Цитата недели: помощник президента о консервативности образования
Андрей Фурсенко выступил на «Гайдаровском форуме — 2022».
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Андрей Фурсенко
Помощник президента Российской Федерации
Где: «Гайдаровский форум — 2022», круглый стол «Образование, которое сделает нас успешными и счастливыми»
— Наши родители, бабушки и дедушки в каком-то плане были гораздо более образованны, чем мы, по целому ряду направлений. А в каких-то направлениях всё-таки мы узнаём новое, и наши дети, наши внуки, следующее поколение тоже оказываются знающими то, что мы не знаем, умеющими то, что мы не умеем. Вот ко всему этому надо относиться с уважением. И при этом иногда не стремиться забегать вперёд. Образование, каким бы оно ни должно было быть инновационным, при этом должно быть достаточно в каком-то смысле консервативным.
Контекст
Во время круглого стола обсуждали различные новые тенденции развития образования. Модератор дискуссии Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, напомнил слова президента о том, что в стране существует особый культурный код, который важно не утратить. И спросил у Андрея Фурсенко, что, по его мнению, людям из образования надо для этого делать.
Помощник президента ответил образно: «С одной стороны, „много пьес написано“, с другой стороны, каждый свою пьесу пишет сам. Мне кажется, надо с должным уважением относиться к каждой „написанной пьесе“, но при этом понимать, что следующий шаг, который делается, он точно не менее важен и не хуже». Проще говоря, надо уметь ценить как образование, которое было у прошлых поколений, так и современное образование с его многочисленными отличиями от прежнего, и стремиться понять как то, так и другое. А разумный консерватизм, по мнению Андрея Фурсенко, как раз позволяет сохранять культурный код и передавать его следующим поколениям.
На том же круглом столе помощник президента пояснил свою идею о возможности перехода от Болонской системы высшего образования («4 + 2») к системе «2 + 2 + 2». С его точки зрения, эта система в каком-то смысле продолжает советскую. Он напомнил про опыт Московского Физтеха, где первые два курса происходило углублённое изучение фундаментальных основ физики, а следующие четыре года — учёба и одновременно научная работа на базовых кафедрах конкретных высокотехнологичных направлений. Когда создавался Физтех, эта система, по словам, Фурсенко, тоже казалась революционной и даже нереализуемой, а сегодня этот университет — среди ведущих не только в России, но и в мире.