Образование
#новости

«Скраб», «Серафим» и цифровые комиссары: вузам придумали новую цифровую экосистему

Помимо прочего, планируется создать платформу для анализа рынка труда и сделать ИИ-помощника по разработке образовательных программ.

Это следует из проекта документа под названием «Стратегическое направление цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования», которое Минобрнауки опубликовало для общественного обсуждения в государственной автоматизированной информсистеме «Управление».

Что это за стратегия

Это объёмный документ с планами по развитию сфер высшего образования и науки. В нём обозначено четыре основные цели:

  • создать условия для инновационного развития этих сфер в России;
  • создать в стране мировой стандарт качества для гибкой инновационной системы подготовки и переподготовки специалистов — с использованием лучших мировых практик и с учётом индивидуальных потребностей учащихся и их информационного следа в процессе обучения;
  • разработать систему доступного высшего образования для развития талантливой молодёжи и адаптации компетенций выпускников под запросы работодателей;
  • внедрить систему проведения прикладных научных исследований с применением искусственного интеллекта (ИИ) для точных и прогностических результатов, востребованных в отраслях, которые связаны с экономикой, социальной сферой и обороноспособностью страны.

Стратегия будет действовать до 2030 года. Её содержание планируется регулярно корректировать. Рекомендуется делать это не чаще раза в год и не реже раза в два года.

Ключевыми проблемами высшего образования и науки в стратегии названы:

  • санкционные ограничения и, в частности, запреты со стороны некоторых стран на обмен с Россией опытом в сфере высоких технологий;
  • ограничение доступа к соответствующим научным и образовательным ресурсам, в числе которых — Scopus и Web of Science;
  • удорожание платного высшего образования на фоне роста спроса на него и инфляции;
  • переезд большого числа специалистов-исследователей за рубеж.

Какие цифровые системы планируется создать

Согласно документу, планируется разработать целый ряд цифровых инструментов для высшего образования. Часть из них объединят на платформе «ГосТех» под доменом «Образование».

А ещё через этот домен будет доступно онлайн-поступление в вузы. Дело в том, что в 2024 году на платформу «ГосТех» должна переехать система госуслуг. А это значит, что переедет и суперсервис «Поступление в вуз онлайн». Предполагается, что в 2024 году 40% абитуриентов подадут заявления в вузы онлайн, а в 2030-м их доля составит 90%.

Внедрять новые системы и подключать к ним вузы и прочих пользователей планируется постепенно — предусмотрен поэтапный план до 2030 года.

Одна из новых цифровых систем, которую планируется разместить на платформе «ГосТех», получила название «Скраб». Предполагается, что она будет автоматически собирать из различных источников данные о трендах рынка труда, сопоставлять компетенции выпускников с потребностями работодателей и составлять прогнозы на тему того, как изменится спрос на те или иные специальности в ближайшие пять лет. Это должно помочь преодолеть дисбаланс между запросами рынка труда и системой высшего образования. Речь идёт как о подготовке нужных рынку специалистов в нужном количестве, так и о соответствии содержания образовательных программ и ФГОС тем компетенциям, которых ждут от выпускников работодатели.

Ожидается, что благодаря этой системе:

  • вузы смогут предоставлять аналитику рынка труда абитуриентам и студентам, а также составлять образовательные программы на основе этих данных;
  • работодатели будут размещать вакансии с помощью этой системы;
  • государство будет оценивать, в какой доле каждый вуз обеспечивает рынок труда требуемыми компетенциями.

Судя по приведённой в документе таблице с ключевыми показателями, «Скраб» должен заработать в 2027-м. Планируется, что в первый год работы в системе зарегистрируются 55% вузов и научных организаций, а также 40% компаний, которые будут размещать там свои вакансии. К 2030-му эти показатели должны вырасти до 85 и 70% соответственно.

Ещё один проект называется «Серафим». Он предполагает создание фреймворка искусственного интеллекта — то есть набора инструментов для его разработки. Ожидается, что этот ИИ позволит вузам:

  • проектировать образовательные программы в соответствии с предиктивной аналитикой динамики компетенций в вакансиях рынка труда (то есть синхронизировать программы с запросами рынка труда);
  • делать кастомизированные адаптивные образовательные программы в системах LMS на основе автоматизированных расчётов оптимальных решений (то есть в том числе составлять расписания занятий по индивидуальным образовательным траекториям и оптимизировать почасовую нагрузку преподавателей, потому что без большой аналитики это невозможно);
  • оптимизировать административно-учебные процессы и электронный документооборот, автоматически собирать данные для отчётной статистики и управленческой деятельности вуза, контролировать удовлетворённость студентов программами.

А регулятору (то есть Минобрнауки) это позволит оперативнее получать данные об эффективности работы вузов и анализировать их. «Серафим» должен появиться в 2030-м. Доля вузов, использующих сервис в этот год для оптимизации учебных процессов, должна составить 20%, а для передачи аналитических данных регулятору — 30%.

Проект «ДатаСинтез» предполагает создание инструмента для сбора цифрового следа студентов, кластеризации данных, подписки на требуемую структурированную информацию от других приложений, а также аналитики больших данных. Это решение должно заработать в 2028 году, когда доля подключённых к нему вузов и научных организаций должна составить 30%.

Кроме того, в 2028 году должен заработать проект «ПО для VPN, VDI, BYOD». Это софт, который должен помочь студентам и сотрудникам вузов просто и безопасно получать удалённый доступ к информационным системам своих вузов. Согласно плану, этим софтом в 2028-м будут пользоваться 40% образовательных и научных учреждений, а в 2030-м — уже 60%.

Кроме того, в 2024 году собираются запустить проект «Цифровой комиссариат». В рамках него создадут обучающий курс для сотрудников вузов по основам цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. Уже в 2024 году курс должны будут пройти 10% научно-педагогических сотрудников, а в 2030-м — 90%.

Кто такие цифровые комиссары

Ещё предполагается, что в вузах и научных организациях появятся так называемые цифровые комиссары. Это те, кого в IT-компаниях обычно называют IT-евангелистами, — имеются в виду популяризаторы использования технологий. Согласно проекту, должна получиться «сеть пропагандистов и защитников идей культуры инновации и постоянных изменений на основе внедрения цифровых инструментов», которая будет бороться «с луддитами и скептически настроенными сотрудниками».

На все эти проекты планируется направить из госбюджета 29,4 млрд рублей.

Отметим, проект нового документа предполагает, что в случае его принятия утратит силу предыдущая версия стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования. Ранее мы подробно рассказывали о ней.

Кстати, ранее мы упоминали, что ИИ-помощники уже научились делать в образовании.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована