Образование
#статьи

Что такое цифровые кафедры в вузах и чему на них учат

Кого они принимают на обучение, как оно организовано и зачем они вообще нужны? Ответы — в карточках.

Иллюстрация: Andrea Picacquadio / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Разобраться в проекте «Цифровые кафедры» нам помог его куратор в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Павел Голосов.

Фото: сайт РАНХиГС

Павел Голосов

Кандидат технических наук, декан факультета информационных технологий и анализа данных Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС.

Что такое цифровая кафедра и что даёт учёба на ней?

«Цифровые кафедры» — проект по реализации программ профессиональной переподготовки. Эти программы — часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который, в свою очередь, входит в нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации». Детали проекта описаны в концепции его реализации.

Проект предполагает, что студенты вузов, где открыты цифровые кафедры, помимо своей основной специальности, получат дополнительную квалификацию по IT-профилю. Это касается двух категорий студентов:

  • Учащихся по специальностям и направлениям подготовки, которые не относятся к IT-сфере. Например, будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить на цифровых кафедрах компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.
  • Учащихся на программах по IT-направлениям подготовки. Им обучение также поможет освоить дополнительные компетенции и расширить свои профессиональные возможности.

Студенты обеих категорий по результатам обучения на цифровой кафедре получат диплом о профессиональной переподготовке. Это отдельный документ об успешном прохождении программы. В диплом о высшем образовании, который студент получит при окончании вуза, дополнительная квалификация не попадёт.

Цифровые кафедры открылись во всех российских вузах?

Нет, не во всех. Проект «Цифровые кафедры» реализуется на базе 115 университетов. Это вузы — участники программы «Приоритет-2030».

В будущем кафедры будут открываться и в других университетах, которые присоединятся к программе «Приоритет-2030». В Министерстве науки и высшего образования РФ ожидают, что до конца 2025 года цифровые кафедры окончат свыше 385 тысяч человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по IT-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов.

Студент вуза, где открывается цифровая кафедра, обязан на ней учиться или всё по желанию?

В этом году обучение на цифровой кафедре можно пройти по желанию. Возможно, в дальнейшем правила изменят.

Например, в Президентской академии заявку на обучение могут подать студенты программ, которые не относятся к IT-направлениям подготовки. Сейчас идёт набор на курс «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)», первые группы приступят к занятиям уже в сентябре.

Кто и как будет оценивать студентов цифровых кафедр? У них будут ГОСы и дипломные работы, как и на основной специальности?

Чтобы получить диплом, нужно будет подтвердить свои компетенции и защитить проектную работу. Конкретные форматы определяет вуз. Например, студенты нашей программы «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» будут проходить независимую оценку цифровых компетенций в ходе обучения и по его итогам в ассесмент-центре, специально созданном на базе Университета Иннополис. Также им предстоит реализовать и представить свои IT-проекты.

Фото: Университет Иннополис

Кто и как может попасть на цифровую кафедру? Есть ли отбор по конкурсу?

Учиться на цифровой кафедре смогут студенты бакалавриата, начиная со второго курса, и специалитета, начиная с третьего курса, — то есть те, кто с 1 сентября 2022 года учится на втором или более старших курсах. Отбора по конкурсу в проекте не предусмотрено.

А если человек — не студент вуза, он может поступить отдельно на цифровую кафедру в этом вузе?

Нет, не может. Проект разработан таким образом, чтобы именно студенты вузов, являющихся участниками программы «Приоритет-2030», могли без отрыва от основной учёбы получить дополнительную IT-квалификацию. Для получения IT-квалификации широким кругом граждан действуют другие государственные проекты: «Цифровые профессии» и «Содействие занятости».

Какие конкретно программы обычно открываются на цифровых кафедрах? Чему там будут учить?

Каждый вуз самостоятельно разрабатывает образовательные программы дополнительной профессиональной переподготовки. Среди наиболее востребованных — анализ данных, разработка цифровых продуктов, веб-приложений, Big Data и другие.

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Например, на курсе «Анализ данных на Python и базы данных (SQL)» в РАНХиГС студенты получат понимание основ программирования алгоритмов ML (Machine Learning) с использованием языка Python, познакомятся с кейсами применения нейросетей с возможностью настройки их работы, а также освоят ряд компетенций в области управления современными реляционными базами данных.

Смогут ли студенты самостоятельно выбрать программу обучения на цифровой кафедре? Должна ли она быть связана с основной специальностью?

На цифровой кафедре можно получить квалификацию, которая будет дополнением к основной образовательной программе. В любом случае сначала абитуриент выбирает основное направление или специальность и только на втором курсе может пойти на дополнительную профессиональную программу. Какие программы создавать — определяет вуз, а студенты выбирают из предложенных.

Так, на цифровой кафедре в РАНХиГС в этом году будет доступна только программа по анализу данных. Учиться на ней могут студенты любых направлений и специальностей, не относящихся к IT, — ограничений нет. В будущем линейку курсов планируется расширить.

Сколько по времени будет длиться обучение на цифровой кафедре?

Минимальный объём программы по проекту — не менее 250 часов. Курс такой продолжительности можно освоить за один учебный год. Но вузы могут разрабатывать и более длительные программы. В подходах к разработке программ участники проекта тоже не ограничены: можно создать курс с нуля (именно так поступили мы в РАНХиГС), взять за основу действующую в вузе программу ДПО или курс внешнего партнёра.

Сможет ли студент за время обучения основной специальности пройти несколько программ цифровой кафедры?

Нет, по действующим правилам проекта за время обучения в вузе можно получить одну дополнительную квалификацию по программе цифровой кафедры.

В чём вообще цель проекта по открытию цифровых кафедр?

Вопрос кадров — один из основных на пути к цифровой экономике. Необходимо обеспечить рынок труда специалистами, которые, независимо от их основного профиля, владеют ещё и цифровыми инструментами. Это расширит возможности отраслей по интеграции цифровых решений, позволит повысить производительность труда, сформировать дополнительные точки роста.

Эта задача решается в том числе в рамках проекта «Цифровые кафедры». По итогам обучения студенты получат вторую квалификацию в сфере IT дополнительно к основной специальности — а сегодня навыки работы с цифрой высоко оцениваются работодателями во многих сферах. В результате на рынок труда будут выходить конкурентоспособные специалисты, способные успешно работать в новых технологических и экономических условиях.

Кто будет преподавать на цифровых кафедрах?

Основное условие проекта в том, что сотрудники организаций реального сектора экономики и эксперты-практики (со стажем работы в вузе или в IT‑отрасли от трёх лет) должны вести не менее половины занятий. Например, мы в РАНХиГС привлекаем преподавателей из бизнес-структур.

Фото: Университет Иннополис

Должны ли цифровые кафедры сотрудничать с компаниями из цифровых индустрий, чтобы студенты могли там пройти практику и учиться на реальных проектах?

Да, согласно требованиям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — функционального заказчика проекта, — университеты должны заключить соглашения с IT-компаниями, в том числе для организации практик на их базе. Например, одним из партнёров РАНХиГС выступит профильная научная организация — Институт точной механики и вычислительной техники имени С. А. Лебедева.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована