О чём речь
Мы упоминали об этом исследовании, когда разбирались, почему выпускники школ всё чаще стали выбирать колледжи вместо вузов. На тот момент о нём было известно из препринта, а теперь вышла научная статья «Отдача от образования в России: ниже некуда?» в журнале «Вопросы экономики».
Автором исследования стал заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников.
Поводом для исследования стало то, что авторы многих других публикаций говорят о серьёзном снижении экономической отдачи от профессионального образования в России. Под экономической отдачей понимается тот уровень дохода, который имеет обладатель диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.
Ростислав Капелюшников обратил внимание, что со второй половины 2000-х годов публикации, касающиеся сильного снижения отдачи от образования в России, стали появляться всё чаще. Причём большинство исследований на эту тему основано только на одном источнике — Российском мониторинге здоровья и экономического положения населения (РМЭЗ).
Эксперт решил изучить эту проблему, использовав большее число данных.
Как проводилось исследование
Помимо АМЭЗ, Капелюшников анализировал:
- «Обследования заработной платы по профессиям» (ОЗПП) Росстата;
- две волны Выборочного наблюдения использования суточного фонда времени населением (ВНИСФВ);
- данные ежегодного Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (ВНДН) Росстата, а также аналогичного исследования, проводимого раз в пять лет.
Для проведения расчётов он воспользовался уравнением Минцера с включением минимального набора контрольных переменных и методом наименьших квадратов для построения регрессии.
Что удалось выяснить исследователю
Капелюшников подчеркнул, что, согласно данным РМЭЗ, заметна сильная девальвация экономической ценности человеческого капитала в России. Это подтверждается соотношением зарплат и уровня образования жителей страны. Так, в первой половине нулевых выпускники университетов зарабатывали на 70–80% больше, чем выпускники школы. Во второй половине того десятилетия выигрыш был уже меньше и составлял 55–60%. А в настоящее время он снизился ещё сильнее — до 45%.
При этом, по данным ОЗПП, в период с 2005 по 2017 год уровень отдачи от образования почти не менялся, составляя 10–10,5%. Более того, с середины нулевых заработок тех, у кого есть высшее образование, превышал доход тех, кто окончил только школу, на 70–75%, а доход получивших среднего профессионального образования — на 10–15%. При этом к концу 2010-х выгода тех, у кого есть диплом о высшем образовании, осталась на уровне середины 2000-х.
Данные ВНИСФВ и ВНДН тоже демонстрируют более положительную динамику. Например, согласно последнему источнику, отдача от высшего образования достигает 15–16%, что почти вдвое превышает показатели, представленные в РМЭЗ.
Таким образом, рассмотрение более широкого круга источников помогло опровергнуть идею о том, что происходит резкое снижение ценности образования.
К каким выводам пришёл учёный
Подход Капелюшникова позволил доказать, что только данные РМЭЗ говорят о девальвации экономической ценности человеческого капитала в России.
Анализ прочих источников показал, что наличие вузовского диплома повышает заработок примерно на 50%, а среднего профессионального образования — на 15–25% по сравнению с доходом людей, которые не стали дальше учиться после школы.
Более того, автор работы подчеркнул, что, несмотря на распространённый стереотип, в России «окупаемость» образования (и высшего, и среднего профессионального) не ниже, а даже выше, чем в других государствах. Таким образом, обучение и в вузах, и в колледжах остаются экономически привлекательными.