2014 год показало: выпускники сдают экзамены лучше в регионах с более высоким валовым продуктом, с лучшим финансированием школ, с большим числом педагогов с высшим образованием. Баллы в среднем выше в лицеях, гимназиях, школах с углублённым изучением отдельных предметов, а также в крупных школах и там, где работают учителя высшей квалификационной категории.

Конечно, усреднённые данные не означают, что в экономически слабых регионах и в обычных школах выпускники никогда не сдают ЕГЭ на высокие баллы. Но эти данные показывают, что получить максимальные результаты там удаётся реже, чем в более благополучной среде.

Уровень 2: кто твои родители

Сами школьники, их родители и даже учителя считают, что школьных занятий недостаточно для подготовки к ЕГЭ. Тут в игру вступают репетиторы: по некоторым сообщениям, уже год назад рынок частных уроков в России оценивался в 100 млрд рублей.

До введения единого госэкзамена репетиторство тоже было распространено. Например, в 2006–2009 годах больше половины студентов сообщали в опросах, что перед поступлением занимались на платных подготовительных курсах, с репетитором из выбранного вуза или других учебных заведений. После введения ЕГЭ подготовительные курсы при вузах стали менее популярными. Но в целом доля расходов на образование в семейных бюджетах россиян в последний школьный год ребёнка выросла на 70%. Высокую цену подготовки к экзамену некоторые исследователи считают одной из причин ухода выпускников 9-го класса в колледжи.

Насколько увеличивается от занятий с репетиторами балл ЕГЭ, вопрос спорный. Возможно, эффект родительских инвестиций в подготовку совсем небольшой. Но не нулевой, а это значит, что выпускник из обеспеченной семьи получает шанс нарастить свои баллы за счёт платных занятий.

Деньги — не единственный фактор неравенства. На образовательные результаты в целом влияет и культурный капитал семьи. В школе, особенно в старших классах, ненужные для поступления в вуз предметы занимают всё меньше места. Задача всестороннего развития ребёнка или подростка становится в основном ответственностью родителей. И если у семьи нет средств возить его по кружкам и секциям или нет достаточного опыта и образования, чтобы подобрать дополнительные занятия, то развитие оказывается очень ограниченным.

Уровень 3: куда ты поступаешь

Итак, чем беднее семья, тем сложнее набрать высокий балл ЕГЭ. Но не только он определяет доступность престижных вузов. Даже при одинаково хороших результатах экзаменов выпускники из семей с разным экономическим положением выбирают разные вузы. Те, у кого ситуация хуже, гораздо реже поступают в университеты с высоким уровнем отбора. Есть связь и с образовательным капиталом семьи: установлено, что больше шансов попасть в престижные вузы у выпускников, родители которых, прежде всего отец, имеют более высокий уровень образования.

Для выпускников из менее ресурсных семей ЕГЭ создал новый вариант в выборе образовательной траектории: «Поступлю туда, куда хватит баллов». Преподаватели вузов давно заметили приток первокурсников, которые ничего не знают о выбранной специальности и не мотивированы её осваивать.

Об этом говорится в опубликованном в 2015 году исследовании по опросам преподавателей — в вузы, по мнению части респондентов, приходят «случайные» люди. Исследователи из Тюменского индустриального университета считают, что этот механизм уже привёл к выходу на рынок труда тысяч немотивированных специалистов.

Логично, что такой случайный выбор на основе только баллов ЕГЭ чаще делают абитуриенты из семей с низкими доходами. Социологические опросы 2008 и 2010 годов показали, что после введения обязательного ЕГЭ доля выпускников, которые рассматривали несколько вузов, выросла именно в этой группе. Семьи с лучшим экономическим положением в 2010 году, как и до ЕГЭ в 2008-м, чаще выбирали для поступления один желаемый университет, рассчитывая: если не получится пройти на бюджет, ребёнок будет учиться там платно.

Олимпиадники начинают и выигрывают

Школьные олимпиады в последние годы стали полноценной траекторией поступления в вузы: многие школьники вообще не рассчитывают пройти в университет по баллам ЕГЭ. Есть направления в престижных вузах, где все бюджетные места традиционно достаются только олимпиадникам.

В этом учебном году льготы для поступления дают 83 олимпиады из перечня Минобрнауки. В их числе — Всероссийская олимпиада школьников по 24 дисциплинам. И победа, и призовое место в ней позволяют поступить в любой вуз без экзаменов. Какие ещё олимпиады из перечня учитывать и какие льготы по ним предоставлять абитуриентам — приём без экзаменов или приравнивание победы к ста баллам ЕГЭ по этому же предмету, — решают сами вузы.

В масштабах страны число победителей олимпиад выглядит небольшим. Даже в 2020 году, когда из-за пандемии провести заключительные туры Всероса не удалось, и призовые места автоматически достались всем участникам, в списке призёров-одиннадцатиклассников оказались 1 598 человек. В год Минобрнауки распределяет сотни тысяч бюджетных мест в вузах! Казалось бы, тысяча-другая олимпиадников погоды не сделают. Но есть нюансы.

  • Более 85% победителей и призёров олимпиад выбирают вузы Москвы и Санкт-Петербурга. На популярных программах они обычно в большинстве. Например, в 2020 году ВШЭ приняла призёров Всероса на 108 мест из 125 на программе «Прикладная математика и информатика». И это не считая победителей других олимпиад, у которых тоже есть льготы. С результатами только ЕГЭ на поступление на бюджет по таким программам можно не рассчитывать.
  • Условий для подготовки к олимпиадам больше в крупных городах. На Всеросе дисбаланс виден невооружённым глазом: даже по китайскому языку в финал вышли 16 московских школьников, а по более массовым предметам команда Москвы выставила на заключительный этап по 100–150 человек. Например, 123 из 283 участников по обществознанию. В то же время многие регионы из года в год на этой олимпиаде представляют «команды» из одного участника. Одна из причин — московские школьники получают крупные денежные премии за участие и победу во ВСОШ, и это может быть стимулом для ребят из других регионов переезжать в Москву уже в школьные годы.
  • Вокруг системы школьных олимпиад периодически вспыхивают скандалы: то министр заявит, что некоторые призёры олимпиад сдают ЕГЭ по своему предмету меньше чем на 60 баллов, то задания важного регионального этапа сразу по нескольким предметам продают в Сети. Для Всероса недавно был утверждён новый порядок проведения, который призван исключить списывание и другие нарушения. Но многочисленные вузовские олимпиады под такое регулирование не попадают.

Что в итоге? Некоторые эксперты считают, что за счёт олимпиад произошло фактическое возвращение к прежней системе вступительных экзаменов, но только на новом уровне.

Да, ЕГЭ расширил и упростил доступ в региональные вузы, но в самые престижные университеты по-прежнему не попасть без нескольких лет специальной подготовки. Просто хорошо учиться в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл недостаточно.

При этом подготовка к олимпиаде доступна не каждому старшекласснику — так же, как было с посещением курсов при вузе до введения ЕГЭ. Во многих регионах и школах нет специалистов, способных подготовить школьника к соревнованиям федерального уровня. У многих родителей нет средств, чтобы отправлять ребёнка на олимпиадные сборы и на очные туры в другие города.

Словом, ЕГЭ, может быть, и стал социальным лифтом, но поднимается он далеко не на все этажи.

Курс

Управление современной школой

За 4 месяца вы изучите актуальные методы трансформации школы. Оцените преимущества и недостатки своего учебного заведения, сформируете систему ценностей. Составите план изменений и приступите к реализации.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Управление современной школой Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована