Образование
#статьи

Что такое ФГОС, как они появились и почему их меняют

Госстандарты лежат в основе всех остальных документов, регламентирующих формальное образование. Как они устроены и зачем их постоянно обновляют?

Иллюстрация: Monkeybusinessimages / IStock / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Понятие «образовательный стандарт» в российском законодательстве появилось 30 лет назад в законе «Об образовании», а в 1993 году его закрепили в Конституции: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты» (ч. 5 ст. 43). Предполагалось, что они будут обязательны для реализации образовательных программ любого уровня.

Затруднение состояло в том, что на момент принятия Конституции никакие образовательные стандарты ещё не были разработаны. И документов прежней эпохи, с которых их можно было бы скопировать, тоже не было.

Конечно, в СССР образование было стандартизировано, но иначе, чем сейчас: типовые учебные программы и планы регламентировали как содержание, так и формы обучения в школах и вузах. Эксперты считают, что советские учителя всё-таки имели некоторый простор для творчества: методические приёмы, планы уроков определял сам педагог. Но выбирать, чему и в какой форме учить, было нельзя.

Предполагалось, что в новой реальности образовательные стандарты, в отличие от типовых программ, должны задать лишь минимальные требования к содержанию дисциплин, условиям обучения и его результатам. В девяностые годы, когда возникло огромное разнообразие программ и подходов к образованию, ввести базовые требования было особенно важно.

Тем не менее процесс затянулся, в случае школьных образовательных стандартов — больше чем на десятилетие.

Как развивались первые поколения ФГОС для школ

С момента, когда образовательные стандарты были упомянуты в законе, и до утверждения их первой версии для общего образования — то есть для школ — прошло 12 лет.

Нельзя сказать, что никакого госрегулирования в то время не было. В 1998 году появился базисный учебный план, чуть позже — временные требования к обязательному минимуму и сам минимум содержания основного общего образования. Но ФГОС не существовало до 2004 года. Почему же понадобилось столько времени?

По мнению первого министра образования России Эдуарда Днепрова, изложенному в его книге «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки», все эти годы с переменным успехом шла борьба между консерваторами и радикальными реформаторами. Дело осложнялось ещё и тем, что по закону утверждать стандарт должна была Госдума. Только когда после ряда поправок это право перешло к министерству, появились первые образовательные стандарты для школы.

Профессор Высшей школы экономики и бывший заместитель министра образования Виктор Болотов рассказал на одной из встреч с молодыми педагогами в «Мастерской учителя», что основным камнем преткновения для разработки стандартов в девяностые годы стали трудности в определении их содержания. Шли споры по конкретным предметам: что сделать обязательным для изучения элементом, а что убрать.

Фото: Daniel Hoz / Shutterstock

И пока подготовить удовлетворительный для всех стандарт не удавалось, школа жила, подчеркнул Болотов, фактически по модернизированным примерным программам последних советских лет.

Первые ГОС: промежуточный вариант

Первую редакцию государственных образовательных стандартов для школы (ГОС) также называют стандартами первого поколения.

ГОС включали обязательный минимум содержания (то есть перечень необходимых по каждому предмету тем) и требования к результатам обучения, а также устанавливали максимально допустимый объём учебной нагрузки и правила материального, кадрового, информационного обеспечения образовательного процесса.

Министр образования утвердил федеральный компонент, а ещё разрабатывались региональные компоненты в субъектах федерации и компоненты образовательных учреждений. На основе федерального компонента разрабатывали федеральный базисный учебный план (БУП), примерные программы по предметам, контрольно-измерительные материалы.

Введение ГОС закрепило в школе некоторые реальные новшества. Документ регламентировал переход начальной школы на четырёхлетнее обучение, появление профилей в старшей школе, изучение иностранного языка со второго класса.

Также стандарты первого поколения задавали образованию «деятельностный характер» — обучение в школе должно быть направлено не только на освоение содержания, но и на формирование учебных умений и навыков и получение опыта практической и творческой деятельности.

Но участники разработки стандарта в критических статьях указывали, что слова об общеучебных навыках остались всего лишь декларацией. По сути, главной частью стандарта был подробно прописанный минимум содержания. А требования к уровню подготовки выпускников, к их навыкам указали недостаточно «инструментально» — так, что трудно было применить эти описания на практике.

ФГОС: уход от регламентации содержания

В итоге первые государственные образовательные стандарты заменили. Почему? На самом деле это предполагалось изначально: в тексте госстандартов сразу указывалось, что эти документы — переходные. А в 2007 году в закон «Об образовании» внесли поправки, которые предписывали обновлять стандарты не реже, чем раз в десять лет.

С 2009 года в школах начали внедрять стандарты второго поколения, они назывались «ФГОС». Вводили поэтапно: сперва в начальной, потом в основной, затем в старшей школе. Параллельно с основными ФГОС вводили стандарты для обучения детей с ОВЗ. В основном процесс завершился к 2012 году. В итоге первые выпускники, которые с первого по одиннадцатый класс учились по составленным согласно требованиям этих ФГОС программам, окончили школы только сейчас, в 2022 году.

Фото: Branislav Nenin / Shutterstock

В стандартах второго поколения была сделана попытка перейти от предметных результатов к личностным, причём главной частью стандарта стали именно требования к результатам. Иерархия результатов строилась так: наверху личностные, метапредметные, предметные. В обиход вошло словосочетание «универсальные учебные действия» — компетенции, формируемые в процессе обучения по всем предметам.

Кроме того, в тексте стандартов появилась идея индивидуального образовательного маршрута. Её воплощением стала, в частности, возможность выбора старшеклассниками предметов, а также дифференциация уровней обучения в старшей школе — вводился углублённый уровень — и профильные классы.

При этом во ФГОС второго поколения не хватало конкретных требований к содержанию образования по предметам, к предметным результатам. По словам представителя Института стратегии развития образования РАО Анны Лазебниковой, требования были довольно размытыми:

«Предметные результаты в старом варианте [во ФГОС 2009–2012 года] задавались в общем виде, под который можно было подвести много элементов различного содержания».

В частности, это позволяло, отмечала Лазебникова, использовать прежние учебники при переходе с первых ГОС на ФГОС. На обложку просто ставили значок «Соответствует ФГОС», и считалось, что учебник теперь соответствует стандарту.

Мнение о размытости предметных требований в стандартах второго поколения разделяли и педагоги:

«Стандарты должны быть конкретными, однозначными, скучными и законными. А у нас ФГОС — педагогическая поэма, носящая временами манифестный и лозунговый характер. В стандартах никакой конкретики в отношении изучаемых предметов, а в подходах к воспитанию и вовсе провал», — писала Елена Дубровская, директор лицея в Красноярском крае.

Что изменилось во ФГОС-2022

Именно необходимость более чётко прописать в стандартах требования к содержанию образования по предметам подчёркивала, говоря о разработке ФГОС третьего поколения, предыдущий министр просвещения Ольга Васильева:

«Мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создаёт прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования».

В обсуждавшейся в 2019 году версии новых стандартов даже вновь, как в ГОС 2004 года, темы школьной программы распределили по годам обучения. Но впоследствии проекты стандартов переработали, а окончательно их утвердили около года назад — пока только для начальной и основной школы.

Фото: pch.vector / freepik

Основные функции у ФГОС-2022 прежние, главная из них — сохранить единое образовательное пространство при вариативности программ. Больше внимания, чем в прежних версиях, уделяется личностному развитию школьников и их воспитанию, формированию культуры обучения в течение всей жизни. Также в отдельную функцию выделено формирование знаний об истории и культуре России и о её месте в мире.

Из изменений во ФГОС 2022 года стоит отметить, что второй иностранный язык в основной школе перестанет быть обязательным, как это было в стандартах второго поколения. Теперь каждая школа сама (точнее, с согласия родителей) будет определять его необходимость. Зато обязательным станет обучение основам финансовой грамотности. Соответствующие темы войдут в программы разных предметов: в начальных классах — математики и окружающего мира, в 5–9-х классах — обществознания, математики и географии.

Выбирать базовый или углублённый уровень обучения можно будет уже с пятого класса. Правда, не по всем предметам, а только по математике, информатике, физике, химии и биологии. Персонализировать учебную траекторию можно будет также за счёт вариации учебных модулей — в прежних стандартах такого понятия не было. Также школа может разрабатывать индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения.

Кроме того, во ФГОС-2022 закреплена роль электронного обучения: указано, что при тематическом планировании нужно прописывать, какие электронные ресурсы используются в изучении конкретной темы (если их применение в принципе возможно).

Как новые ФГОС регулируют содержание предметов? Некоторые предметы там описываются как учебные курсы, например, алгебра и геометрия становятся курсами в составе одного предмета — математики, но это на содержание не влияет. Ключевая особенность в том, как стандарт регламентирует результаты обучения, — появились более чёткие формулировки предметных результатов.

Как отмечают авторы аналитической справки, в которой сравнивались ФГОС 2.0 и 3.0 (её подготовили в Институте содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета), новые требования по многим предметам влекут необходимость обновить учебники.

Например, для углублённого изучения биологии и химии существующих учебников явно недостаточно, а требования по информатике требуют обновить и базовые программы по ней. Более частая проблема, на которую указывают авторы справки, в том, что, хотя теоретическое содержание старых учебников соответствует новым ФГОС, в них нет заданий на освоение новых навыков — например, аналитических.

На основе ФГОС разработаны примерные основные образовательные программы для школ, в которые входят и примерные рабочие программы по предметам. В них темы и результаты уже распределены по годам обучения. Согласно новым ФГОС, не учитывать примерные программы, то есть решать самостоятельно, в каком классе, например, читать «Героя нашего времени», могут только школы со статусом региональной или федеральной инновационной площадки.

Напомним, в прошлом году поправками в закон «Об образовании» было разрешено использовать примерные образовательные программы — и не разрабатывать свои.

В новых ФГОС-2022 также детализированы требования к внеучебной деятельности и дополнительным занятиям.

Внимание к воспитательной работе закреплено и в Конституции, и в поправках в закон «Об образовании»: в 2021 году в нём появилось понятие «воспитание» и было указано, что примерные основные образовательные программы школ, колледжей и вузов должны включать примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

В новых школьных ФГОС это тоже учтено в разделе о том, какой должна быть структура образовательной программы. Подробно во ФГОС-2022 описаны личностные результаты обучения — через разные виды внеучебной деятельности: например, через патриотическое, гражданское, экологическое и другие виды воспитания. Рабочие программы по предметам должны формироваться с учётом рабочей программы воспитания. В утверждённых примерных рабочих программах по предметам так и сделано — в них содержатся ссылки на примерную рабочую программу воспитания.

Фото: DimaBerlin / Shutterstock

Общее число учебных часов в новых ФГОС уменьшилось. Так, в основной школе минимальное количество занятий за пять лет должно составлять не менее 5058 часов (а не 5267, как в прежнем стандарте).

ФГОС высшего образования и СПО: как они развивались и за что их критикуют

Стандарты для высшего и среднего профессионального образования  разработали значительно раньше, чем для школы, и менялись они чаще:

  • Первые ГОС ВПО были приняты в 1994–1996 годах.
  • Уже в 1999–2001 годах появилась следующая версия — ГОС ВПО второго поколения.
  • ФГОС третьего поколения для высшего образования ввели в 2007–2012 годах.
  • Уже в 2013–2016 годах их обновили в связи с принятием нового закона «Об образовании» (ФГОС3+).
  • С 2017 года — из-за того, что появилось требование учитывать в образовательных стандартах профессиональные стандарты, — ФГОС начали обновлять повторно (ФГОС3++, но лишь малая часть из них уже приняты).

Получается, что в высшем образовании стандарты — а вслед за ними и всю учебно-методическую документацию — переписывают каждые несколько лет. Одно это создаёт большую бюрократическую нагрузку на вузы, что признал, например, на обсуждении новой системы высшего образования профильный министр Валерий Фальков.

При этом стандартов в высшем образовании, естественно, гораздо больше, чем для школы, ведь у каждого направления подготовки свой ФГОС. Сейчас действует около 720 стандартов для бакалавриата, специалитета и магистратуры, не считая аспирантуры, ординатуры, ассистентуры.

Что же меняется в этих ФГОС каждые несколько лет?

Наиболее радикальные изменения, по оценке научного сотрудника лаборатории образовательного права Высшей школы экономики Надежды Княгининой, произошли с принятием третьего поколения ФГОС для высшего образования, после поправок в закон «Об образовании» 2007 года.

Ключевыми тогда были два новшества:

  • Стандарты стали регулировать структуру образовательных программ вместо их содержания.
  • Вместо требований к уровню подготовки выпускников ввели такое понятие, как результаты освоения программ.

С этого момента во ФГОС высшего образования появилась система компетенций: общекультурных (в последних версиях — универсальных) и профессиональных (сейчас всё чаще заменяется ссылкой на профессиональные стандарты). Из требований к содержанию программ остались только обязательные дисциплины — но не профильные, а общие, такие как история, философия, иностранный язык.

Фото: M_Agency / Shutterstock

Всё больше, отмечает Княгинина, в каждом новом поколении ФГОС становится требований к материально-техническим и кадровым условиям: сколько преподавателей должны иметь учёную степень, какое оборудование необходимо вузу, какие электронные системы нужно использовать.

При этом, как показано в другом исследовании лаборатории образовательного права, подавляющее большинство требований ФГОС слишком абстрактны или дублируют положения действующих законов. Например, указывается, что в вузе должны быть аудитории для лекционных и семинарских занятий, но не говорится, что именно в этих аудиториях должно быть. Иначе говоря, нет никакого требования, которое можно было бы проверить.

В других случаях требования вполне чёткие, но неизвестно, чем они обусловлены. Например, почему заданы разные ограничения по доле штатных работников среди преподавателей? По большинству направлений подготовки бакалавриата порог составляет не менее 50%, а по «Информационной безопасности» — 65%. И таких, по мнению специалистов ВШЭ, волюнтаристских требований в стандартах много.

Похожая история частых изменений — у образовательных стандартов среднего специального образования (СПО). Очередную реформу они проходят прямо сейчас вместе со всей системой среднего профессионального образования.

В СПО ещё заметнее, чем в высшем образовании, проявляется тренд на соответствие требованиям профстандартов. Сроки подготовки сокращают, неактуальные для рынка труда специальности закрывают. Обновлённые стандарты можно найти на официальном портале правовой информации в разделе Минпросвещения.

Кому нужны ФГОС и что с ними будет дальше

ФГОС, как утверждено в законодательстве, — это набор базовых требований, на которые должны опираться все решения образовательных организаций. Но ряд экспертов считают, что если ФГОС кому-то и нужны, то точно не практикам.

Например, Виктор Болотов, как он рассказал участникам «Мастерской учителя», считает, что образовательные стандарты на самом деле почти не влияют на жизнь школы.

Школа работает по учебникам, заявил Болотов, а учебники по-прежнему ориентированы на то, чтобы проверять память. Какие бы компетенции ни были записаны в стандартах, по факту требования к результатам остаются знаниевыми.

Поэтому, по словам Болотова, ФГОС предназначены не для учителей, а для авторов учебников, педвузов и системы повышения квалификации. Реальные требования к школе и к образовательным результатам задаются не стандартами, а кодификаторами ЕГЭ. Это, по его мнению, подтверждает и отсутствие интереса к общественным обсуждениям последних стандартов общего образования. В них, отметил эксперт, участвовали в лучшем случае сотни учителей.

Фото: BearFotos / Shutterstock

Схожее мнение выразил в интервью вскоре после утверждения последних школьных ФГОС директор петербургского Президентского физико-математического лицея Максим Пратусевич:

«У меня на столе лежит учебник, много задачников, журнал „Математика в школе“, „Квант“, ещё что-то. Но ФГОС или примерная программа не лежат. Они где-то в параллельном мире существуют. От того, что учитель их прочитает, ему не будет ни холодно ни жарко».

А заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского государственного университета Виктор Имакаев в одном из личных постов в «Фейсбуке»* выразил уверенность в том, что и со стандартами, и без стандартов школы и вузы работали бы одинаково и их роль как набора обязательных требований за 20 лет не подтвердилась:

«Содержание дисциплины, которую преподаёт профессор N, определяется не стандартом, а его, профессора, опытом: традицией, которой он принадлежит, новациями, в которых он (может быть, такие профессора встречаются в университетах) принимает участие».

По мнению других экспертов, во ФГОС высшего образования смешано слишком много функций — и идеологической декларации, и материала для проверок.

«Компетенции, которые должны иметь в первую очередь ценностный смысл и являться ориентиром для разработчиков программ, становятся предметом проверок (их дословные формулировки ищут в программах). Качество образования предполагается зависящим от конкретной (в процентах) доли преподавателей. Эти проценты десятилетиями переходят из стандарта в стандарт без обоснования их необходимости или адекватности», — писала Надежда Княгинина в 2020 году.

Что будет дальше с ФГОС? Что касается школы, мнение о том, что действующие требования не дают учителям ясных ориентиров и не создают в стране единого образовательного пространства, популярно и в Госдуме, и в Министерстве просвещения. Стандарты для школ уже обросли примерными программами, а дальше дополнительных регламентирующих документов, судя по всему, будет только больше. Вплоть до введения «золотого стандарта» школьного образования с единой линейкой учебников. ФГОС в таких условиях, конечно, будут отодвинуты на дальний план.

Вузовские ФГОС, несмотря на заявления министра, что надо бы дать преподавателям спокойно поработать, скорее всего, придётся вновь поменять из-за отказа от Болонской системы. Если по ряду направлений произойдёт переход от бакалавриата к специалитету, то стандарты придётся изменить в первую очередь.

Что касается ФГОС СПО, они и так находятся в процессе активных изменений, и следующие перемены могут быть связаны с результатом эксперимента «Профессионалитет».


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована