Не все дипломы одинаково полезны. Где работают выпускники вузов и какие у них зарплаты
Что повышает шансы на хорошую работу после вуза? Почему даже с престижной профессией пределом карьеры бывает торговля? Вот что говорит статистика.
Кадр: фильм «Дьявол носит Prada» / 20th Century Fox
Качество обучения на онлайн-курсах по профессиям принято оценивать по результатам, а под ними чаще всего понимают трудоустройство. Было ли оно успешным, судят и по самому факту получения выпускниками желаемой работы, и по достигнутому ими уровню доходов.
В традиционных вузах и колледжах качество образования чаще оценивают всё-таки по тому, насколько усвоен учебный материал, — проще говоря, по результатам тестов и оценкам. Но и тут полезно знать, сколько и где зарабатывают выпускники тех или иных программ. Именно на таких показателях основан доклад Высшей школы экономики «Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы».
Проректор ВШЭ и заведующий лабораторией исследований рынка труда Сергей Рощин представил этот доклад на круглом столе в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ.
Доклад стал одной из первых публикаций аналитики на основе Мониторинга трудоустройства выпускников Роструда. От других исследований он отличается «тотальным» характером данных: это информация обо всех выпускниках учебных заведений за разные годы, причём сведения от учебных заведений связали по номерам СНИЛС с информацией о трудоустройстве, собранной в базах Пенсионного фонда.
Некоторые выпускники всё-таки выпадают из мониторинга, потому что продолжают учёбу или работают за рубежом (или в России, но без официального трудоустройства). Также в нём не учитываются выпускники, работающие в силовых структурах. Ещё около 7% «теряются» из-за ошибок в данных. Но даже с этими оговорками Мониторинг Роструда — самая полная из существующих база данных о трудоустройстве выпускников школ, СПО и вузов.
Представленный на Ясинской конференции доклад основан на данных о выпускниках бакалавриата, специалитета и магистратуры 2018 года. Информация актуальна на конец 2021 года, когда большинство из них нашли постоянную работу или продолжили учёбу.
Расскажем про ключевые выводы исследования.
Магистры зарабатывают больше бакалавров
Начнём с общих оценок:
- 69% выпускников бакалавриата 2018 года осенью 2021-го были официально трудоустроены;
- их средняя зарплата в это время составила 53,5 тысячи рублей.
Выпускники магистратуры 2018 года бакалавров по этим показателям обгоняли:
- 77,5% имели официальное трудоустройство;
- 75,2 тысячи рублей составила их средняя зарплата.
Значит ли это, что более высокий уровень образования увеличивает ценность выпускника на рынке труда? Похоже, так и есть.
Конечно, магистры отличаются от бакалавров не только записями в дипломах — первые старше и обычно уже накопили больше профессионального опыта. Но и диплом всё же кое-что значит: у тех бакалавров-2018, кто окончил к 2021 году ещё и магистратуру, зарплаты выше, чем у однокурсников без магистерской степени — в среднем 58,6 тысячи рублей.
Читайте также:
Самый высокий спрос — на выпускников в IT. Но диплом IT — не гарантия хорошей работы
Такой вывод следует из высоких показателей трудоустройства выпускников в области компьютерных и математических наук:
- 77,8% бакалавров и 82,6% магистров трудоустроены к осени 2021 года;
- средние зарплаты у них — 102,1 и 123,7 тысячи рублей соответственно.
Для этих выпускников высшее образование действительно стало пропуском к высокооплачиваемым рабочим местам.
Но средние оценки не отражают дисбаланс. А он есть. Во-первых, между регионами:
- У выпускников вузов Свердловской области, Москвы и Санкт-Петербурга, получивших образование в сфере компьютерных и математических наук, средние зарплаты больше 100 тысяч рублей.
- Выпускники тех же специальностей и направлений подготовки из вузов Северо-Кавказского федерального округа зарабатывают в среднем 39 тысяч.
- В отдельных регионах других округов показатели ещё ниже: например, в Брянской области — 25,5 тысячи рублей, Республике Коми — 37,5 тысячи, Калмыкии — 31,8 тысячи.
Во-вторых, заметен и гендерный дисбаланс:
- Если разделить всех выпускников в области компьютерных и математических наук на мужчин и женщин, средняя зарплата первых составит 125,3 тысячи рублей, вторых — 85,8 тысячи.
В обоих случаях причина более низких зарплат в том, что существенная доля выпускников работает не в сфере информации и связи, то есть не там, где высокие зарплаты. Они, как ни странно, идут преподавать.
Только 13,6% выпускников в области компьютерных и математических наук Северо-Кавказского ФО работают в этом сегменте экономики, а 48,9% — в образовании. В других округах картина противоположная: например, в Южном ФО 47,4% выпускников соответствующих специальностей работают в сфере информации и связи, и лишь 14,1% — в образовании.
В чём может быть причина таких различий в распределении? Либо в том, что в ряде регионов не хватает рабочих мест в сфере информации и связи, либо в том, что выпускники вузов попросту недостаточно конкурентоспособны в своей профессии — то есть качество образования не на высоте. В разных разделах доклада исследователи из ВШЭ предлагают оба эти объяснения.
Что касается гендерного дисбаланса, то выпускницы с дипломами в области компьютерных и математических наук по всей стране чаще, чем выпускники аналогичных специальностей, устраиваются в «неденежных» отраслях. Так, они вдвое чаще выбирают карьеру в том же образовании.
Можно предположить, что для женщин более значима стабильность рабочего места и гарантии социальных выплат. Но это сомнительные преимущества, подчеркнул на презентации доклада Сергей Рощин:
«Работу в школах с тем уровнем зарплат, которые мы показали, я бы не назвал защищённостью. Мне трудно назвать зарплату в 15 тысяч защищённостью с точки зрения рабочего места, хоть это и бюджетный сектор».
Читайте также:
Медики в лучшем положении, чем педагоги
Уровень зарплат выпускников в области образования и педагогических наук один из самых низких среди всех выделенных авторами доклада категорий — ниже только у выпускников сельскохозяйственных направлений:
Относительно высокие (смотря с чем сравнивать, конечно) доходы выпускников-медиков авторы доклада связывают с «коронавирусными» выплатами врачам. К тому же у медиков самые высокие показатели трудоустройства (84%), и 77% из них работают по специальности, в организациях здравоохранения.
Выпускники в области образования и педагогики тоже в основном трудоустроены (76% среди бакалавров и 81% среди магистров), и 62% из них работают именно в сфере образования. Но им такая лояльность профессии не приносит материальных бонусов ни в одном из федеральных округов страны.
Авторы доклада не считают, что низкие зарплаты выпускников этой категории говорят о недостаточном качестве их обучения. Скорее, они отражают недофинансирование всей системы общего образования.
Читайте также:
Сфера торговли как предел карьеры
Ситуация с выпускниками в области сельского хозяйства тоже сложная, но совсем по другим причинам, чем в случае с педагогами. В этой категории выпускников 2018 года только 15,4% работают собственно в сельскохозяйственной отрасли.
Получается, что выпускники с дипломами в области сельского хозяйства трудоустраиваются преимущественно в других отраслях (то есть не держатся за специальность в низкодоходной сфере, как педагоги) — и всё равно в среднем получают самые низкие зарплаты.
Это свидетельствует, по мнению авторов доклада, об «архаичном по качеству образования» предложении на рынке труда в области сельского хозяйства. В большинстве отраслей, подчеркнул на презентации Сергей Рощин, диплом по одному из сельскохозяйственных направлений не даёт никакой отдачи.
Выше всего зарплаты у тех, кто трудоустроился в добыче полезных ископаемых, сферах информации и связи, финансов и страхования. Все они довольно небольшие и вместе объединяют 17,6% выпускников 2018 года.
При этом в сфере информации и связи зарплаты существенно выше средних имеют только «технари»: выпускники по математическим, компьютерным и инженерным специальностям.
Но в сфере добычи полезных ископаемых, для сравнения, даже выпускники-педагоги зарабатывают в среднем 71,6 тысячи рублей, гуманитарии — 78,8.
Впрочем, отрасли, в которых к концу 2021 года работала половина выпускников 2018 года, — преимущественно низкооплачиваемые. Это образование, наука, обрабатывающие производства и торговля. Только в науке зарплаты несколько выше средних по экономике.
Особое внимание авторов привлекла торговля. Если в сфере обрабатывающих производств оказываются в основном инженеры и выпускники с естественно-научным образованием, то работу в торговле находят себе все, независимо от направлений обучения. Средняя зарплата там составляет 49,4 тысячи рублей.
«Торговля как отрасль находится на аутсайдерских позициях по уровню заработной платы. Не распространяю на всё, но, можно сказать, это накопитель неудачников с точки зрения качества образования», — сказал Сергей Рощин.
Торговля, объясняется в докладе, как бы впитывает невостребованных выпускников независимо от их профессиональных компетенций. Проще говоря, туда стекаются те, кто не смог устроиться по профилю. Особенно это заметно на примере экономического образования.
Как отметил Рощин, часть выпускников ведущих университетов в сфере экономики и управления «прорывается» в финтех и другие высокотехнологичные направления, а часть с менее качественной подготовкой оказывается как раз в торговле. «Пример экономистов показателен с точки зрения внутренней неоднородности качества образования, которое приводит в последующем к различным трудовым траекториям», — заключил он.
Статусный вуз, красный диплом и опыт работы как плюсы к зарплате
Авторы доклада выделяют категорию «ведущих университетов» — это национальные исследовательские университеты, вузы — участники проекта «5-100», а также МГУ им. М. В. Ломоносова.
Выпускники этих университетов чаще трудоустраиваются в высокооплачиваемых сферах науки и информационных технологий. В результате и средние зарплаты у них выше, чем у выпускников остальных вузов. Например, среди бакалавров разница составляет 37% (в среднем 71,9 тысячи рублей для ведущих вузов и 52,4 тысячи для остальных).
Разрыв, по мнению авторов, объясняется многими факторами. Половина ведущих вузов находится в Москве и Санкт-Петербурге, где больше высокооплачиваемых рабочих мест. И работодатели при прочих равных предпочитают соискателей с дипломами известных вузов. К тому же статусные университеты изначально отбирают более способных студентов.
Примечательно, что у выпускников федеральных и опорных университетов показатели трудоустройства не выше, чем у выпускников вузов без особого статуса.
Данные мониторинга показали ещё один фактор успешного трудоустройства: работа во время очной учёбы. Сергей Рощин в своём докладе упомянул, что подработки могут вести к снижению качества образования. Тем не менее студенты, которые работали во время учёбы, после выпуска зарабатывают больше.
Для выпускников бакалавриата и специалитета разница составила 29% (61,6 тысячи рублей у тех, кто работал, против 47,7 тысячи у тех, кто не работал). Для магистров — 48% (82,5 тысячи и 55,9).
Эти данные, правда, не учитывают, насколько интенсивной была работа студента, сильно ли отвлекала его от учёбы. Работавшими в докладе считаются все, для кого Пенсионный фонд зафиксировал хотя бы одно поступление зарплаты в годы обучения. При такой широкой трактовке получается, что во время учёбы работали 54% выпускников очного бакалавриата и специалитета и 78% выпускников очной магистратуры.
Авторы доклада объясняют разницу в зарплатах работавших и неработавших выпускников тем, что трудовой опыт имеет в глазах работодателей высокую ценность — выше, чем просто отличная учёба.
Для компьютерных и математических наук разница в зарплатах для выпускников — бакалавров с трудовым опытом и без — составила 69%, для экономистов — 40%, инженеров — 38%. Поэтому, с точки зрения Сергея Рощина, не нужно ограничивать трудоустройство студентов:
«Скорее, [нужно] думать о том, как строить образовательное пространство, имплементируя в него определённые элементы трудовой деятельности, приобретение практического опыта не в виде только студенческой практики, а [как] участие в реальных трудовых процессах».
При этом выпускники заочного обучения получают зарплаты ниже, чем выпускники очного, хотя студенты-заочники — чаще всего люди трудоустроенные и постарше, чем вчерашние выпускники школ.
А что «премии» за отличную учёбу? Диплом с отличием даёт бакалаврам прибавку в среднем на 10%, магистрам — в 8%.
Читайте также:
Переезд — главный фактор успешного трудоустройства
Почти 40% выпускников 2018-го к 2021 году сменили регион проживания. Основные направления миграции — с юга на север и с востока на запад.
Данные Мониторинга трудоустройства, отметил Сергей Рощин на Ясинской конференции, не позволяют разделить тех, кто возвращается после получения образования в родной город или регион, и тех, кто переезжает впервые.
Но если учитывать только саму по себе миграцию после выпуска, то факты очевидны — в подавляющем большинстве случаев она позволяет найти более высокооплачиваемую работу. Единственное исключение — Дальневосточный федеральный округ. Переехавшие оттуда выпускники зарабатывают в среднем меньше, чем те, кто остался.
Больше всего от переезда по стране в целом выигрывают выпускники по таким направлениям:
- В сфере гуманитарных наук — на 39%. При работе в регионе обучения их зарплата составляет в среднем 47 тысяч рублей, после переезда — 65,6 тысячи.
- В сельском хозяйстве — на 26% (39,3 и 49,5 тысячи).
- В инженерном деле — на 20% (64,4 и 77,5 тысячи).
Что интересно, приезжие выпускники (по большинству направлений подготовки, кроме медицинских) получают зарплаты в среднем выше, чем местные. Эта закономерность наблюдается везде, кроме Центрального федерального округа. По каким-то причинам приезжих молодых специалистов работодатели ценят выше выпускников своего региона.
Один из главных выводов доклада, по словам Сергея Рощина: «герметизировать» высшее образование под потребности отдельных регионов не получится:
«Активной стороной в экономике и на рынке труда в частности всегда является спрос. И с этой точки зрения [неверна] идея о том, что у нас будет […] происходить такая герметизация образования исключительно в интересах регионального рынка труда. Очевидно: этого не будет. Потому что экономика развивается, есть различные шоки — позитивные, негативные. Они меняют спрос. И, естественно, в направлении этого спроса двигаются выпускники».
Иначе говоря, молодёжь всё равно будет уезжать туда, где лучше спрос на их труд. Тем не менее, добавил Рощин, сбалансированность регионального образования и региональной экономики всё-таки надо увеличивать. Иначе вообще непонятно, почему те или иные направления образования развиваются в регионах, где для их выпускников нет никаких перспектив.