Образование EdTech
#статьи

Микроквалификации и микростепени: что это и где применяется

Это очень распространённое явление, но чёткое определение ему затрудняются дать даже эксперты ЮНЕСКО.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

  • что обычно называют микростепенями и как они появились;
  • какие у них основные признаки;
  • в чём плюсы и минусы микростепеней;
  • на какие традиционные программы похожи курсы с микростепенями;
  • как обстоят дела с микростепенями в России.

Микростепень, или микроквалификация (англ. microdegree), — это квалификация, полученная по итогам более короткой, чем в традиционном образовании (например, бакалавриате или магистратуре, которые нужны для получения традиционных дипломов и степеней), образовательной программы по освоению конкретных компетенций в узкой области.

В таком значении этот термин используют в дискуссиях, статьях и исследованиях об образовании. Развивается и нормативное регулирование микростепеней — правда, в разных странах это происходит неравномерно. Отчасти дело в том, что до общепризнанного определения ещё далеко, а под существующую трактовку подпадают самые разные виды программ.

Важное уточнение: микростепени не связаны напрямую с понятием микрообучения. Микрообучение — это короткие форматы учебного контента — когда одно занятие посвящено чтению небольшой статьи, чек‑листа, выполнению короткого упражнения или просмотру десятиминутного видеоурока. Его применяют в любых образовательных программах. А курсы, после которых учащиеся получают микростепени, могут включать уроки любой длительности (конечно, и короткие тоже).

Как появились микростепени и почему они стали популярны

Микростепени уже несколько лет считаются важным трендом в профессиональном образовании — например, в прошлом году в Открытом университете Великобритании их включили в список главных образовательных инноваций.

О микростепенях активно заговорили в контексте глобальной популяризации массовых открытых онлайн-курсов (МООС). Крупнейшие мировые платформы с такими курсами появились в 2012-м — это и Coursera, и edX, и Udacity. К 2015 году поиск моделей монетизации привёл их к идее сертифицировать выпускников своих курсов с помощью нового вида документов об образовании.

Пионером стала платформа Udacity, внедрившая так называемые наностепени (nanodegree) в партнёрстве с вузами. Вскоре тренд подхватила Coursera — стала объединять отдельные короткие курсы по смежным темам в специализации. Для получения микростепени по специализации пользователю платформы требуется освоить все входящие в специализацию курсы и дополнительно выполнить проект.

Партнёрами образовательных платформ быстро стали технологические гиганты, такие как IBM, Google. Coursera наряду со специализациями продвигает и другой вид образовательных программ, после прохождения которых можно получить микростепени в виде профессиональных сертификатов компаний-партнёров. Такие программы изначально предполагают обучение в течение нескольких месяцев, причём курсы из них нельзя проходить независимо друг от друга (в отличие от курсов, входящих в специализации).

Фото: fizkes / Shutterstock

Параллельно описанным выше процессам, которые шли на онлайн-платформах, происходили изменения и на рынке труда: из вакансий ведущих компаний в IT-сфере исчезли требования о высшем образовании. Профессиональный сертификат от Google порой оказывался полезнее для трудоустройства, чем бакалаврская степень среднестатистического вуза. Эта ситуация — и сама возможность обучаться удалённо, и растущее значение полученной на таком курсе степени — стала совершенно новой для образования.

Какие ключевые черты микростепеней выделяют в ЮНЕСКО

В 2022 году в ЮНЕСКО по итогам обсуждений с десятками экспертов со всего мира выпустили доклад о разработке общего определения микростепеней. В нём названы такие ключевые признаки микроквалификации:

  • эта квалификация свидетельствует о том, что её обладатель освоил чётко обозначенный набор компетенций в конкретной области;
  • она выдаётся по итогам оценки, основанной на ясных стандартах и проведённой заслуживающей доверия организацией;
  • она имеет самостоятельную ценность, но также может дополнять другие квалификации;
  • программа, на основе которой она получена, отвечает применимым стандартам качества.

Эксперты ЮНЕСКО не стали включать в определение микростепени свойственные ей сроки освоения образовательной программы, а просто упомянули в сопроводительном тексте, что они короче, чем у традиционных программ, дающих квалификации и академические степени. В сопроводительном тексте указаны и некоторые другие признаки микростепеней.

Так, обычно они фокусируются на профессиональных или иных важных для карьеры компетенциях, и это способ «добирать» в течение жизни необходимые для работы навыки.

В большинстве случаев программы микростепеней реализуются в онлайне или в смешанном формате, и по итогам слушатель получает сертификат, нередко тоже цифровой, а не бумажный.

Кроме того, существуют микростепени, которые выдают не по результатам курсов, а на основании достижений и опыта в релевантной области — например, за волонтёрство.

Проводить такие программы и присваивать микростепени могут как коммерческие провайдеры (типичный пример — образовательные онлайн-платформы с курсами), так и традиционные учебные заведения.

Фото: Yolya Ilyasova / Shutterstock

В отчёте ЮНЕСКО сообщается также, что эксперты не выработали общую точку зрения относительно некоторых признаков микростепеней. Например, мнения разошлись в вопросе о том, требуется ли для получения микростепени подтверждать достижение предыдущего уровня образования.

На практике образовательные платформы с курсами обычно обучают всех желающих без оглядки на предыдущее образование. Этим программы микроквалификации отличаются, например, от традиционных российских программ повышения квалификации или переподготовки, которые предполагают наличие у человека базового профессионального образования. Но не все международные эксперты согласились, что это должно быть универсальным правилом.

Если обобщить признаки микростепеней, получается, что их можно получить по результатам очень разных образовательных программ и в разных организациях. Это может быть и интенсивный курс (буткемп) по целой профессии, и небольшой курс по отдельным навыкам, и серия вебинаров по отдельным инструментам и технологиям работы (или даже один вебинар!). Может быть онлайн-курс на EdTech-платформе, тренинг по корпоративному обучению у работодателя, а может быть университетский курс с сертификатом или даже в составе бакалаврской программы.

При этом остаётся не вполне очевидным, что в микроквалификациях принципиально нового. В разных странах давно существуют короткие программы и практики, сфокусированные на профессиональных навыках. Например, курсы повышения квалификации и переподготовки в России или профессиональные сертификаты в США (это документы, которые подтверждают, что их владельцы обладают знаниями и навыками, необходимыми для работы в той или иной профессии). Или практика приёма на вузовские курсы вольных слушателей — она распространена в Германии, Швейцарии и других странах.

В чём преимущества микростепеней

Новый тип образовательных программ быстро приобрёл популярность, потому что микростепени кажутся ответом на самые острые проблемы образования и рынка труда:

  • Они демократичны, потому что подходят людям с любым уровнем образования — а значит, решают проблему образовательного неравенства.
  • Они ориентированы на индивидуальное обучение, поскольку, если это онлайн-курс, каждую программу можно осваивать в своём темпе и брать перерывы между курсами.
  • Они по определению практико-ориентированные — то есть позволяют работодателям нанимать людей с необходимыми современными навыками, а соискателям — получать востребованные на рынке труда компетенции.
  • Они требуют меньше времени на разработку, чем классические университетские программы, что позволяет успевать за развитием технологий и актуальных потребностей рынка труда.
  • Они удобны для обучения занятых людей, а также для тех, кто живёт в отдалённых от традиционных учебных заведений регионах (или просто хочет учиться у конкретных экспертов). Связано это с тем, что реализуются такие программы, как правило, в онлайн-формате.

Но главным преимуществом микростепеней может стать возможность их накапливать и интегрировать в степени более высокого уровня. Правда, эта возможность ещё мало где реализована, но о ней много говорят в мире образования. Один из наиболее ярких примеров — система образовательных кредитов в Южной Корее. Там несколько результатов обучения по программам неформального образования могут объединяться в степень, эквивалентную бакалаврской. Кстати, эта система сложилась ещё до появления массового онлайн-образования, так что нельзя сказать, что именно цифровизация стала её причиной.

Фото: Chay_Tee / Shutterstock

Подобные системы в теории могут стать приговором массовому высшему образованию в его современной форме. Уже сейчас во многих странах выпускники школ ориентируются не на академическое профессиональное образование, а на быстрые курсы, которые помогают получить востребованную профессию и начать зарабатывать. И за этим трендом стоит не только естественное желание молодых людей поскорее стать самостоятельными, но и новый взгляд на образование вообще.

Как и эксперты в образовании, многие выпускники считают, что выучиться один раз уже нельзя: обучение точно будет продолжаться в течение всей жизни — то надо будет освоить новую технологию, то получить какой-то ещё новый навык, то поменять ставшую неактуальной профессию. С учётом таких перспектив молодые люди не хотят долго получать первое профессиональное образование после школы, как это предполагает стандартная модель.

В разных странах у этого тренда, конечно, своя специфика. Где-то, как в России, ценность диплома о высшем образовании на ранних этапах карьеры (в первую очередь если это диплом престижного вуза) всё ещё довольно высока. А где-то, как в США, высшее образование стоит так дорого, что абитуриенты массово выбирают более короткие и дешёвые программы, которые точно окупятся. Например, поступают в онлайн-колледжи, где можно учиться в своём темпе.

Кроме того, среди работодателей в разных странах уровень доверия микростепеням как подтверждению квалификации сотрудников тоже разный. Это показывает, например, отчёт «Будущее рабочих мест» Всемирного экономического форума. Его составляют раз в два года, и отчёт 2023 года демонстрирует, что в среднем по миру сейчас окончанию краткосрочных курсов и онлайн-сертификатам доверяют около 20% работодателей. Но если посмотреть данные по отдельным странам, то цифры другие. Так, в Корее и Швейцарии курсы подтверждением навыков считают лишь 5% работодателей, а в Финляндии и в Пакистане — по 40–41%.

За что критикуют микростепени

Как высшее образование реагирует на растущий интерес к коротким практико-ориентированным программам? Вузы во всём мире стараются вписаться в эту новую реальность, то есть разрабатывают такие курсы, чтобы люди проходили их в университете — в рамках традиционной программы высшего образования или вместо неё.

Именно такой сценарий для микростепеней прогнозируют эксперты из ассоциации по внедрению информационных технологий в высшее образование Educause. Они считают, что вузы могут предлагать наборы коротких курсов своим же студентам, а также выпускникам — для рескиллинга (переквалификации) уже работающих профессионалов. Разрабатывая такие курсы под запросы работодателей, можно создать практико-ориентированные образовательные маршруты для студентов. Есть даже мнение, что будущая модель профессионального образования в университете — это когда каждый студент выстраивает для себя уникальную образовательную программу из разных наборов краткосрочных курсов с микростепенями.

За рубежом идея внедрения микростепеней в колледжах и университетах настолько распространилась, что ещё с 2015 года в США говорят о «помешательстве» на них. Как раз с этим связана критика микростепеней.

У тех, кому такое будущее не нравится, есть опасения, что продуктовый подход к университетскому образованию усугубит узкую специализацию людей и лишит тех, кто выбирает микростепени, преимуществ академического образования — фундаментальных знаний, формирования полноценной картины мира, умения учиться и разбираться в сложных темах, знакомства с дисциплинами за пределами узкого круга чисто профессиональных интересов.

Кроме того, концепцию микростепеней часто критикуют за неопределённость. Во‑первых, нет универсального устоявшегося и признанного определения, какие программы дают микроквалификации, а какие нет. Во-вторых, нет универсальных критериев качества программ, по которым выдаются микростепени, и, соответственно, нет гарантий того, что сертификат об окончании того или иного курса будут признавать все работодатели и учебные заведения.

Например, в одном из глобальных опросов HolonIQ представители вузов сообщили, что микростепени могут стать альтернативой высшему образованию уже в ближайшие годы. Но более 40% опрошенных также признались, что видят сложности в оценке качества таких программ.

Системы признания квалификаций, в рамках которых развиваются и интегрируются микростепени, сейчас только формируются в пределах Европейского союза, Австралии и Новой Зеландии, на уровне отдельных штатов США, а среди стран СНГ, например, в Казахстане.

Европейский подход включает лишь общий стандарт описания микростепени и рекомендации использовать их в обучении взрослых в течение жизни и в высшем образовании. Особенности разработки и сертификации таких программ каждая страна ЕС определяет в соответствии с национальной системой квалификации.

В австралийской системе также введён стандарт описания микростепени и минимальные требования к курсам, которые размещаются на национальном маркетплейсе.

Как микростепени развиваются в России

До недавнего времени программы, называемые микростепенями, в России предлагала только НИУ ВШЭ. По словам старшего директора НИУ ВШЭ по основным образовательным программам Анны Коровко, микростепени в вузе — это не отдельные программы, а модули, уже включённые в программы бакалавриата и магистратуры.

При этом микростепень можно получить по результатам не каждого модуля, а только тех, которые сфокусированы на конкретных компетенциях, ценных для будущей карьеры студентов. Например, на владении программами для графического дизайна или иностранным языком на определённом уровне.

Фото: ​​MAYA LAB / Shutterstock

Некоторые микростепени в НИУ ВШЭ доступны только студентам вуза, другие открыты и для внешних участников. Обучение продолжается от двух месяцев до года, по итогам выпускники получают сертификат о микроквалификации.

Спрос на такие микростепени на рынке уже есть, считает Анна Коровко: «Давайте почитаем любой перечень вакансий — мы увидим конкретные формулировки о навыках. Редко встретишь: „ищу бакалавра по экономике“».

Если смотреть на суть представленных на российском рынке образовательных программ, говорит Анна, то можно найти много других примеров микростепеней. «Важна не форма — программа ДПО или модуль в составе большой программы, — а то, добавляет ли этот продукт что-то человеку в его профессиональных навыках или нет. И можно ли этот навык получить быстрее, чем за два года», — подчёркивает эксперт.

Если следовать этой точке зрения, курсы обучения профессиям на EdTech‑платформах тоже дают микроквалификации. И стартовавший в прошлом году во многих вузах проект «Цифровые кафедры» также, по сути, предполагает, что студенты наряду с основной профессией получают цифровые микроквалификации.

С одной стороны, на рынке труда распространяется подход к подбору сотрудников на основе навыков, а не академических степеней (то есть на основе дипломов бакалавров, специалистов и магистров). С другой стороны, среди работающих людей есть спрос на короткие программы обучения. Поэтому другие российские вузы тоже скоро станут активнее предлагать микростепени своим студентам, уверена Анна Коровко. Тем более что нормативных барьеров, по её словам, тут нет: российское законодательство позволяет студентам вузов получать дополнительные квалификации во время обучения по основной специальности.

Такие инициативы уже появляются. Например, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский рассказал в интервью «Российской газете», что в ходе эксперимента по апробации новой системы высшего образования на некоторых программах в вузе появится возможность получить микроквалификацию. В пример он привёл специальность «Программная инженерия». Сроки обучения по ней, в отличие от некоторых других инженерных специальностей, не вырастут, но после двух лет обучения студенты смогут получить микростепени как программисты начального уровня — джуниоры. По идее, эти микростепени помогут подтвердить профессиональные навыки тех, кто начнёт работать по профессии во время учёбы.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Происходит и движение к микростепеням в формате ДПО. Например, в Министерстве труда и социальной защиты РФ предлагают выделить в составе национальной системы профессиональных квалификаций отраслевые профессиональные характеристики и микроквалификации. Идея в том, чтобы описать в характеристиках специфичные для профессиональных отраслей требования к конкретным навыкам работников (существующие сейчас профстандарты охватывают целые виды профессиональной деятельности и описаны более широко). Предполагается, что получить микроквалификацию смогут и люди без законченного высшего образования, в частности студенты.

Что касается формального признания микростепеней по уже сейчас существующим многочисленным курсам на онлайн-платформах, то в России предлагают сертифицировать такие курсы с привлечением профильных университетов. Скорее всего, это предполагает, что у сертификатов онлайн-школ появится общий официальный статус, близкий к статусу микростепени.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована