Цитата недели: «Российские вузы ― это такие ясли для молодёжи»
С одной стороны, сейчас высшее образование сильно ругают, с другой — от него требуют очень многого. Но кто будет воплощать грандиозные планы?
Polina Vari для Skillbox Media
Александр Сидякин
Руководитель администрации главы Республики Башкортостан
Источник: «Российская газета»
— Современная экономика требует другой тип университета. Надо из модели 1.0 — схоластического университета, выдающего дипломы, — переходить в 3.0 — к университету инновационного типа, — минуя модель 2.0 — исследовательский. Таких в стране единицы, но это единственное, что поможет конкурировать в мире.
Андрей Воскресенский
Преподаватель в Свободном университете (в 2023 году объявлен в России нежелательной организацией)
Источник: личная страница автора в Facebook*
— Российские вузы — это не высшие учебные заведения, в том смысле, что это не то место, где студент получает определённую квалификацию, с которой он потом идёт работать по специальности. Напротив. Российские вузы — это такие ясли для молодёжи, в которых их в течение
4 + 2 + 4 = 10 лет последовательно развлекают, чтобы они не болтались по улице.
В любом, наверное, российском университете найдутся команда КВН, футбольная команда и путёвки в санаторий. Мало в каком найдутся современные лаборатории, качественные доски и современные учебные программы. Студентов не выгоняют из университетов за неуспеваемость (потому что подушевое финансирование), студентов развлекают ярмарками вакансий, конкурсами и прочими праздниками.
В вузах условия работы, мягко говоря, не способствуют тому, чтобы там работали квалифицированные преподаватели, читались современные курсы. На годичном контракте, с окладом в 20 «тыр», при адском учебном перегрузе — квалифицированный преподаватель работать и развивать учебный и научный процесс не будет. Это, собственно, целью и не является.
Контекст
Александр Сидякин говорил о проблеме вузов Башкирии и главной среди них назвал отсутствие исследовательских коллективов.
Причина лежит на поверхности — с точки зрения условий и зарплаты научная карьера не слишком привлекательна для молодёжи.
В свою очередь, Андрей Воскресенский в своём посте подчеркнул отсутствие в российских вузах современных лабораторий и квалифицированных преподавателей — тоже из-за отсутствия условий, которые таких преподавателей привлекали бы. По его мнению, целью вузов сейчас является не обучение студентов, а «производство циферок-показателей» и «чтобы любой балбес к 30 годам получил несколько разноцветных бумажек, исполнился почтения к начальству и двинулся покорять офисные просторы и выплачивать ипотеку».
Воскресенский отметил, что, конечно, есть исключения — и среди вузов, и среди студентов. «Но это именно что исключения. Системы высшего образования у нас нет», — считает он.
Недавно аналогичное мнение о смерти российского высшего образования выразил сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» и преподаватель МФТИ Андроник Арутюнов.
Павел Лукша, основатель международной инициативы Global Education Futures («Глобальное будущее образования»), эксперт центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково», выступая на «Архипелаге 2121» в июле, сказал, что, с его точки зрения, большая часть существующих университетов должна конвертироваться в колледжи. «Они не заслуживают права называться университетами. Чтобы называться университетом, нужно пересобрать свою модель образования, пересобрать свою модель науки, иметь возможность взаимодействовать с окружающей средой и развивать её. Ну не все должны попадать в это светлое будущее».
Словно в подтверждение мысли о деградации российского высшего образования недавно вышла книга «Этнография туфты», в которой показано, как устроен рынок заказных рефератов, дипломов и научных работ. Главный вывод, который из неё следует, — академическое мошенничество стимулируется всем устройством системы высшего образования.
На самом деле высшее образование сейчас подвергается большой критике не только в России, но и во всём мире: о проблемах завышенных ожиданий от вузов и работе университетов в условиях управления сложностью рассказывал недавно на Конференции ИВО профессор высшего образования и проректор по образованию Университета Осло Бьёрн Стенсакер. Директор Центра исследований политики высшего образования (CiPES) и профессор экономики Университета Порту Педро Нуно Тейшейра тоже поделился на той конференции своим мнением о качестве высшего образования и заодно затронул проблему рейтингов вузов, которые, по его мнению, только вводят в заблуждение.
Очевидно, что высшее образование сейчас переживает кризис. Но кроме мрачных прогнозов есть и конкретные предложения, что и как в нём стоит поменять. Недавно мы рассказывали об одном из них. Павел Лукша, критикуя существующую систему высшего образования, в то же время признаёт в ней и сильные стороны: «Скорее всего, старая модель образования изменится, но не уйдёт, потому что в основе она целесообразна. Там есть специализированные пространства, люди, которые умеют учить, есть оборудование — зачем от этого отказываться?»
Но для воплощения любых планов реформ и развития нужны сильные профессионалы. А профессионалам нужны достойные условия труда.