Образование EdTech
#статьи

Отчёт Coursera о навыках: чему учатся 120 млн человек по всему миру

Среди пользователей платформы всё больше тех, кто выбирает программы с сертификатами по востребованным цифровым профессиям.

Фото: 10'000 Hours / Getty Images

Образовательная платформа Coursera представила пятый выпуск ежегодного Global Skills Report. Отчёт содержит аналитику по изменениям ландшафта навыков для представителей бизнеса, госсектора и высшего образования. Все выводы основаны на данных об онлайн-курсах платформы c 1 апреля 2022 года по конец марта 2023-го. Отчёт крупнейшей в мире EdTech-платформы позволяет выделить тренды онлайн-обучения.

Какая информация собрана в Global Skills Report

Сообщается, что весной 2023 года число пользователей Coursera превысило 124 млн, а общее количество курсов составило порядка 5400. В отчёте использованы данные по пользователям из 100 стран. России среди них нет — хотя платформа доступна частным пользователям в нашей стране, поступить там на платные программы россияне сейчас не могут, а разработанные российскими организациями курсы были закрыты в прошлом году.

Основная часть Global Skills Report — подборки данных по регионам и странам мира:

  • о числе и составе пользователей Coursera на этих территориях;
  • о том, какие курсы там популярны;
  • о том, на каком уровне пользователи платформы в этих регионах и странах владеют некоторыми ключевыми навыками.

Притом что состав курсов на платформе очень разнообразен, отчёт фокусируется только на трёх блоках навыков: технологии, бизнес и Data Science. Coursera выделяет их как наиболее популярные, а также теснее всего связанные с карьерным развитием. Имеется в виду, что в эти блоки входят навыки, которые пользователи платформы чаще всего осваивают не из личного интереса, а для расширения профессиональных возможностей. Вот примеры таких навыков и тем:

  • В блок бизнеса Coursera включает навыки, связанные с менеджментом и организационной деятельностью, а также ряд гибких навыков. Например, сюда входят аудит, письмо, бизнес-аналитика, цифровой маркетинг, инновации, управление персоналом.
  • К технологиям относятся все направления, связанные с IT и компьютерными науками. Например, это навыки работы с интернетом вещей, разработка мобильных приложений, отдельные языки программирования, кибербезопасность.
  • Отдельно в отчёте выделяют навыки в области Data Science — все связанные с созданием и использованием данных. Приводятся такие примеры, как R и Python, различные направления машинного обучения и анализа данных, а также математические дисциплины.

В каких странах эти навыки высоко развиты

Ещё одна важная часть Global Skills Report — рейтинги стран по уровню развития навыков. Их составляют следующим образом:

  • Основа — оценки и другие показатели прохождения курсов по каждому навыку индивидуальных пользователей из каждой страны.
  • Индивидуальные данные агрегируют и получают среднюю для страны оценку по каждому навыку. Но в отчёт они не попадают.
  • Аналитики сопоставляют средние оценки всех стран и присваивают каждой место в рейтинге по отдельным навыкам и по их блокам.
  • Поскольку стран в отчёте 100, то и мест в списке по каждому навыку столько же. Но фактический разрыв в средних оценках между страной-лидером и страной на сотом месте — не в 100 раз, а гораздо меньше.
  • То есть рейтинг — просто удобный способ разделить страны на группы. Например, страны на верхних 25 строчках списка считаются передовыми в измеряемом навыке, а на нижних 25 — отстающими.

Кроме того, стоит помнить, что данные Coursera отражают лишь оценки пользователей этой платформы, а они в любой стране составляют всего несколько процентов взрослого населения.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Топ-10 общего глобального рейтинга стран в Global Skills Report (по всем трём измеренным блокам навыков) выглядит так:

  • Швейцария.
  • Испания.
  • Германия.
  • Люксембург.
  • Япония.
  • Индонезия.
  • Словакия.
  • Нидерланды.
  • Франция.
  • Бельгия.

В последней десятке списка (то есть среди стран, где навыки развиты хуже всего) нет ни одной европейской страны. Там отметились Алжир, Гана, Ирак, Кения, Нигерия, Пакистан, Палестина, Сомали, Судан и Филиппины. Аналитики Coursera отмечают, что друг от друга эти группы стран отличают экономические показатели, уровень развития человеческого капитала (например, доступ к образованию и здравоохранению), распространённость интернета.

Разнятся и доли пользователей платформы в составе работающего населения этих стран. Тем не менее онлайн-курсами в целях профессионального развития пользуются везде. И различия между студентами из разных стран проявляются не только в уровне развития навыков, но и в том, курсы по каким темам там чаще выбирают. Вот несколько трендов, отмеченных в Global Skills Report.

Интерес к навыкам, которые трудно автоматизировать

Развитие искусственного интеллекта за последний год, говорится в отчёте, усилило потребность в переобучении. Но она и ранее была велика — благодаря цифровой трансформации, автоматизации, глобализации. Рост числа студентов на онлайн-курсах показывает, что люди по всему миру стремятся к переквалификации. При этом они используют разные стратегии.

В новом Global Skills Report аналитики Coursera отметили усиление тренда, который был заметен ещё год назад: в развитых странах студенты чаще выбирают не IT-курсы, а программы по развитию аналитического мышления, навыков сотрудничества и коммуникации, креативности и других гибких навыков.

Почему? Возможно, у них уже всё достаточно хорошо с цифровыми навыками — высокие результаты в освоении сложных IT-курсов демонстрируют студенты из благополучных стран с высоким ВВП и доступным интернетом. Но авторы отчёта предлагают и второе, дополнительное объяснение.

Они считают, что тренд на гибкие навыки — часть выигрышной стратегии развития в мире, где существуют всё более сложные и умные машины. Эта стратегия заключается в том, чтобы сочетать цифровые и гибкие, ориентированные на взаимодействие с другими людьми навыки. Первые помогут пользоваться возможностями цифровизации. Вторые — не попасть под удар автоматизации.

Устойчивый спрос на цифровые навыки

Пользователи Coursera из стран с низкими экономическими показателями, судя по всему, пока не могут выбрать такую же стратегию из двух частей. Приоритетом для них остаются цифровые навыки, которые позволяют получить востребованную профессию и найти работу, в том числе удалённо. О дополнительном повышении своей ценности на рынке труда за счёт гибких навыков они задумываются реже.

Фото: Yurii_Yarema / Shutterstock

Хорошо показывают интерес к разным навыкам данные о том, какие направления более популярны в конкретных странах, чем в среднем на платформе. Например, если в среднем курсы, связанные с определённым навыком, выбирают 20% пользователей платформы, а в какой-то стране — 40% пользователей, то аналитики Coursera делают вывод, что в этой стране этот навык вдвое популярнее, чем в среднем по миру.

Вот несколько примеров навыков, востребованных у пользователей из отдельных стран:

  • в Австралии навык устойчивости в 2,18 раза популярнее, чем в среднем на Coursera, а навык адаптивности — в 2,09 раза;
  • на Филиппинах в 1,85 раза популярнее, чем в среднем на платформе, навыки в области ведения социальных сетей и в 2,74 раза популярнее графический дизайн;
  • в Бразилии в 2,93 раза чаще изучают основы программирования, чем в среднем на Coursera, а из навыков в сфере бизнеса тут преобладает стратегическое планирование (в 2,2 раза чаще, чем по миру);
  • в Чили в три раза, чем в среднем на платформе, популярнее навыки работы с программами анализа данных и в 1,78 раза — программирование на Python.

Навыки работы с ИИ пока не слишком популярны

На Coursera есть курсы по работе с нейросетями, машинному обучению, компьютерному зрению. Аналитики показали, что на них чаще всего записываются пользователи, у которых уже есть магистерская или иная степень, полученная на базе бакалавриата. Среди них такие курсы примерно в 1,2 раза популярнее, чем в среднем на платформе.

Кстати, если посмотреть на данные по странам, то видно, что во Франции и Германии связанные с искусственным интеллектом навыки изучают в полтора раза чаще, чем в среднем на Coursera.

То есть пока ИИ интересует узкую прослойку учащихся с довольно высоким уровнем образования. Остальных, похоже, отпугивает сложность подобных курсов.

Однако по данным, которые приводятся в отчёте, до 49% работников могут в ближайшее время столкнуться с тем, что как минимум на половину их рабочих задач повлияют большие языковые модели (подобные тем, благодаря которым работают ChatGPT и его аналоги). Учитывая это, позаботиться о развитии навыков своих сотрудников в области ИИ, видимо, придётся работодателям.

Какой тип программ популярен во всём мире

Независимо от того, какие именно навыки предпочитают изучать жители разных стран, пользователи Coursera всё чаще стремятся подтвердить полученное образование.

Особенно востребованными за год стали короткие (до полугода) программы, по итогам которых выдаются сертификаты о профессиональной подготовке. Такие программы на платформе предоставляют ведущие компании, например IBM и Google. Как правило, они направлены на обучение цифровым профессиям.

Пока число зачислений на такие программы максимальное в США — 1,3 млн за 2022 году. Однако интерес к этому формату образования растёт очень быстрыми темпами и во многих других странах. Так, по сравнению с 2021 годом число зачисленных на профессиональные программы начального уровня на Филиппинах выросло на 253%, в Пакистане — на 228%, в Бразилии — на 171%.

Если рассматривать крупные регионы мира, то оказывается, что быстрее всего спрос на сертификаты растёт не в самых обеспеченных. На 80% за год он вырос в Африке южнее Сахары, на 69% — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Северная Америка только на третьем месте с ростом за год на 53%. В среднем спрос в 100 странах, отобранных для отчёта, вырос на 46%. В абсолютных цифрах на программы с сертификатами зачислено 3,4 млн человек.

Одновременно с этим аналитики Coursera фиксируют внимание правительств и работодателей к подобным программам. В пример они приводят инициативу в Казахстане, где в программы ряда вузов внедряются дополнительные курсы по цифровым профессиям (в отчёте Coursera об этом, конечно, не говорится, но в России тоже реализуется такой масштабный проект — это «Цифровые кафедры»).

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована