Такие разные методисты: чем они занимаются в школах, садиках, СПО, вузах, EdTech?
Если два незнакомца встретятся и выяснят, что оба работают методистами, не факт, что у них одни и те же функции. Даже терминология может отличаться.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Как-то в одной, теперь уже запрещённой, социальной сети вышел пост со ссылкой на интервью с методистом из EdTech, где мы говорили о сути профессии. И в комментариях читательница из академического мира отреагировала на интервью довольно резко: «Это не методисты!» Казалось бы — не стоит воспринимать реплику всерьёз. Но всё дело в том, что методическая работа в разных сегментах образования сильно отличается, при этом сами методисты мало знают, чем занимаются их коллеги.
Мы решили рассказать про особенности разных методистов, чтобы не возникало недопонимания в духе: «Да какие же это методисты! Вот мы — правильные, а эти — нет!» Для этого мы расспросили представителей разных типов этой профессии про суть их работы.
Из этой статьи вы узнаете:
- чем занимаются «классические» методисты в детских садах, школах, колледжах и вузах;
- в чём заключается работа «новых» методистов — из мира EdTech и корпоративного обучения.
Виды методистов: почему они такие разные?
Начнём с того, что можно выделить две большие разновидности методистов — «классические» и «новые». «Классические» методисты работают в сферах дошкольного, школьного и в формальном секторе профессионального образования (то есть в вузах, колледжах, центрах повышения квалификации). Их ключевая задача — организовать образовательный процесс в строгом соответствии с законом «Об образовании в РФ» и другими нормативными требованиями (прежде всего, ФГОС), обеспечить, чтобы образовательная программа отвечала этим требованиям.
Во многом это работа с документами, и она имеет юридически значимые последствия для образовательной организации — если что-то не так, можно лишиться лицензии или аккредитации, получить взыскания по итогам проверки Рособрнадзора.
Чтобы занять такую должность, требуется высшее педагогическое образование и не менее двух лет опыта работы по специальности. Обязанности такого специалиста регламентированы в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
А «новые» методисты появились вместе с электронным обучением и бурным развитием онлайн-школ (то есть сферы EdTech), а также практики обучения собственного персонала в разных компаниях — ведь бизнес в новых условиях столкнулся с необходимостью регулярно самостоятельно учить людей каким-то новым навыкам для работы. Эти методисты проектируют учебные курсы и корпоративные программы обучения персонала.
В большинстве случаев онлайн-платформы и корпоративные отделы обучения занимаются образованием, которое считается неформальным или по крайней мере относится с точки зрения закона не к основному, а к дополнительному образованию. Поэтому нормативных требований к разработке и оформлению программ обучения там либо намного меньше, чем в школах, колледжах и вузах, либо нет вообще. Зато эта сфера образования в силу своей специфики вынуждена, во-первых, сильно бороться за внимание учащихся, во-вторых, за эффективность их обучения (у онлайн-платформ от этого зависят доходы, а в корпоративном обучении — успех сотрудников в работе и, следовательно, бизнес-результаты).
Поэтому здесь, с одной стороны, много свободы в проектировании учебных программ, а с другой — нужно очень постараться, чтобы эти программы действительно привели к результату и чтобы процесс обучения при этом был увлекательным для учащихся. Вот именно этим и занимаются методисты, опираясь на принципы педагогического дизайна, который тоже — явление относительно новое и развивается на ходу. Использовать при этом готовые наработки формального образования невозможно — потому что задачи обучения зачастую другие, другие условия и сроки, да и темы обучения могут быть тоже совершенно новыми, до которых формальное образование ещё не добралось.
Читайте также:
«Новым» методистам педагогическое образование тоже не помешает, однако на самом деле ими становятся люди с совершенно разным профессиональным бэкграундом. Главное здесь — умение достичь образовательных результатов. На программу обучения в EdTech, да и в корпоративном секторе тоже, смотрят как на продукт, поэтому в их разработке используются продуктовые подходы. Сфера настолько новая, что пока даже регламентировать задачи методиста универсальным образом здесь не получается — в зависимости от проекта и состава команды, такой методист может выполнять также частично функции продюсера, маркетолога, копирайтера и UX‑дизайнера.
Внутри этих разновидностей методистов, конечно, тоже есть своя специфика — например, опыт методиста из детского сада вряд ли значительно поможет при устройстве на аналогичную должность в университете. Да и для того, чтобы попасть в EdTech, сначала придётся обучиться принципам работы именно там. Но в то же время «новые» методисты постепенно проникают в сферу формального образования — ведь, например, вузы тоже делают онлайн-программы (и не только короткие курсы!), а чтобы конкурировать здесь со сферой EdTech, им нужно быть знакомыми с её подходами.
Итак, посмотрим подробнее, чем же занимается методист в разных сегментах образования — от дошкольного до корпоративного.
Методист в детском саду
Методисты есть далеко не во всех детских садах — во многом это зависит от того, ведётся ли в учреждении образовательная деятельность или же за детьми просто присматривают, пока родители на работе. Впрочем, все государственные, а также лицензированные частные детские сады ведут образовательную работу — развивают дошкольников и готовят их к поступлению в первый класс. А значит, там есть методические задачи, и их спектр достаточно широк.
Так, методисты детского сада (точнее, дошкольного образовательного учреждения, как он официально называется, или сокращённо — ДОУ):
- совместно с воспитателями составляют образовательную программу;
- ведут методическую документацию и контролируют перед плановыми проверками, чтобы все бумаги были корректно оформлены (среди них — образовательная программа ДОУ, календарный учебный график, рабочие программы воспитателей);
- организуют обучение педагогических сотрудников — повышение их квалификации;
- составляют расписание занятий и различных мероприятий;
- обеспечивают методическую поддержку педагогов — посещают занятия и дают обратную связь, помогают решать учебно-воспитательные вопросы;
- следят за тем, чтобы в детском саду были необходимые учебные пособия, технические средства, развивающие игрушки и так далее.
«Раз в неделю стараемся организовывать такие совещания рабочие, где мы с педагогами встречаемся и обсуждаем планы на неделю: у кого какие сложности, кому что нужно, кто как хочет эту неделю организовать, в чём поучаствовать, какие мероприятия с детьми провести», — рассказала Ксения Терехова, методист ГБДОУ №30 Петроградского района Санкт-Петербурга. По словам Ксении, также она организует участие педколлектива в профессиональных конкурсах и других мероприятиях, публикует посты в соцсетях детского сада. А ещё она, как и воспитатели, много общается с родителями.
Важно заметить, что в маленьких детских садах отдельной ставки методиста может не быть, и тогда методические задачи берут на себя воспитатели. Однако и отдельный сотрудник, который ведёт методическую работу в ДОУ, не всегда называется методистом — этим может заниматься старший воспитатель или заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе (УВР).
Если же детский сад довольно большой (в нём порядка десяти групп), то в штате могут быть и заместитель заведующего по УВР, и старший воспитатель, и методист. В таком случае сотрудники, как правило, делят между собой административно-управленческие и чисто методические задачи.
Методист в школе и школьной системе
Вообще-то ставка методиста в общеобразовательной школе — не самая типичная история. Чаще всего «чистые методисты» встречаются в частных школах и гимназиях, а вот в государственных, как правило, методические задачи на себя берёт заместитель директора по учебно-воспитательной или учебно-методической работе.
Конкретные функции такого специалиста могут различаться от школы к школе. Но, как правило, ключевые направления его работы такие:
- следить за тем, чтобы вся образовательная система школы соответствовала требованиям ФГОС (и вносить изменения при обновлении стандартов);
- разрабатывать основную образовательную программу, учебные планы и расписание, помогать учителям в составлении рабочих программ по предметам;
- контролировать правильное составление отчётных документов;
- организовывать повышение квалификации и аттестацию педагогов;
- посещать уроки и давать обратную связь учителям;
- обобщать и передавать учителям передовой педагогический опыт;
- организовывать и сопровождать итоговую аттестацию выпускников.
Также заместитель директора нередко координирует работу школьных методических объединений — структур, в которых учителя, преподающие один предмет, обмениваются опытом и делятся друг с другом эффективными методами и методиками. С этой целью иногда создаются и другие внутришкольные объединения — профессиональные педагогические сообщества, проблемно-творческие группы, системы наставничества.
О своём опыте нам рассказала Людмила Лялина, директор МБОУ «Батыревская СОШ №2» Чувашской Республики: «Мы создали профессиональное обучающееся сообщество, где весь коллектив совершенствует свои компетенции и каждый педагог отвечает за результат своей работы. В школе разработана программа внутриорганизационного обучения, согласно которой педагоги в течение учебного года изучают и внедряют в работу две наиболее актуальные для нашей школы педагогические стратегии: формирующего оценивания и смыслового чтения».
Важно заметить, что методическая работа в школьной системе не заканчивается собственно методистами школ. В рамках национального проекта «Образование» в 85 регионах страны созданы Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР) — в них работают региональные методисты. По словам Татьяны Щербаковой, эксперта Федерального методического центра ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», их ключевые задачи можно разделить на три направления:
- Организационно-подготовительные мероприятия. Региональные методисты анализируют учебно-методическую работу в школе и разрабатывают предложения, как повысить её эффективность, проводят очные и дистанционные консультации педагогов.
- Информационное сопровождение. Сотрудники ЦНППМПР организуют профессиональные конференции, семинары и вебинары (например, по вопросам введения новых ФГОС), составляют различные информационные и методические материалы для учителей.
- Методическое сопровождение. Региональные методисты поддерживают педагогов, испытывающих затруднения в работе (например, если учителям сложно освоить Конструктор рабочих программ). Выявляют нехватку профессиональных компетенций у учителей и помогают её устранить — то есть планируют и организуют дополнительное профессиональное образование. Важный нюанс, отличающий ЦНППМПР от традиционных центров ДПО, — акцент на индивидуальные образовательные траектории, согласно которым педагоги, по идее, будут непрерывно развивать свои компетенции.
Во всех этих задачах, как рассказывает Татьяна Щербакова, региональные методисты тесно сотрудничают с теми, кто отвечает за методическую работу внутри школы.
И наконец, в школьном образовании есть методисты, выполняющие специальные задачи. Например, сотрудники Федерального института педагогических измерений разрабатывают контрольные измерительные материалы (КИМ) для государственной итоговой аттестации — ЕГЭ и ОГЭ. А в Московском городском педагогическом университете есть Институт содержания, методов и технологий образования, и методисты в нём курируют систему Московской электронной школы (МЭШ) — координируют её наполнение контентом, разрабатывают методические рекомендации по цифровой дидактике, проводят курсы и мероприятия для педагогов.
Наконец, с недавних пор появилась новая квалификационная категория учителей — педагог-методист. Мы рассказывали, что она собой представляет.
Методист в колледже
В отличие от школ, в каждом колледже предусмотрена ставка методиста — а иногда и не одного. Дело в том, что если в школе разрабатывается, как правило, всего одна образовательная программа на каждый уровень образования (начальное, основное общее, среднее общее), то в колледже программ будет столько, сколько существует направлений профподготовки. И если их много (колледж универсальный, а не узкоспециализированный), то такой объём работы окажется слишком велик для одного методиста.
К тому же профессиональные дисциплины в организациях СПО (среднего профессионального образования) зачастую преподают люди без базового педагогического образования — специалисты с предприятий или выпускники профильных вузов (например, технических или медицинских). Поэтому им требуется куда большая методическая поддержка, чем, например, школьным учителям.
И ещё один значимый нюанс — образовательные программы в колледжах, как и в вузах, строятся с ориентацией на профессиональную деятельность будущего выпускника. А значит, при их разработке важно учитывать не только требования ФГОС, но и профстандарты или требования квалификационных справочников по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, а также реалии рынка — каких компетенций работодатели ждут от сотрудников. Причём сейчас перед государством стоит задача максимально сблизить сферу СПО с практикой.
О том, как строится методическая работа в СПО, Skillbox Media рассказала Ольга Курбанова, старший методист ОГБПОУ «Томский промышленно-гуманитарный колледж». По её словам, в колледжах нередко есть отдельное структурное подразделение — информационно-методический центр (ИМЦ). Он может называться иначе, например — отдел образовательных проектов. Его возглавляет руководитель, у которого в подчинении могут быть методисты и старший методист.
Ольга пояснила, что в ситуации, когда методистов несколько, есть два варианта организации их работы. Первый — когда за каждым закрепляется укрупнённая группа специальностей (УГС) — родственных направлений подготовки. Скажем, в УГС «Клиническая медицина» могут входить отдельные специальности «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика», «Медицинская оптика» и другие.
Другой вариант — когда методисты делят между собой разные направления работы. Например, один отвечает за подготовку учебного плана, разрабатывает макеты рабочих программ и контрольно-оценочных средств, консультирует преподавателей по составлению рабочих программ по дисциплинам и модулям, проверяет их на соответствие ФГОС, комплектует основную профессиональную образовательную программу — то есть берёт на себя всю документацию. А второй методист в таком случае занимается методическим обеспечением — отвечает за разработку учебно-методических материалов для студентов, помогает преподавателям в выборе форм, методов и средств обучения, организовывает повышение квалификации преподавателей и так далее.
Все методисты в колледжах также проводят семинары для преподавателей, курируют работу цикловых методических комиссий (так называются объединения преподавателей одного направления), посещают и анализируют занятия, готовят преподавателей и мастеров производственного обучения к конкурсам профессионального мастерства.
Методист в вузе
В высшем образовании методическая работа строится иначе, чем в школах и колледжах.
Так, на федеральном уровне существует система Учебно-методических объединений (УМО) в сфере высшего образования. Это организации в ведомстве Минобрнауки, каждая из которых отвечает за свою укрупнённую группу специальностей и направлений. Сотрудники федеральных УМО — представители ведущих вузов и профильных ассоциаций — участвуют в разработке ФГОС по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, готовят предложения по оптимизации перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, проводят экспертизу качества учебной литературы и оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации студентов.
В каждом вузе обычно есть учебно-методическое управление (УМУ) либо его аналог. Его работа в основном организационная и бумажная — подготовка документов для лицензирования и аккредитации программ университета, контроль за тем, чтобы образовательный процесс и его качество соответствовали государственным требованиям. Также УМУ, как правило, формирует расписание и распределяет нагрузку преподавателей, контролирует проведение сессий и итоговых аттестаций. Иногда эти задачи делятся между несколькими подразделениям вуза.
Похожую роль, только в пределах кафедры или факультета, выполняет ответственный за учебно-методическую (или учебную, или учебно-воспитательную) работу или заместитель декана по учебной работе. Как правило, он организует разработку и распространение методических материалов и учебных пособий, координирует внедрение передового методического опыта в работу преподавателей, проверяет и контролирует наличие учебной документации — рабочих программ курсов, расчёта учебной нагрузки на учебный год, списка тем дипломных проектов и так далее. Это руководящая должность, а помимо неё на кафедре, факультете и в институте могут быть специалисты по методической работе. Такие сотрудники относятся к учебно-вспомогательному персоналу (УВП) и выполняют рутинные «бумажные» задачи, а также консультируют студентов по частным вопросам (например, относительно сдачи лабораторных работ или зачётов).
А вот отдельных сотрудников-методистов, которые отвечали бы за разработку образовательных программ, в вузах по традиции нет. Об этом рассказал руководитель команды методистов высшего образования в Skillbox, бывший начальник Центра дизайна образовательных программ Дальневосточного федерального университета Сергей Жданов. По его словам, эти функции берут на себя преподаватели (составляют рабочие программы для своих дисциплин), руководители образовательных программ (разрабатывают программы для отдельных направлений подготовки), а также заведующие кафедрами, деканы и директора институтов (они отвечают за портфели программ на конкретных кафедрах, факультетах и в институтах внутри вуза).
«Также в университетском пространстве распространены различные совещательные органы и советы: где-то программы дисциплин обсуждаются на заседаниях кафедры, где-то директор института собирает ведущих преподавателей, чтобы обсудить новую программу или актуализировать наполнение дисциплин», — рассказал Сергей.
Иногда в вузе создаются целые подразделения для выполнения отдельных методических задач. Они могут отвечать за запуск новых программ и обновление существующих, заниматься повышением квалификации сотрудников и организацией проектных сессий (например, для преподавателей с разных кафедр, работающих над одной программой подготовки), внедрять онлайн-курсы в программы обучения или развивать программы ДПО.
При этом в некоторых вузах сейчас появляются позиции и для «новых» методистов — например, педагогических дизайнеров-консультантов, которые занимаются именно проектированием и наполнением образовательных программ и курсов. И кстати, от них, как и в EdTech, не всегда требуется базовое педагогическое образование. Как отмечает Сергей, на таких позициях успешно работают специалисты и с техническим, и с естественно-научным, и с гуманитарным бэкграундом.
Методист в организациях повышения квалификации и переподготовки кадров
Пожалуй, из всех типов работы методистов наиболее «бумажная», то есть связанная с документами, — в формальном ДПО. Речь идёт об учебных центрах дополнительного профессионального образования, центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки и других организациях, куда сотрудники отправляются на обязательное обучение. Такие центры могут быть государственными или частными — но в любом случае туда обращаются в первую очередь за «корочкой», подтверждающей, что обучение пройдено (это важно для аттестации сотрудников или имеет другие юридически значимые последствия).
Так, персонал любых предприятий, предприниматели и их работники обязаны регулярно проходить обучение по охране труда. Регулярное повышение квалификации также необходимо сотрудникам двух категорий:
- работающим в определённых отраслях (например, образование, медицина, строительство);
- ответственным за пожарную, экономическую, экологическую безопасность и так далее.
Содержание образовательных программ, порядок их реализации, формы аттестации и прочие нюансы в этой сфере регулируются множеством нормативных документов. Например, есть список типовых профессиональных программ, которые утверждают соответствующие федеральные органы: МЧС, Минздрав, Ростехнадзор и прочие.
Методист в этой сфере — почти как юрист. Ему нужно учитывать профстандарты и ФГОС (для программ профессиональной переподготовки), квалификационные требования к образовательным программам и методическим материалам, а также следить за изменениями в отраслевом законодательстве. Кроме того, методист в центрах ДПО:
- проверяет документы потенциальных учащихся — имеют ли они право получать ДПО согласно закону «Об образовании в РФ»;
- ведёт личные дела учащихся и книги регистрации выданных документов о квалификации, оформляет удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке и выдаёт их;
- работает с федеральной информационной системой «Федеральный реестр сведений о документах об образовании» (ФИС ФРДО), куда вносятся данные о квалификации учащихся;
- приводит образовательные программы в соответствие нормативам;
- составляет учебное расписание и распределяет нагрузку преподавателей.
Методист в EdTech (онлайн-школах)
Наконец, мы добрались до методистов, которые создают онлайн-курсы, посвящённые какой-либо области знаний, навыку или компетенции. Здесь методиста тоже могут называть по-разному — собственно, методистом, педагогическим дизайнером, архитектором или проектировщиком обучения, разработчиком или сценаристом онлайн-курсов.
В этой сфере гораздо больше творчества, чем в формальном образовании, и практически нет бумажной работы — просто потому, что содержание программ здесь государство пока не регламентирует, хотя планы такие есть. Правда, творчество методистов тут не совсем свободное («делаю курс как хочу»), а подчиняется определённым правилам и алгоритмам, просто они не регулируются ни государством, ни пока даже рынком, хотя рынок уже стремится стандартизировать рабочие подходы.
Главная задача методиста в EdTech — спроектировать образовательный курс от начала до конца. Разработка курса обычно разбивается на несколько шагов:
- исследовать запросы целевой аудитории;
- определить планируемые результаты обучения;
- разработать план и логическую структуру учебной программы;
- выбрать форматы занятий;
- подготовить учебный материал и конкретные задания;
- проанализировать обратную связь от студентов, чтобы улучшить курс, и заняться этими улучшениями.
В небольших проектах выполнять все эти задачи может один методист, как правило, в сотрудничестве с экспертом — носителем знаний и опыта, которые надо передать студентам. А в крупных онлайн-школах над каждым курсом работает целая команда, в которую, кроме методиста, могут входить продюсер, дизайнер, операторы-монтажёры, сотрудники техподдержки.
Читайте также:
Предметные эксперты, с которыми работают методисты, зачастую не имеют ни опыта преподавания, ни опыта упаковки своих знаний по теме (да и знания зачастую чисто практические, а не теоретические) в образовательную программу. Именно эксперт даёт информацию по теме, а методист строит по ней курс. Поэтому самим методистам совершенно не обязательно быть профессионалами в теме, по которой они делают программу, но им нужно знать принципы и алгоритмы разработки разных курсов.
«Методист — проводник между знаниями и опытом эксперта и людьми, у которых этих знаний и опыта нет, но они хотят их приобрести, — говорит Анна Крылова, методист образовательных программ Skillbox. — То есть методист через себя пропускает весь контент и отвечает за то, чтобы студент получил его в готовом к употреблению виде. Можно привести аналогию с приготовлением пирога, где методист — духовка, эксперт — сырое тесто, а студент — гость, который будет есть этот пирог».
Ещё одно отличие методиста онлайн-курсов от «классических» — первые много работают с метриками. Поскольку речь идёт, с одной стороны, об успешности обучения, а с другой — об успешности курса как бизнес-продукта, здесь важны оба вида метрик.
Методист в корпоративном обучении
В составе HR-служб практически всех крупных компаний сейчас, как правило, есть специальные отделы, которые занимаются обучением и развитием персонала, а в больших корпорациях созданы целые корпоративные университеты. Там разрабатывают программы обучения — как в виде очных тренингов, так и в виде онлайн-курсов — для своих сотрудников (иногда и для внешних тоже). Например, внедряется новое оборудование или новые внутренние регламенты работы — и всех нужно обучить, как теперь работать по-новому. Или выясняется, что сотрудникам не хватает каких-то навыков (допустим, менеджеры по продажам не очень успешно продают), а значит, нужно их этому обучить.
Как показало исследование Digital Learning и «Эквио», из 352 компаний, которые обучают своих сотрудников, 64% самостоятельно разрабатывают курсы и программы. Это значит, что в компаниях есть соответствующие должности — методиста, педдизайнера или разработчика онлайн-обучения — либо компании прибегают к услугам методистов-фрилансеров (да, такой вариант работы у методистов тоже есть).
Как и в EdTech, роли и функции специалистов, которые реализуют обучение сотрудников в компании, очень часто смешиваются. То же исследование продемонстрировало, что разработчики курсов часто сами готовят для них видео и графику, а заодно с этим ещё и администрируют учебный портал. Ещё функции методистов нередко выполняют T&D-специалисты — это менеджеры, которые в компаниях отвечают за организацию корпоративного обучения. То есть в корпоративном сегменте очень ценятся «универсальные солдаты», которые умеют и концепцию курса разработать, и сделать его целиком самостоятельно, и ещё организовать и проконтролировать сам процесс обучения.
Читайте также:
Вообще, в части разработки обучения методические задачи в онлайн-школах и корпоративном секторе довольно похожи. Хотя, конечно, есть и отличия.
Например, поскольку корпоративные методисты не только разрабатывают содержание, но и часто руками собирают весь курс целиком сами, они пользуются для этого специальными сервисами — конструкторами курсов (например, iSpring и Articulate). То есть тут важно уметь работать с цифровыми инструментами и постоянно осваивать новые. Правда, в отличие от онлайн-школ, где распространены видеокурсы, а также бывают более сложные форматы (асинхронное онлайн-обучение), большинство корпоративных методистов работает с форматом попроще — слайдовыми курсами.
Методист Тамара Бурлева с опытом работы и в EdTech, и в корпоративном обучении выделяет ещё три отличия.
«Во-первых, методист корпоративного обучения должен хорошо знать корпоративный словарь. Как правило, сотрудники употребляют для обозначения каких-то рабочих явлений или процессов корпоративный сленг или специфические термины. В обучающих материалах должны присутствовать именно они, иначе учащиеся просто не поймут содержание курса, — отмечает Тамара. — Во-вторых, методист работает с бизнес-заказчиком как одним из стейкхолдеров обучения на всех этапах создания курса. Ожидания заказчика, как и его цели, могут отличаться от учебных целей и даже вступать с ними в конфликт. Поэтому корпоративный методист ищет баланс между целями бизнеса, сотрудника и собственно учебными целями».
И третье отличие, о котором рассказала Тамара Бурлева, — специфическая работа с мотивацией учащихся: «Корпоративное обучение должно быть эффективным с точки зрения бизнеса, а вот сами сотрудники не всегда хотят осваивать новое. Поэтому корпоративный методист часто работает с сопротивлением, безразличием и низкой мотивацией студентов при проектировании курса».
Как и методисты в онлайн-школах, сообщество разработчиков корпоративного обучения сейчас тоже стремится обобщить практики, накопленные в разных компаниях, и на основе лучших сформировать единые стандарты работы. Например, с этой целью корпоративные университеты «Газпром нефти», «Росатома» и СИБУРа создали «Академию L&D». Также очень большую работу по выявлению и представлению новых практик проводит сообщество Digital Learning. Словом, в этом секторе, как и в EdTech, стандарты работы находятся в стадии формирования, и пока ещё каждый может попасть в эту новую профессию.