Образование
#статьи

Обновлённая стратегия цифровой трансформации школ: проверять домашки будет ИИ?

Принят новый документ о стратегии цифровизации школ — разбираемся, что там указано в планах.

Иллюстрация: freepik / rawpixel / evening_tao / Freepik / Frankie / Unsplash / Oatman13 / Wikipedia / Дима Руденок для Skillbox Media

В ноябре в российских СМИ и профессиональном сообществе активно обсуждали заявление заместителя главы Минцифры Олега Качанова о том, что одним из требований к типовому цифровому решению в сфере школьного образования может стать доля автоматически проверяемых домашних заданий.

Против разработки таких нововведений выступили депутаты. Так, руководитель думского комитета по просвещению Ольга Казакова заявила в комментарии для «Коммерсанта», что проверка домашних заданий требует индивидуального подхода учителя, который невозможно заменить машиной. А её первый заместитель Яна Лантратова написала в своём телеграм-канале, что внедрение ИИ в школе демотивирует школьников и учителей и отучит их общаться и взаимодействовать.

В Минцифры сразу же объяснили, что Качанов говорил об обсуждаемых с Минпросвещения будущих требованиях к региональным информационным системам — то есть наряду с автоматической проверкой домашних работ рассматривают и другие показатели. О полной автоматизации речи не идёт, заверили в ведомстве.

Однако в СМИ обратили внимание, что о возможном внедрении автоматизированной проверки домашних работ говорится также в стратегическом направлении в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ. Документ утверждён распоряжением правительства и опубликован на официальном портале правовой информации в конце октября 2023-го. В нём определены содержание и сроки нескольких проектов по цифровизации для школ, дошкольного образования и организаций среднего профессионального образования (СПО).

Какие задачи по цифровой трансформации образования поставило правительство

Утверждённое стратегическое направление заменяет аналогичный документ, принятый в 2021 году. Как и два года назад, стратегические планы в новом документе рассчитаны на период до 2030 года. Так как целевые показатели привязаны к конкретным проектам, подробнее о них читайте далее.

В новом документе, по сравнению с прежним, изменены формулировки цели, задач и приоритетов стратегического направления по цифровой трансформации школ. Цель теперь такая — достижение высокой степени «цифровой зрелости» сферы образования (в предыдущей версии целью было указано «обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью»).

Согласно новому документу, должно быть сформировано единое для России безопасное образовательное пространство, в котором все участники образовательных отношений (то есть и педагоги, и учащиеся, и их родители) будут иметь равный доступ к качественному верифицированному контенту и сервисам.

Фото: ФСОШ / Сириус

Указанные в документе задачи тоже изменились по сравнению с предыдущими. По-прежнему ожидается, что реализация стратегического направления позволит повысить эффективность работы образовательных организаций, предоставить равный доступ к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и сервисам, организовать единую точку доступа к ним, стандартизировать информационные системы в сфере образования и перейти на единые реестры и классификаторы. Но добавились три задачи:

  • создать как для учащихся, так и для педагогов возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий личностного роста;
  • сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей;
  • снизить административную нагрузку на педагогов с помощью технологий, в том числе искусственного интеллекта (ИИ).

Есть и дополнительные задачи, не связанные непосредственно с образованием. Например, предусмотрено, что 100% применяемого в сфере оборудования и 42,8% электронной продукции (видимо, ПО) к 2030 году будут российского происхождения.

В то же время в новом документе как приоритет выделено сохранение и усиление традиционных форм образования с помощью информационных технологий. То есть цифре отводится исключительно вспомогательная роль.

Какие сервисы разработают

Целевое состояние системы образования по достижении «цифровой зрелости» в документе описано так:

  • у всех есть доступ к верифицированному контенту, а также возможность планировать индивидуальные траектории развития и управлять ими;
  • учащиеся могут онлайн подбирать организации для обучения и различные конкурсы (например, олимпиады) и записываться на них;
  • получать документы об образовании и подавать их для поступления в колледжи и вузы тоже можно онлайн;
  • у педагогов есть возможность проверять домашние задания и планировать образовательные программы с помощью ИИ, а у администраторов — принимать управленческие решения на основе анализа больших данных.

Отдельно в документе прописано, какие проблемы участников образовательного процесса решает цифровая трансформация по данному стратегическому направлению. Ключевой проблемой практически для всех названо создание большого числа некачественных образовательных порталов. Необходимость регистрироваться на них создаёт риски утечки данных для детей, их родителей и педагогов. Из-за разрозненности родителям трудно получить информацию об образовательных возможностях для ребёнка, у педагогов возникает избыточная нагрузка, а образовательные организации и регуляторы не могут объективно оценить ситуацию, потому что сервисы не стандартизированы, и данные собираются в разных форматах.

Фото: ФСОШ / Сириус

Поэтому для перехода к целевому состоянию планируется разработать ряд единых для всей страны информационных систем, сервисов и реестров. Для этого организовано несколько проектов.

«Библиотека цифрового образовательного контента»

Результаты этого проекта предназначены для учащихся, их родителей и педагогов. Это несколько цифровых ресурсов: федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа», библиотека «Академии реализации государственной политики и профессионального развития работников образования», автоматизированная информационная система (АИС) «Платформа больших данных». По мере реализации проекта ученики получат доступ к контенту и будут вместе с родителями выстраивать свою образовательную траекторию, а учителя смогут повышать квалификацию. Целевые показатели проекта такие: в 2024 году 50% детей, педагогов и родителей должны иметь доступ к верифицированному контенту, к 2030 году — 80%.

Отметим, что для этого и для других проектов указаны в основном показатели по доле тех, кому обеспечен доступ к тем или иным системам или возможность воспользоваться сервисами. Индикаторов по количеству детей или педагогов, которые действительно будут применять цифровые решения, в документе меньше.

«Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя»

Все три проекта подразумевают развитие нескольких информационных систем: «Цифровые помощники», «Цифровой психолог», «Реестры участников образовательных отношений», «Платформа больших данных», а также системы по программам дополнительного образования детей. Функции у цифровых помощников будут такие:

  • «Цифровой помощник ученика» поможет выстраивать индивидуальный план обучения, получать помощь психологов-консультантов, взаимодействовать с наставниками. В 2024 году доля использования сервисов подборки цифрового контента обучающимися, их родителями и педагогами должна составить 60%, в 2030-м — 80%.
  • «Цифровой помощник родителя» позволит мамам и папам организовывать обучение детей, а также получать консультации педагогов-психологов. Целевой показатель сформулирован так — доля тех, кому создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса. Причём эта доля всегда (с 2024-го по 2030 годы) должна равняться 80%.
  • «Цифровой помощник учителя» с помощью ИИ автоматизирует проверку домашних заданий и планирование образовательных программ, позволит педагогам эффективно поддерживать таланты детей, снизит бюрократическую нагрузку. Возможность автоматизированного планирования программ и проверки домашних заданий должна быть предоставлена 90% педагогов в течение всего срока реализации стратегического направления.

«Цифровое портфолио ученика»

Этот проект объединит данные из систем «Моя школа» и «Реестры участников образовательных отношений» с порталом госуслуг, а также «Платформой больших данных». В результате у каждого учащегося будет (как подчёркнуто, лишь с согласия его родителей) постепенно формироваться портфолио академических и личных достижений, на основе которого можно будет оформить пакет документов для поступления в колледж или вуз. Возможностью эффективно планировать траекторию личностного роста ученика в 2024 году должны быть обеспечены 40% обучающихся, их родителей и педагогов, в 2030-м — 80%.

Фото: BearFotos / Shutterstock

Напомним, разговоры о цифровом портфолио начались ещё в 2021 году — тогда о его появлении говорили как о перспективе в пять-десять лет.

«Создание и внедрение системы управления в образовательной организации»

Основной продукт — «Система управления в образовательной организации». Также в проекте задействованы «Реестры участников образовательных отношений» и «Платформа больших данных». В результате проект расширит возможности для принятия управленческих решений на основе больших данных. Уже в 2024 году информационную систему должны использовать 90% организаций.

Что уже сделано

Все описанные в документе проекты перенесены из прежнего стратегического направления, принятого в 2021 году. Указано также, какие результаты уже достигнуты. Так, проект «Библиотека цифрового образовательного контента» в 2022 году был готов на 35% (именно такой целевой показатель значился в прежнем документе), «Цифровой помощник ученика» — на 10%, «Цифровое портфолио ученика» — на 15%. Эти и другие проекты включены в стратегии цифровой трансформации в большинстве регионов России. Кроме того, часть из них входят в состав федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».

Дорожная карта реализации проектов в стратегическом направлении заполнена шаблонно — одни и те же формулировки повторяются в ней на каждый год для каждого элемента. Единственный вывод, который по ней можно сделать, — ежегодно планируется пополнять функциональность сервисов, выпуская обновлённые версии в декабре.

В исполнителях, соисполнителях и участниках разработки и реализации стратегического направления указаны Минпросвещения, Минцифры, Минэкономразвития, Минпромторг, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также иные органы государственной власти.

В проекте стратегического направления, опубликованном на сайте Минпросвещения, указывалось также необходимое для реализации проектов финансовое обеспечение: от 1,5 до 2,2 млрд рублей ежегодно, всего более 13 млрд до 2030 года включительно. Но в утверждённом распоряжением правительства документе этой информации нет.

Что может помешать реализации планов

В стратегическом направлении по цифровой трансформации образования перечислены риски, которые могут негативно повлиять на реализацию проектов. Их можно обобщить так:

  • несвоевременное оснащение образовательных организаций необходимой техникой и доступом к Сети и сервисам, а также отсутствие необходимых технологий для формирования цифровой образовательной среды;
  • низкое качество первичных данных, на которых предполагается строить аналитику;
  • нехватка компетенций у управленцев, педагогических работников и граждан для использования новых цифровых сервисов;
  • незаинтересованность граждан в этих проектах или нежелание использовать цифровую образовательную среду из-за недоверия к ней, в том числе по причине недостаточной информационной безопасности.

Как показала дискуссия вокруг возможности автоматизировать проверку домашних работ, последний пункт может оказаться критичным для обновлённого стратегического направления. Образование остаётся одной из тех сфер, в которых много противников любой цифровизации и где россияне скорее опасаются внедрения ИИ.

Фото: Julia Zavalishina / Shutterstock

Так, по данным недавнего опроса «СберСтрахования», в целом в положительные изменения под влиянием ИИ верит 61% респондентов. Но с тем, что он будет востребован в образовании, согласны 17%.

В то же время по сравнению с ситуацией 2021 года, когда была принята предыдущая версия стратегического направления, планы цифровой трансформации выглядят намного более реалистичными. ИИ-помощников с самыми разнообразными функциями уже довольно много в образовании, и их разрабатывают в том числе российские команды — в «Яндексе», Skyeng, «Самолётуме».

Процесс поступления в вузы становится госуслугой на онлайн-портале — в 2022 году работу суперсервиса многие критиковали, но в 2023-м критических проблем у него не было. Предоставить сервисы ученикам и педагогам у Минпросвещения и Минцифры, скорее всего, действительно получится. А насколько они будут востребованы — уже другой вопрос.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована