Образование
#статьи

Цель образовательной программы: как её определяют

В разных сегментах образования к целям подходят по-разному. Всё зависит от того, кто «заказывает музыку».

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Какой бывает цель образовательной программы

Цель отвечает на вопрос: «Для чего создаётся эта образовательная программа?» Но этот вопрос нужно разбить на два:

  • Зачем эта образовательная программа нужна заказчику (то есть тому, кто организует это обучение) и учащимся? Это цель-мотив её создания.
  • К чему конкретно должен прийти учащийся или каким он должен стать в результате образовательного процесса? Это цель для проектирования программы методистами и педагогами.

В самой программе ответ на первый вопрос указывают не всегда, но он в любом случае подразумевается при её разработке.

Цели обычно формулируют ёмко и лаконично, а подробно конкретизируют уже в задачах программы и результатах, к которым должен прийти учащийся (например, в виде списка компетенций, которые он должен освоить).

Цели важно обозначить для любой образовательной программы, будь то большой курс высшего образования, однодневный мастер-класс по флористике или полуторачасовой вебинар.

Чётко сформулированная цель программы помогает её потенциальному участнику понять, то ли это обучение, которое ему нужно, соответствует ли оно его личным стремлениям — и осознанно принять решение об участии в нём (разумеется, если речь не идёт о школьном образовании, которое в любом случае обязательно).

А организатору обучения чётко сформулированные цели помогают:

  • привлечь «правильных» студентов, которым важна именно такая цель-мотив, которую он подразумевает;
  • правильно спроектировать программу обучения, то есть путь учащегося и действия преподавателей — чтобы все решения, принятые в образовательном процессе, были согласованными и вели в нужном направлении. Дело в том, что от целей зависят структура и содержание образовательной программы, форма и методы обучения, система оценки результатов, даже срок обучения.

Вот простая аналогия: в путешествии цель — это не только физический пункт назначения, но и мотивы путешественника. В один и тот же пункт можно направляться с разными мотивами: для кого-то это способ познакомиться с новым городом, для кого-то — поездка в командировку, а кто-то едет просто повидаться с друзьями.

При этом у того, кто отправляет путешественника в путь, тоже свои мотивы: например, заработать на продаже ему тура или бесплатно познакомить с городом так, чтобы турист в него влюбился и рассказывал потом всем, какой он прекрасный (ради имиджа города). Или от этого путешественника просто хотят добиться выполнения рабочей задачи в поездке. В результате получатся совершенно разные поездки.

Так же и в образовании: программу курса можно составить, например, для поверхностного знакомства учащихся с темой (просто для удовлетворения его любопытства), можно — для глубокого погружения в теорию по этой теме, а можно — для освоения прикладных профессиональных навыков в ней. И по содержанию это получатся три абсолютно разные программы, даже если все они будут посвящены одной теме — например, психологии конфликта.

При этом заказчик курса может стремиться распространить знания по теме или иметь целью заработать на продаже этого курса либо вообще всё это затеял на самом деле ради того, чтобы прорекламировать себя как лучшего эксперта в теме. А может быть, его мотив — решить какую-то проблему (продолжая пример с курсом по психологии конфликта — добиться, чтобы люди перестали конфликтовать).

Фото: fizkes / Shutterstock

Поскольку мотивы заказчика программы имеют большое значение для её содержания, подходы к постановке целей во многом различаются в зависимости от того, говорим мы о формальном образовании или неформальном, государственном или частном, коммерческом или бесплатном. Ведь заказчики в этих случаях разные.

Цели образовательных программ в общем образовании, высшем и СПО

Школы, колледжи, техникумы, вузы, центры подготовки и переподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих — всё это сектор формального образования. Курсы повышения квалификации и переквалификации, если они являются обязательными для представителей какой-то профессии (то есть без соответствующей «корочки» человек не сможет работать), — тоже. Во всех этих случаях основной заказчик — государство. Оно и определяет, каким должен быть выпускник, что он должен знать и уметь. Это и есть цели образовательных программ. Принимаются они с учётом стратегий экономического, социального, научного и культурного развития страны (а это мотивы самого заказчика — государства).

Причём, даже если речь о негосударственных школах, колледжах и вузах, они всё равно должны руководствоваться базовыми целями, которые государство ставит для соответствующих уровней образования, иначе не получат аккредитацию своих программ, а значит, не смогут выдавать признаваемые государством аттестаты и дипломы. Но сверх этих обязательных целей образовательные организации могут иметь и другие. Например, частная школа, может ещё и готовить учеников к поступлению в иностранные вузы, и в соответствии с этой целью ей можно расширить содержание своих образовательных программ.

Фото: REDPIXEL.PL / Shutterstock

Базовые цели закреплены в законе «Об образовании в РФ» и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Правда, в законе прописаны цели не для конкретных программ, а для видов и ступеней образования в целом. Так, школьное образование направлено на:

«…развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».

А на уровне основного общего образования (то есть с пятого по девятый класс) цель такая:

«…становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)».

Любое профессиональное образование, к какому бы уровню оно ни относилось, согласно закону, направлено на:

«…приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».

При этом, например, у высшего профессионального образования цель такая:

«…обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации».

То есть мы видим, что в высшем образовании есть не только профессиональные цели, но и связанные с общим развитием человека — интеллектуальным, культурным и нравственным. Кстати, в последнее время всё больше внимания уделяется такой цели высшего образования, как формирование мировоззрения учащихся.

Цели, установленные законом для видов и ступеней образования в целом, конкретизируются в федеральных госстандартах для конкретных направлений подготовки, а также в примерных образовательных программах. В школьных ФГОС и примерных программах есть особый раздел про цели (сформулированный в очень общем виде, как и в законе), но далее описан «портрет выпускника» (какими характеристиками он должен обладать) и приведён большой набор результатов освоения программы в виде личностных, метапредметных и предметных компетенций — именно в них и проявляется конкретизация.

Вот как сделана формулировка о цели в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования:

Скриншот: fgosreestr.ru

А вот формулировка о цели программы развития универсальных учебных действий (УУД) в рамках той же Примерной основной образовательной программы среднего общего образования:

Скриншот: fgosreestr.ru

А в стандартах для высшего и среднего профобразования отдельного раздела про общие цели нет, но есть конкретика в виде описания основных задач, которые должен уметь решать выпускник, а также планируемых результатов освоения программы — в виде компетенций.

Для программ среднего профессионального образования перечисляются общие и профессиональные компетенции, а для высшего — универсальные, общепрофессиональные и профессиональные. Причём по части профессиональных результатов важно ориентироваться на профстандарты для соответствующей профессии (там перечислены конкретные знания и навыки, которыми должны обладать её представители). Это называется компетентностным подходом к проектированию образовательной программы.

То, что сформулированной в общем виде цели нет в госстандарте, не значит, что образовательная организация не может сама сформулировать её в понятном для абитуриентов виде. Вот, например, как описана цель программы бакалавриата «Анализ данных» по направлению подготовки «02.03.03 Прикладная информатика» на сайте РАНХиГС:

Скриншот: ranepa.ru

Цели образовательных программ на курсах и в кружках

Различные кружки и курсы для детей и взрослых, куда идут не ради обязательной «корочки», а за получением навыков, для которых дипломы и сертификаты на рынке труда не обязательны, или для общего развития, расширения кругозора, решения какой-то личной проблемы, — это неформальное образование. Заказчики программ обучения в таких местах — сами школы, онлайн-платформы, обучающие центры и так далее.

Если цели-мотивы, с которыми создаётся программа, могут быть довольно общими, то цели для проектирования, на которые методисты опираются непосредственно при разработке программы, важно конкретизировать. Целями для проектирования обычно выступают измеримые результаты обучения — чтобы в конце можно было говорить об успехе или неуспехе программы (подробнее об этом расскажем дальше).

Например, цель-мотив — познакомить человека с азами масляной живописи. Допустим, аудитория занятий — новички, которые просто хотят попробовать себя в этом виде творчества (не собираются пока осваивать живопись профессионально, а только присматриваются к ней как к приятному хобби). Это их цели-мотивы, с которыми они идут учиться. Ясно, что под «попробовать» и «познакомиться с азами» скрывается целый набор базовых навыков, о которых новички даже не подозревают и поэтому не могут их сформулировать.

Но проектировщики обучения знают, что это подразумевает, в частности, знание теории цвета и композиции хотя бы в общих чертах, умение смешивать краски, знание, какие виды кистей для чего используются, владение хотя бы парой техник наложения мазков и приёмом контраста света и тени. И значит, всё это должно быть заложено в программу обучения, а воплощением всех этих знаний и умений станет готовая картина, которую учащиеся напишут в процессе обучения с применением всех этих навыков. Поэтому для проектирования цель будет примерно такой: написать натюрморт в смешанной технике лессировки и работы мазками.

У заказчика программы неформального образования цели создания программы могут быть как коммерческими (получить доход от продажи курса), так и некоммерческими. Например, он хочет распространить через курс некие знания, опыт или идейные ценности либо популяризировать свой бренд среди людей, которые будут учиться на курсе, или найти одарённых в чём-то людей. Так, многие IT-компании имеют собственные школы обучения программированию, потому что это помогает им находить способных, перспективных людей, которых можно пригласить на работу. К тому же это продвигает бренд компании.

Чтобы образовательный продукт получился востребованным у целевой аудитории, заказчику нужно ориентироваться на цели учащихся (и их родителей, если это детское образование). Например, компания делает коммерческие курсы, чтобы получить доход. Но будут ли люди покупать эти курсы всё больше и больше, зависит от качества обучения. А чтобы курсы были качественными, учащийся должен в итоге достигать тех целей, с которыми он пошёл учиться. Поэтому цели заказчика программы связываются с целями учащихся.

Обычно образовательные программы разрабатывают под наиболее типичные цели какой-то аудитории. Таковыми могут быть, например, желание познакомиться с какой-то сферой деятельности (удовлетворить любопытство, попробовать себя в чём-то) или научиться что-то делать «как профи» (например, печь, как настоящий кондитер, писать картины как профессиональный художник), а могут быть планы поменять профессию и найти новую работу по ней. Наконец, это может быть просто способ увлекательно провести время. Но для проектирования курса, напомним, методистам в любом случае придётся конкретизировать цели в измеримые результаты.

В отличие от формального образования, где цели программ задаются на государственном уровне, в неформальном секторе цели для каждой конкретной программы свободно определяют её разработчики — исходя из целей самого заказчика и потенциальных учащихся. Если речь идёт о курсах обучения профессии или повышения квалификации, то здесь тоже важно помнить об общей установленной законом цели для профессионального образования, каким бы оно ни было:

«…приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определённых уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности».

Эта предусмотренная законом цель совпадает и с целями самих учащихся, ведь чаще всего люди идут учиться профессии, рассчитывая потом работать по ней.

Цели заказчика выяснить нетрудно, а вот как узнать цели потенциальной аудитории того или иного курса (то есть тех людей, которые, по задумке, придут учиться на ней)? Для этого разработчики образовательных программ проводят исследования. Важно понять интересы, «боли» и потребности разных сегментов потенциальной аудитории, чтобы выяснить, почему они решают пойти учиться, ради чего.

Правда, есть большая сложность, которой сейчас озадачена вся индустрия онлайн-курсов: решение учиться люди часто принимают неосознанно, не понимая, зачем им это нужно и нужно ли вообще на самом деле. В результате обучение их не удовлетворяет, они его бросают или думают, что зря потратили время и деньги. Представители EdTech считают, что поэтому образовательные платформы должны помогать людям для начала определиться с целью, чтобы потом предложить им именно то обучение, которое нужно.

Для последующей детализации общих целей образовательной программы до конкретных знаний и навыков, которыми в итоге должен овладеть учащийся, надо исследовать ещё и рынок. Если речь об обучении профессии, то — выяснить, какие требования работодатели предъявляют к соответствующим сотрудникам, чего ждут от них, на отсутствие каких навыков чаще всего жалуются.

