В рамках форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России», который проходил в Якутске с 10 по 12 июня, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ), «Университет 2035», Skyeng, АО «Элемент», и Алмазэргиэнбанк презентовали модель «Университета 360» и пригласили желающих присоединиться к одноимённому консорциуму.
Что это за объединение
Консорциум создали в сентябре прошлого года. Он входит в стратегический проект «Цифровая экосистема университета», который СВФУ подал для участия в программе «Приоритет-2030».
Члены объединения развивают единую цифровую образовательную экосистему непрерывного образования и помогают россиянам получать востребованные на рынке труда компетенции.
Одна из задач консорциума — интеграция реального сектора экономики с технологическими компаниями, чтобы создать и внедрить модель гибридного университета. Эта концепция предполагает комбинирование разных технологий обучения, использование возможностей целой сети университетов и образовательных платформ, а также привлечение преподавателей из бизнеса и банковского финансирования.
Основные направления деятельности консорциума затрагивают, например:
- персонализацию обучения;
- создание условий для эффективной работы преподавателей, в том числе практиков без опыта педагогической деятельности;
- использование цифровой платформы «Университета 2035» как агрегатора образовательных продуктов и системы рекомендаций по персональным траекториям развития.
Что представили на форуме
Ректор «Университета 2035» Нина Яныкина рассказала, что главная идея консорциума — помогать людям обучаться и за счёт этого повышать их доход вне зависимости от места их нахождения.
Как пояснил проректор по цифровому развитию СВФУ Пётр Иванов, из этой же концепции родилось и название консорциума, символизирующее университет, который всегда рядом. По его словам, главная цель объединения — изменить роль университетов, которые должны быть включены в жизненный цикл человека и способствовать раскрытию его потенциала.
Представленная модель состоит из шести компонентов. Это:
- рыночный подход, который основан на данных рынка труда и трендах;
- «образовательное брокерство», предполагающее работу с траекториями развития;
- менторство, предполагающее включение профессионалов в образовательный процесс;
- партнёрство вузов, работодателей и банков;
- возможность перезачесть результаты как формального, так и неформального образования, чтобы сокращать время обучения в вузе за счёт фиксации навыков, которые человек получил вне его стен;
- новые модели возмещения затрат, когда студент оплачивает обучение уже после трудоустройства.
Как отметил Иванов, последний пункт требует, чтобы кто-то гарантировал учащемуся рабочее место и чтобы его доход был выше среднего по региону. То есть это не совсем образовательный кредит, а разделение рисков между всеми партнёрами — вузами, работодателями, банками и самими студентами.
Что касается понятия «образовательное брокерство», то его определил сам консорциум. По сути это синтез функций тьютора и брокера, когда идёт поиск мотивированных ребят, которые придут на образовательные программы.
Иванов добавил, что объединение уже запустило пилотный проект своей модели. Он также озвучил задачи на текущий год:
- присоединить к консорциуму новых партнёров;
- опробовать компоненты модели «Университет 360»;
- создать цифровую кафедру для получения студентами IT-компетенций, в том числе в онлайн-формате;
- развивать системы индивидуальных траекторий обучение, что, в частности, предполагает интенсивно-модульное обучение иностранным языкам студентов первых и вторых курсов;
- создать центр технологического предпринимательства;
- запустить пространство для коллективной работы под названием «Центр студенческих инициатив»;
- внедрить комплекс гибридного обучения.
Это не единственное объединение, чья деятельность направлена на совершенствование и модернизацию образования. Например, прошлой весной Минцифры и Университет Иннополис создали консорциум образовательных организаций, который работает над повышением цифровой грамотности студентов и преподавателей. А консорциум «Цифровая дидактика» создаёт методики обучения, подходящие для дистанционного формата. Объединение под названием «Консорциум вузов по развитию универсальных компетентностей», в свою очередь, занимается развитием софт-скиллов.