Методы метапознания: как научить учиться детей и взрослых
Метапознание — навык, очень полезный как для учёбы в школе, вузе, на курсах и где угодно ещё, так и для постоянного самообучения.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
От обучения будет намного больше пользы, если подходить к нему осознанно, считают психологи. Что это значит? Речь о том, что учащемуся нужно анализировать, зачем и как именно он учится, что ему мешает, а что помогает, и искать учебные стратегии, которые лучше всего подойдут именно ему.
Известно, например, что успех дистанционной учёбы во многом зависит от того, умеет ли студент ставить себе цели, продумывать шаги для их достижения, анализировать внутренние условия и внешние обстоятельства, а также оценивать свои результаты. Эти навыки помогают не только тем, кто учится самостоятельно, но и тем, кто занимается очно под контролем преподавателя — в школе, вузе, на курсах и где угодно ещё.
Такой вдумчивый и глубокий подход к получению знаний — навык, который можно развить, как и любой другой. Учителя, преподаватели, тренеры и специалисты по корпоративному обучению могут помочь своими подопечным сделать это. Вообще, такую помощь оказывают учащимся тьюторы, но они есть далеко не в каждом учебном заведении, а прибегнуть к помощи частного тьютора не все учащиеся могут себе позволить. Поэтому уметь задавать себе правильные вопросы — крайне полезный навык. Разберёмся в техниках по его тренировке.
Что такое метапознание и как оно работает
«Размышление о мышлении» — вот самое простое и широкое определение, которое обычно дают метапознанию (иногда в русскоязычных источниках встречается также название «метакогниция»). Термин в науку в конце семидесятых годов ввёл Джон Флейвелл, американский психолог и специалист по когнитивному развитию детей. Он трактовал метапознание как совокупность знаний человека о собственном когнитивном процессе, а также способность анализировать свои мыслительные стратегии и управлять своей познавательной деятельностью.
В метапознании выделяют три составляющих:
- метакогнитивные знания — то, что человек уже знает об обучении и собственных мыслительных процессах: как долго он может удерживать внимание, какой вид памяти у него лучше развит, какие методы обучения работают для него лучше и так далее;
- метакогнитивную регуляцию — способность регулировать ход обучения;
- метакогнитивный опыт — опыт, который человек приобретает в процессе обучения.
Овладев этими навыками, человек осознаёт, как именно работает его познание. Он способен заметить собственные ошибки в мышлении и восприятии информации и поменять подход к обучению, подобрать наиболее подходящие к конкретной ситуации учебные стратегии и способы решения задач. Такой самоконтроль позволяет ему учиться быстрее и эффективнее, быть более гибким.
Допустим, студентам нужно написать большое эссе по сложной теме. Им трудно. Тот, кто не обладает навыками метапознания, с большей вероятностью будет переживать и расстраиваться, терять уверенность в своих силах. А возможно, и вовсе откажется выполнять задание.
А тот, кто хотя бы в некоторой степени овладел метапознанием, задумается, почему он застрял, что именно влияет на его настроение и что он может сделать, чтобы продвинуться вперёд. Например, человек поймёт, что его продуктивности не хватает на долгие дистанции, и решит заниматься с перерывами. Или проанализирует, в каких именно знаниях у него есть пробелы, мешающие выполнить задание. То есть такой студент не застрянет на негативной установке «у меня не получается», а сосредоточится на вопросе «Что надо сделать для того, чтобы у меня получилось?».
Метакогнитивные навыки нужны и детям, и взрослым
Эксперты считают, что взрослые, чьи метакогнитивные навыки хорошо развиты, лучше решают проблемы, умеют критически мыслить, больше способны и мотивированы учиться новому, с большей вероятностью могут управлять эмоциями, в том числе в сложных ситуациях, лучше справляются с трудностями и конфликтами.
Это полезные навыки и для развития ребёнка. Метапознание поможет детям разного возраста обучаться эффективнее и стать активными участниками собственного познавательного процесса, а также не попасть в ловушку ложных установок. Например, метакогниция покажет ребёнку, что задачу по геометрии ему трудно решить не потому, что у него способностей к математике нет, а потому что конкретная тема не до конца понятна, но это дело поправимое.
Польза от размышления о когнитивных процессах подтверждается научно. Так, в 2017 году в Стэнфордском университете провели исследование с участием студентов, которым через некоторое время предстояло сдавать экзамен по статистике.
В первой группе учащихся авторы эксперимента провели такой 15‑минутный опрос:
- Как вы планируете готовиться к экзамену?
- Какие материалы вы будете использовать при подготовке?
- Какие вопросы, по вашему мнению, может включать экзамен?
- На какую оценку вы рассчитываете?
Вторая группа, контрольная, просто получила напоминание о предстоящем экзамене, то есть поводов для дополнительной рефлексии им не дали.
В среднем оценки у тех студентов, кого побудили заранее подумать о подготовке к экзамену и её эффективности, оказались на несколько процентов выше, чем у участников контрольной группы. Авторы подчёркивают: до экзамена не было никаких статистических различий в успеваемости учащихся, а также в их среднем балле за школьный аттестат и уровне мотивации. Не было и статистической разницы в оценках, которые представители обеих групп надеялись получить. Значит, нельзя сказать, что у какой-то группы мотивация была выше, поэтому они и подготовились лучше. Вероятно, дело было именно в правильном, метакогнитивном подходе к подготовке.
О каких методах обучения стоит знать
Развить нужные навыки помогут метакогнитивные стратегии — то есть техники обучения и преподавания, которые побуждают студентов думать о своём мышлении при изучении новых тем и концепций.
Вот несколько приёмов, которые учащиеся могут освоить самостоятельно.
Ведение дневника
Одним из способов понимания и контроля мышления психологи называют личные дневники, поскольку письменные практики помогают отслеживать динамику собственных мыслительных процессов и фиксировать уже имеющиеся результаты.
Если инициатива внедрения метакогнитивных стратегий исходит от педагога, то для начала учеников можно попросить заполнять дневники прямо во время занятия, чтобы они поразмышляли о том, как узнали то, что они узнали. Это будет хорошим толчком для формирования и развития навыков.
Примеры вопросов, над которым ученики могут поразмышлять в дневнике:
- Что было самым лёгким для меня в процессе обучения на этой неделе? Почему мне было это легко?
- А что было самым сложным? Почему?
- Какие стратегии обучения оказались эффективными?
- Какие стратегии не сработали и что я могу сделать в следующий раз?
- Пригодились ли мне мои учебные привычки? Чем?
- Какие у меня учебные цели на следующую неделю?
Также ученики могут записывать в дневник идеи, возникшие у них во время занятия, вопросы, которые они хотят задать. А ещё им будет полезно поразмышлять о том, как знания, которые они усвоили, связаны с другими темами.
Вопросы самому себе
Психологи иногда называют практику вопрошания (задавания вопросов) ключом к метапознанию. Вопросы заставляют человека рефлексировать, замечая, как он мыслит, как работает его память и внимание, понимает ли он то, чему учится, и как может дальше использовать полученное знание. Отвечать на вопросы можно как устно, так и письменно.
Преподаватель биологии из Государственного университета Сан-Франциско Кимберли Таннер сформулировала ряд вопросов, которые студенты могут задавать в процессе планирования, мониторинга и оценки своего обучения в контексте как отдельного занятия или домашнего задания, так и экзамена или всего курса.
Вот, например, какие вопросы может задавать себе ученик на этапе планирования занятия:
- Что я уже знаю по этой теме?
- Как мне лучше всего подготовиться к занятию?
- Где я должен сидеть и что я должен делать (или не делать), чтобы поддерживать своё обучение во время урока?
- Есть ли у меня уже сейчас понимание, что я хочу узнать больше по этой теме?
Следующие вопросы полезно задавать во время занятия для регуляции обучения:
- Какие мысли и вопросы возникают у меня во время этого занятия? Записываю ли я их куда-то?
- Не возникает ли у меня ощущения путаницы?
- Кажется ли мне тема интересной? Почему да или почему нет?
- Как я могу сделать этот материал актуальным для себя?
- Отличаю ли я важную информацию от деталей? Если нет, то как мне это выяснить?
А вот примеры вопросов, которые помогут дать оценку занятию после его окончания:
- О чём было сегодняшнее занятие?
- Что из того, что я услышал сегодня, противоречит моему предыдущему пониманию?
- Как знания, полученные сегодня, связаны с освоенными ранее?
- Что мне нужно делать сейчас, чтобы получить ответы на свои вопросы и прояснить свои сомнения?
- Что мне показалось самым интересным в сегодняшнем занятии? Почему?
Рефлексивные таблички
Для контроля и систематизации получаемых знаний можно использовать простой, но интересный метод самообучения — так называемые KWL-таблицы. Это графические органайзеры из трёх столбцов, которые в ходе освоения учебной темы нужно заполнить ответами на вопросы:
- Что я знаю (Know)?
- Что я хочу знать (Want to know)?
- Что я изучил (-а) (Learned)?
В начале занятия студенты могут ответить на первый вопрос — что они уже знают, что может помочь им на этом уроке. Это размышление активирует их предыдущие знания и поможет выявить возможные пробелы в понимании темы.
Ответ на второй вопрос — что они хотят узнать — позволит учащимся глубже погрузиться в размышления и подумать, что они могут захотеть извлечь из занятия, проанализировать имеющуюся у них информацию по теме, чтобы решить, что ещё они могут захотеть узнать об этом. Мысли удобнее структурировать в форме ответов на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?».
Столбец «Что я изучил?» заполняется после того, как ученик закончил изучение темы или выполнил задания. При этом полезно обращаться ко второй колонке («Что я хочу знать?»), чтобы отмечать для себя, какие желаемые знания уже появились, а какие — пока нет. Также полезно поразмышлять о собственном когнитивном росте, например: «До этого урока я думал, что… Теперь я знаю, что…».
Обычно KWL-таблицы используются в школе, но и взрослым они могут пригодиться. Вот, например, часть таблицы студентки, которая в рамках курса по продуктовому менеджменту изучает тему, как проводить исследования пользовательского опыта.
Что я знаю | Что я хочу знать | Что я изучил (-а) |
---|---|---|
Интервью — форма коммуникации, которая построена через вопрос/ответ | Чем отличается интервью в журналистике (коммуникациях) от интервью в пользовательских исследованиях? | В исследованиях нужно очень внимательно относиться к формулировкам вопросов: не использовать закрытые, не спрашивать про будущее, не использовать «якоря» и оценки |
У интервью — как и у любого исследования — должна быть чёткая цель | Как должен себя вести интервьюер-исследователь, чтобы выяснить то, что надо? | Интервьюер не оппонент со своей точкой зрения. Он — слушатель, собирающий данные об опыте другого человека. Лучший способ побудить высказаться полно — задать вопрос и молчать. У человека должно быть пространство подумать и вспомнить всё ценное по теме |
Мысли вслух
Некоторые педагоги не любят разговоров в классе или аудитории, а это оказалось важным аспектом развития навыков ребёнка. Проговаривание (или вербализация, если называть это явление на «научном» языке) мыслей учителю, одноклассникам или просто самому себе помогает лучше понять и глубже усвоить материал, проверить знания.
Важно проговаривать не только алгоритм выполнения задания, но и когнитивные процессы: как и почему я пришёл к такому выводу? Благодаря такому упражнению ребёнок или подросток начнёт лучше осознавать, как работает его мышление, а значит, будет развивать навык метапознания.
А если школьники делятся своими мыслями в классе, педагог сможет дать быструю обратную связь и объяснить, в чём были их ошибки на занятии, почему в какие-то моменты они мыслили неверно. Это будет полезно не только тем, кто ошибся, но и другим ребятам: они будут видеть, как происходит процесс последовательного мышления, и учиться применять разные стратегии для решения разных задач.
Для взрослых студентов все эти методы, разумеется, тоже подходят.
Заметки по памяти
Делать заметки во время чтения главы учебника, конечно, полезно. Но важно, чтобы учащиеся не свели это занятие к бездумному копированию идей из книги. Полезнее читать главу небольшими фрагментами, периодически прерываясь на то, чтобы резюмировать прочитанное по памяти. А уже потом — записывать.
Подобный подход позволяет активно взаимодействовать с материалом, оценивать, сколько на самом деле запомнилось из прочитанного. И поскольку ученику приходится «поднапрячься» и задействовать память, чтобы воспроизвести на бумаге полученные знания, повышается вероятность того, что он сможет понять материал лучше и запомнить больше.
Читайте также:
Методы обучения метанавыкам
Можно просто рассказать школьникам и взрослым студентам о том, как метанавыки помогают учиться, и про приёмы их развития. А можно целенаправленно добиваться развития этих навыков у учащихся, включив метапознание в групповое, школьное, университетское и любое другое обучение.
Техника «Обёртка»
«Обёртками» зарубежные педагоги называют короткие действия, которые дополняют существующее задание или действие и способствуют метапознанию. Такой метод обучения можно использовать на лекциях, в домашних заданиях или при подготовке к экзаменам.
Например, перед лекцией студентам можно дать несколько советов по активному слушанию. После лекции — попросить их записать три ключевые идеи из предложенного материала. Затем преподаватель объясняет, что он сам считает тремя ключевыми идеями темы, а студенты сравнивают свои варианты с теми, что назвал преподаватель. Эта немедленная обратная связь позволяет учащимся развивать и контролировать свои стратегии активного слушания.
А вот как может выглядеть «обёртка» для домашнего задания: перед началом работы ученики отвечают на несколько вопросов для самооценки, а особое внимание уделяют навыкам, за которыми нужно следить. Когда задание сделано, они снова отвечают на вопросы. Например, перед заданием по теме «Математические векторы» можно спросить: «Как быстро и легко вы можете решать задачи, связанные с вычитанием векторов?», а после задать вопрос: «Теперь, когда вы выполнили это домашнее задание, как быстро и легко вы сможете решать задачи, связанные с вычитанием векторов?» Этот простой приём позволит акцентировать внимание на знании материала и понимании своих когнитивных процессов.
Экзамен можно дополнить так: после его сдачи учащиеся заполняют дополнительный бланк с вопросами, с помощью которых размышляют об экзамене. Там они описывают свои учебные стратегии, анализируют допущенные ошибки и планируют техники подготовки к дальнейшим испытаниям. Перед следующим экзаменом студенты получают заполненные ранее бланки назад: это становится напоминанием об их предыдущем опыте и возможностью использовать идеи, которые возникли у них «по горячим следам».
«Светофор»
Эту технику можно применить по-разному. Например, раздать ученикам в классе бумажные круги трёх цветов (красного, жёлтого и зелёного) или попросить их заполнить цветные таблички. Главное, чтобы они при этом распределяли полученные на занятии знания по трём категориям:
- красный — то, что показалось сложным, запутанным и осталось непонятным;
- жёлтый — то, что понятно, но требует дополнительного разъяснения;
- зелёный — то, что полностью понятно.
Этот метод обучения позволяет преподавателю не только развить метакогнитивные навыки учеников, но и оценить, как группа усвоила материал, не нужно ли скорректировать план урока.
Почему применять такие методы обучения стоит с осторожностью
Несмотря на доказанную пользу метапознания, с ним важно не переборщить, считают некоторые исследователи. Так, профессор кафедры психосоциальных наук Бергенского университета (Норвегия) Элизабет Норман изучила ряд научных работ, связанных с исследованием метапознания, и обратила внимание на три аспекта.
Во-первых, рефлексия требует времени, умственных сил, а ещё — желания и инициативности. Значит, стимулировать метакогнитивный подход стоит лишь при условии, что ученики, будь то дети или взрослые, к этому готовы и настроены на это, у них есть временной ресурс.
Да и задания стоит выбирать тщательно. Норман приводит такой пример: если ученику нужно прочесть книгу для урока литературы, а его попросят ещё и следить за своим восприятием текста — результаты вряд ли кого-то порадуют, и удовольствия от процесса учащийся не получит никакого.
Кроме того, метакогнитивные убеждения, связанные с оценкой собственных способностей, могут негативно повлиять на психологическое благополучие человека. Например, он может подумать: я не такой талантливый, как другие, поэтому у меня не получается понять этот материал. Это, в свою очередь, повлияет на мотивацию к учёбе. Такой же эффект произведут ошибочные убеждения или склонность к перфекционизму. Эти особенности тоже нужно заранее учитывать.
Элизабет Норман не предлагает отказываться от метапознания. Скорее, она призывает помнить о возможных «побочных эффектах» применения этого навыка. И в каждой конкретной ситуации предлагает спрашивать себя, оправданно ли сейчас размышлять о мышлении, не ведёт ли это к ненужным сравнениям себя с другими и не перевешивают ли риски реальную пользу.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!