Вот, например, как сформулирована цель онлайн-курса «Методист образовательных программ» на платформе Skillbox:

Скриншот: Skillbox.ru

А вот как описаны цели программы детского кружка программирования от «Учи.ру»:

Скриншот: «Учи.ру»

Цель образовательной программы в корпоративном обучении

Обучение сотрудников на работе, если это не обязательное по закону профобучение, — тоже неформальное. Например, обязательных требований к менеджерам по продажам нет, но компании, как правило, регулярно устраивают для своих менеджеров обучающие тренинги. Поэтому здесь регулирования со стороны государства нет.

Заказчик корпоративного обучения — работодатель. Он видит недостаток каких-либо навыков у сотрудников и, организуя обучение, старается этот недостаток компенсировать. Тем самым он пытается устранить проблемы в работе или сделать её ещё более эффективной. Это и есть конечные цели обучающих программ.

Чтобы выяснить и детализировать эти цели, разработчикам обучения тоже очень важно провести исследование. Причём в корпоративной сфере порой не так-то просто выяснить истинные цели заказчика. Допустим, руководитель говорит: «Надо сделать для старших менеджеров курс по тайм-менеджменту, потому что они часто стали пропускать дедлайны». Но если выяснить причины опозданий у самих старших менеджеров, то окажется, что у них в последнее время просто сильно вырос объём задач, и они не очень умеют их делегировать, хотя в теории их этому уже учили. А значит, и обучать их сейчас надо не тайм-менеджменту, а конкретно делегированию, причём с упором не на теорию, а на отработку и закрепление навыков. То есть цель будет такой: внедрить делегирование задач в практику работы старших менеджеров (а не просто «научить основам делегирования задач»).

Кстати, две типичные ошибки проектирования программ корпоративного обучения связаны как раз с целями: это слишком общая, размытая формулировка цели либо слишком большое количество целей для одной программы. В первом случае вообще непонятно, к чему двигаться (значит, и курс или тренинг получатся невнятными), а во втором программа получится перенасыщенной и поэтому не даст эффекта, ведь в корпоративном обучении курсы обычно короткие, времени на долгое обучение ни у сотрудников, ни у бизнеса нет.

Какой должна быть цель образовательной программы

Сейчас в EdTech и корпоративном обучении распространена модель проектирования программы от результата. А результатом при этом выступает как раз цель, к которой нужно привести студента.

Методист образовательных программ Skillbox Анна Крылова объясняет, что согласно этой концепции цель образовательной программы должна быть:

  • Конкретной. Важно помнить об итоговом результате и сформулировать его настолько точно, насколько можно. Например, цель «изучить дизайн интерьеров» — слишком размытая, а вот «самостоятельно создать 3D‑визуализацию дизайн-проекта трёхкомнатной квартиры» — уже лучше.
  • Измеримой. Цель нужно формулировать таким образом, чтобы итоговый результат можно было оценить по понятным и чётким критериям. Поэтому в качестве цели нередко выбирается создание какого-либо проекта или продукта, который потребует от студента задействовать все знания и навыки, заложенные в программу: «разработать сайт на языке Java по брифу заказчика», «испечь торт „Наполеон“ по рецепту».
  • Достижимой. Достижение цели должно быть реальным за срок программы и при той глубине погружения в тему, которую она предполагает. Скажем, во время трёхчасового мастер-класса студент может научиться печь «Наполеон» по рецепту, но будет неправильно ожидать, что за этот срок он представит авторский рецепт торта.
  • Значимой. Именно для этого нужно изучать потребности аудитории — чтобы программа обучения отвечала тем запросам, с которыми люди приходят учиться.

Можно заметить, что этот подход к целеполаганию соответствует популярному в управлении проектами методу SMART (Specific — «конкретная», Measurable — «измеримая», Attainable — «достижимая», Relevant — «значимая», Timely — «ограниченная по времени»). Однако последний критерий можно не учитывать, так как достижение цели по умолчанию привязано к окончанию программы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована