Образование
#Руководства

30 правил психологии обучения, которые хорошо бы знать учителю

Выбрали для вас самое полезное в мире конкурирующих теорий.

Чем профессиональный учитель отличается от студента-практиканта? Он понимает, как происходит обучение, считают Марк Смит и Джонатан Фёрт, авторы книги «Психология в классе: инструкция для учителей по тому, что работает» (Psychology in the Classroom: A Teacher’s Guide to What Works). Они предлагают обзор современных научных представлений по главным областям психологии обучения.

Большинство представленных в книге выводов основаны на исследованиях психологии детей школьного возраста и подростков, поэтому полезнее всего она будет для школьных учителей.

Как знания закрепляются в памяти

Мы часто говорим о собственной памяти теми же словами, что и о компьютерах: «кодируем» информацию, «храним» её в мозге, «обрабатываем» и «извлекаем». На самом деле человеческая память гораздо сложнее компьютерной.

1. От зубрёжки мало толку

Что говорит теория

У памяти есть физическая основа. Когда мы заучиваем факт или осваиваем навык, между нейронами головного мозга возникают новые связи. У большинства людей это небыстрый процесс. Механически повторяя одно и то же несколько раз, мы не делаем нейронные связи устойчивыми: зубрёжка позволяет запомнить информацию только на недолгий срок.

Как применить

Осознанно прорабатывать новую информацию. Уверенную прописку в долговременной памяти даёт активное извлечение информации (retrieval practice — поисковая практика). Полезнее написать или рассказать что-то самостоятельно, чем ответить на тест с закрытыми вопросами.

2. Повторения с интервалами — основа запоминания

Что говорит теория

Информация запоминается лучше, если повторять её с перерывами. Чередование тем на занятии тоже приводит к лучшему запоминанию, чем концентрация на однотипной информации.

Как применить

Задавать домашнюю работу по теме урока не сразу после него, а спустя несколько дней или даже недель. Чередовать тему с другими, как только она освоена на базовом уровне.

3. Задания должны быть «полезно сложными»

Что говорит теория

Хорошие оценки не обязательно связаны с твёрдыми знаниями: можно получить пятёрку, зазубрив урок, а потом забыть его напрочь. В долгосрочной перспективе эффективнее более сложные задания, в которых ученики допускают больше ошибок. Здесь и сейчас успеваемость снизится, но в будущем знания будут прочнее.

Как применить:

Использовать концепцию «полезной сложности» (desirable difficulties):

  • отложить опрос на полчаса после объяснения темы;
  • прервать чтение другим заданием, потом вернуться к нему;
  • задать пересказ ограниченным числом слов;
  • попросить учащегося резюмировать тему вместо учителя.

4. Лучшему запоминанию помогают эмоции

Что говорит теория

Надёжно запоминается не буква, а смысл. Детали сюжета даже любимой книги со временем забываются, но суть мы помним гораздо дольше. И чем более личный смысл у информации, тем прочнее память. Всё, что вызывает эмоции, запоминается лучше, как и факты, которые пригодятся в будущем.

Как применить

Давать примеры из жизни, чтобы ученики могли соотнести учебную информацию с собой, наполнить её личным смыслом. Полезен небольшой стресс: соревнование внутри класса, задание на время.

5. Важно использовать разные типы заданий

Что говорит теория

Мозг вписывает новую информацию в существующие схемы знаний о мире. Каждое явление, факт, случай накладываются на шаблон. Не нужно видеть все вулканы на свете, чтобы узнать один в реальности или на картинке.

Как применить

Привязать новое к известным схемам помогают задания с разделением на категории, поиском связей и отличий, построением иерархий и диаграмм. А также — объяснение темы другим (дайте ученикам задание изложить тему друг другу) и поиск ошибок в чужих рассказах.

6. Нужно разнообразить условия и среду обучения

Что говорит теория:

Вспомнить что-то проще, находясь в таких же условиях, как когда вы об этом узнали. Но нельзя предсказать, в каком контексте учащимся потребуется вспомнить выученное.

Как применить:

Варьировать условия обучения так широко, как это возможно. Можно менять окружение физически (разные помещения, уроки на природе), социально (кто с кем работает в паре или группе) и информационно (разные типы уроков).

От чего зависит познание

Два краеугольных камня в освоении новой информации — мышление и внимание. Важную роль в обучении играют и так называемые исполнительные функции — способность планировать, принимать решения, ставить цели, оценивать прогресс, предотвращать опасные и вредные действия.

Мышление опирается на рабочую память — это количество объектов, которые человек может удерживать в уме одновременно. Рабочая память развивается в детстве, и поэтому младшим школьникам особо нужны задания на обработку информации в уме — от поиска картинки, подходящей по смыслу к другой картинке, до устного счёта.

Внимание (как и рабочая память) — ограниченный ресурс. Невозможно быть сосредоточенным на нескольких предметах сразу. К тому же на внимание, как и на способности удерживать несколько элементов в рабочей памяти и задействовать исполнительные функции, сильно влияют стресс и усталость.

1. Нельзя перегружать подсистемы памяти

Что говорит теория

В рабочей памяти есть подсистемы — например, визуальная и вербальная. Как правило, люди могут выполнять одновременно две простые задачи, относящиеся к двум разным системам. Но ещё одна задача той же модальности приведёт к ошибкам.

Как применить

Не задавать одновременно две вербальные задачи. Например, делать заметки после того, как объяснение закончено. Это ведёт к ошибкам в конспектах, но их тоже можно использовать: ученики могут сравнить свои заметки с оригиналом и найти неточности.

2. Надо работать над автоматическими ошибками

Что говорит теория

По мере тренировки человек учится выполнять простые умственные действия — например, соблюдать орфографические правила — автоматически. При этом какие-то действия становятся автоматическими вместе с ошибками: например, человек может писать «искуство» вместо «искусство» и не замечать этого, будучи грамотным в остальных правилах.

Как применить

Устранять автоматическую ошибку простыми замечаниями. Подойдёт способ из спорта и изучения музыки: раз за разом сознательно прорабатывать элемент, с которым связана автоматическая ошибка. Поначалу на задание будет уходить непривычно много времени, но в итоге правильное решение должно стать автоматическим.

3. Важно сфокусировать внимание учеников

Что говорит теория

По теории когнитивной нагрузки трудность освоения информации определяется несколькими факторами, в том числе тем, сколько разнородных элементов содержит изучаемый материал. Чем больше дополнительных деталей требуется обработать, тем сложнее будет вписать новое знание в общую картину.

Как применить

Не перегружать рабочие материалы дополнениями (картинками, комиксами, цитатами), а класс — пёстрыми плакатами. Нацеливать задание на один учебный результат: если нужно научиться использовать новые слова, не стоит тут же вводить задания по правописанию.

4. Детям нужен контроль в учёбе

Что говорит теория

За исполнительные функции отвечают лобные доли мозга, которые продолжают развиваться до 20 с лишним лет. У детей эти способности выражены слабо, а на поведение подростков сильно влияют сверстники.

Как применить

Учитывать, что вплоть до старшей школы дети, как правило, не способны осознанно решить, какие дисциплины и по какому расписанию им изучать, и придерживаться выбранного плана. Учитель и родители должны «вести» их по траектории обучения, выступать навигаторами. Это не значит, что школьникам вообще не нужна свобода выбора, что каждый шаг им нужно диктовать. Но варианты, из которых ребёнок будет выбирать свой следующий шаг, должны соответствовать целям его развития.

5. Важно дробить сложные задачи

Что говорит теория

Чем лучше ученик умеет оценивать собственный прогресс (владеет навыками метапознания), тем выше его учебные результаты. Но задания на развитие этих навыков могут вызвать избыточную когнитивную нагрузку, так как они требуют и решать задачу по предмету, и отслеживать собственную учебную активность.

Как применить

Для учеников помладше задачу дробить на несколько мелких, а отслеживание прогресса вести отдельно — например, постепенно закрашивать столбики в диаграмме. Для старших — выделить время для рефлексии уже после решения задачи.

6. Для хорошей учёбы нужен хороший сон

Что говорит теория

Внимательность в учёбе зависит от биологических факторов, в том числе от количества сна.

Как применить

Учитель, конечно, не может повлиять на условия жизни учеников, но стоит по меньшей мере объяснять им, что высыпаться важно для успехов в обучении, и избегать объёмных домашних заданий.

7. Переменки и паузы нужны для внимания

Что говорит теория

Все склонны отвлекаться от происходящего (например, от лекции) на собственные мысли. До 50% своего времени каждый человек проводит в таких мысленных блужданиях. Чем меньше вовлекает задание, тем вероятнее ученик от него отвлечётся.

Как применить

Делать перерывы в монотонных заданиях. Использовать концепцию «полезной трудности» и давать достаточно сложные задания, от которых трудно незаметно отвлечься.

8. Важно исключить внешние факторы отвлечения

Что говорит теория

Люди переоценивают свои способности к многозадачности: учащимся правда кажется, что они могут одновременно удерживать внимание и на лекции, и на интернет-сёрфинге. Ещё они всерьёз думают, что преподаватель не замечает, как они смотрят в телефон, — работает «иллюзия плаща-невидимки».

Как применить

Ограничивать воздействие отвлекающих факторов и объяснять зачем: учитель запрещает проверять уведомления во время занятия не потому, что он тиран, а потому что рабочая память и внимание не бесконечны.

Как на учёбу влияет самооценка

Самооценка и образовательные результаты связаны, как курица и яйцо: непонятно, что появляется первым. С одной стороны, иметь позитивную самооценку лучше, чем очень низкую. Но прямых доказательств тому, что люди с высокой самооценкой успешнее в обучении, нет. С другой стороны, хорошие отметки явно повышают самооценку ученика. Но вот влияет ли эта повышенная самооценка на дальнейшее улучшение результатов — неясно.

С обучением связаны понятия академической «я-концепции» и академической эффективности. «Я-концепция» основана на предыдущем опыте и оценках других — это мнение ученика о том, насколько он хорош, например, в математике. Академическая эффективность относится к прогнозам на будущее и более конкретна: насколько ученик верит, что может решить уравнение определённого типа.

У маленьких детей очень позитивные «я-концепции»: ребёнок может быть уверен в том, что он отличный певец, пловец, писатель и математик одновременно. В школе самооценка снижается, в том числе под влиянием внешней оценки. Например, дети, которых распределили в класс для отстающих, могут быть уверены, что другие умнее их от рождения.

Из таких убеждений может вырасти настоящая выученная беспомощность — когда ученик заранее уверен в своём провале и не прикладывает усилий к выполнению задания. Некоторые психологи считают, что она формируется у детей, чья самооценка зависит от внешнего признания, для кого главное — быть лучше других. Это называется ориентацией на результат. На противоположной стороне спектра — ориентация на овладение мастерством, когда ребёнку важнее быть лучше себя вчерашнего.

Кажется, что ориентированные на результат ученики должны учиться хуже. Но достаточных доказательств этому нет. Лучше с предсказаниями справляется другая похожая идея: теория психолога Кэрол Дуэк о двух концепциях мышления — фиксированного (fixed mindset) и гибкого (growth mindset). Коротко её можно пересказать так:

  • люди, которые верят, что их способности и уровень интеллекта не заданы от рождения, а могут развиваться (обладают гибким мышлением, то есть ориентированным на рост), легче переносят неудачи и выбирают более сложные и полезные для развития задачи;
  • те, кто уверен, что интеллект предопределён изначально (имеют фиксированное мышление), больше озабочены демонстрацией своих результатов, чем их улучшением.

Исследования Дуэк в целом подтверждают: если учащимся рассказать, что способности к учёбе и интеллект развиваются, — их оценки растут. Хотя это работает не в любых условиях, Смит и Фёрт считают, что стоит формировать у учеников концепцию гибкого, растущего мышления и развивать их позитивные «я-концепции». Не факт, что это повлияет на результаты напрямую, но наверняка поможет ученикам чувствовать себя увереннее.

1. Принцип «от простого — к сложному» очень важен

Что говорит теория

Ученики, ориентированные на результат, хорошо справляются с лёгкими задачами. Но когда что-то не получается, они склонны думать, что просто недостаточно умны. После затруднений они ошибаются даже в объективно простых для них задачах.

Как применить

Начинать тесты с более простых и решаемых задач, чтобы поддерживать в учениках более позитивную оценку академической эффективности.

2. Нужно поощрять и поддерживать

Что говорит теория

Низкая самооценка ведёт к неуверенности в своих силах, мешает ученикам браться за более сложные и интересные задачи, заставляет чересчур нервничать перед тестами и делать ошибки из-за волнения.

Как применить:

  • объяснить, что мозг постоянно меняется физически при изучении нового — навыки и способности можно развить;
  • мотивировать учащихся сравнивать себя не с другими, а с предыдущим собой;
  • разумно поощрять — хвалить за усилия, а не за личностные качества, и не просто так, чтобы поднять настроение, а в связи с прогрессом.

Как развивается креативность

Мы часто думаем о креативности, творческих способностях в связи с врождёнными талантами. Но Смит и Фёрт подчёркивают, что креативность — это не столько таланты уровня Моцарта и Эйнштейна, сколько умение решать повседневные задачи собственными оригинальными способами.

1. Творческое мышление можно натренировать

Что говорит теория

Креативность проявляется в областях, далёких от рисования или музыки, и не только в больших проектах, но и в ежедневном изобретении новых решений проблем, импровизации.

Как применить

Развить творческое мышление помогут:

  • изобретение множества решений одной проблемы;
  • соревнование на самое оригинальное решение;
  • поиск примера, максимально далёкого от предложенного учителем;
  • детальная проработка предложенной идеи.

2. Творческие задания пробуждают любопытство к теме

Что говорит теория

Творчество не получается без знания фактов. При этом креативными могут быть решения на разных уровнях понимания темы — не обязательно знать её досконально. Творческие задания консолидируют полученные знания и пробуждают любопытство для дальнейшего погружения.

Как применить

Соединять знания из предыдущих тем в поиске решения проблем, в том числе в условиях симуляции: проектировать колонию на Марсе, планировать борьбу с глобальным потеплением. Применять мозговые штурмы для изучения новых тем — например, найти примеры под предложенные учителем категории.

3. Важен выбор момента для творческого задания

Что говорит теория

Один из показателей креативности — способность перенести подходы и концепции из одной области в другую.

Как применить

Ставить творческие задания в конце темы или в тот момент, когда начинается изучение другой темы с похожей структурой, чтобы стимулировать перенос знаний и продумывание связей между объектами.

Как на обучение влияют эмоции

Всё, что вызывает эмоции, запоминается лучше. А какими должны быть эти эмоции? По этому поводу учёные спорят.

  • По теории Барбары Фредриксон, известной учёной из направления позитивной психологии, положительно окрашенные чувства — например, радость и любопытство — расширяют поведенческий спектр. Ощущая такие эмоции, человек может учиться эффективно: ведь если всё хорошо, можно пробовать новое, присматриваться к окружающему миру, быть открытым. Страх и тревога, по мнению Фредриксон, сужают спектр до физиологических стрессовых реакций «бей, беги, замри».
  • Результаты других исследований показывают, что в счастливом состоянии люди менее внимательны и сфокусированы. А при немного сниженном настроении — более собранны и лучше запоминают новое. Известно также, что лучше запоминается информация, связанная с опасными объектами, — например, изображения ядовитых змей. Похоже, при небольшом уровне стресса люди находятся в напряжении и реагируют быстрее, а в успокоенном, довольном состоянии просто не к чему стремиться.

Противоречия снимает теория психолога Райнхарда Пекруна (Reinhard Pekrun). Он считает, что важны как позитивные, так и негативные эмоции: и те, и другие могут стимулировать человека учиться.

Из отдельных эмоций складываются скука и любопытство — два тоже важных для обучения состояния. Любопытство считается подспорьем в обучении практически для любых ситуаций. Все мы знаем, как искреннее увлечение заставляет тратить дни и недели на практику, на взгляд окружающих — скучнейшую. В большинстве случаев учебный материал не совпадает с глубокими личными интересами учащихся. Но это и не обязательно.

Так как эмоции биологически обусловлены, многие из них вызывают физиологический ответ до того, как человек осознаёт свои чувства. И в учёбе это не обязательно связано с уровнем знаний: замереть от испуга при неожиданном сложном вопросе может и подготовленный ученик.

1. Скуку тоже можно использовать во благо

Что говорит теория

В разных обстоятельствах позитивные и негативные эмоции могут выступать активирующими или деактивирующими: они по-разному влияют на мотивацию.

Как применить

Использовать скуку для мотивации: если скучные задачи выполнять перед креативными, в последних ученики найдут больше творческих решений.

2. Важно донести пользу и значение изучаемого предмета

Что говорит теория

Скука возникает из-за разных факторов: внешних (плохое преподавание) и внутренних: когда поставленные задачи слишком простые или сложные, когда субъективная значимость предмета для ученика невысока.

Как применить

Учесть, что предметы, которые ученики считают ненужными, будут вызывать скуку даже при прекрасном преподавании. Это «красный флажок»: нужны перемены.

3. Любопытство бывает двух типов — используйте оба

Что говорит теория

Заинтересованность в предмете улучшает способность запоминать информацию и стимулирует к самостоятельному обучению.

Как применить

Задействовать оба вида любопытства: ситуативное любопытство, когда что-то неожиданное привлекает внимание, и любопытство с опорой на устойчивый личный интерес.

4. Детям нужна помощь для преодоления деструктива

Что говорит теория

Чем младше ребёнок, тем вероятнее он будет использовать неэффективные стратегии, чтобы справиться с эмоциями: настойчиво пытаться не думать о причине своего огорчения или, напротив, постоянно беспокоиться об этом. При повышении сложности задач ученики с плохой саморегуляцией становятся агрессивными или плаксивыми.

Как применить

Обучать более действенным стратегиям саморегуляции:

  • как отступить, чтобы оценить свой негативный опыт не с позиции сегодняшнего дня, а с более широкой перспективы;
  • как дистанцироваться от такого опыта, чтобы дать менее предвзятую оценку («А что бы ты посоветовал другу в такой ситуации?»);
  • как снизить стресс с помощью юмора.

Как в учёбе помогают устойчивость и упорство

Среди важнейших для обучения навыков, не связанных с мышлением и памятью, — умение восстанавливаться после неудач и справляться с тем, что бьёт по самооценке. Авторы «Психологии в классе» описывают три связанные характеристики: устойчивость, жизнерадостность и упорство (resilience, buoyancy, grit).

Самый широкий термин из них — устойчивость, которую можно назвать также жизнестойкостью. Её высокий уровень означает способность справиться не только с огорчением из-за двойки за контрольную, но и с последствиями сиротства, бедности, насилия и болезней. Исследования показывают, что даже при очень сложной семейной обстановке внешняя поддержка может сыграть решающую роль.

Жизнерадостность или позитивный настрой позволяют справляться с драматичными событиями, такими как повседневные трудности в обучении.

Ещё одна характеристика из этой же области — упорство. Шкалу для его оценки разработала психолог и педагог Анжела Дакворт, и с её лёгкой руки упорство стали называть главным качеством успешных людей.

1. Создайте условия для позитивного опыта

Что говорит теория

Наряду с личностными чертами для устойчивости и последующего жизненного успеха важна поддержка внутри семьи, в школе, сообществе.

Как применить

Создать в школе условия, чтобы она стала островком безопасности, где ребёнок получает позитивный опыт. Главные черты школ, которые помогают, — отзывчивость, организованность, ясно определённые стандарты и правила, а также готовность доверить ответственные обязанности любому ученику.

2. Формируйте правильное отношение к неудачам

Что говорит теория

Ученики, лишённые позитивного настроя, чаще используют нездоровые защитные стратегии: выбирают только гарантированные или, наоборот, заведомо недостижимые цели, а при неудаче пускаются в самообман: «Я провалил тест, потому что не хотел его решать, а на самом деле эта тема для меня несложная». Те, у кого позитивный настрой выше, не воспринимают неудачу как удар по себе.

Как применить

Формировать отношение к неудаче как к шансу на улучшение, а также ориентацию на овладение мастерством — мотивировать учеников сравнивать себя с самим собой вчера, а не с остальными.

3. Объясняйте пользу упорства

Что говорит теория

Упорство — это настойчивость в достижении долгосрочных целей, которая предполагает устойчивый интерес к ним. Вместе эти вводные определяют способность человека прилагать усилия к выбранному делу годами и не сдаваться после неудач.

Как применить

Поддерживать стремление к выбранным целям. Учить отслеживать прогресс, менять отношение к неудачам — пояснять, что прогресс не всегда линейный, что отдельные неудачи не означают глобального провала в обучении или в жизни, что успех и неудача часто идут рядом.

Что мотивирует учиться

Мотивацию можно описать тремя базовыми признаками:

  1. Активация. Мотивированный человек совершает какое-то действие или стремится к этому, а не остаётся пассивным.
  2. Настойчивость. Он не сдаётся после первой попытки.
  3. Интенсивность. Степень вовлечённости тем выше, чем значимее предполагаемая награда или сильнее личный интерес.

Психологи долго выясняли, только ли внешние факторы заставляют людей действовать, или же существует внутренняя мотивация. Согласно теории Абрахама Маслоу, наряду с потребностями, вызванными дефицитом (когда не хватает, например, чувства безопасности), у человека есть потребности, связанные с самоактуализацией, — реализация амбиций, приобретение интересных навыков, понимание окружающих и себя, творческое развитие. Удовлетворение этих потребностей — не реакция на внешние раздражители, они мотивированы изнутри.

В бихевиоризме, наоборот, подчёркивалась роль внешних стимулов — наград и наказаний. Современные исследования показывают ограничения этого подхода, хотя полностью от него отказаться, конечно, не получится.

Внешняя мотивация лучше работает для учеников младшего возраста, но не для всех. А с возрастом становятся заметнее подводные камни. Например, внешняя материальная награда может убить личный интерес ученика к активности: если ты один раз сделал что-то ради вознаграждения, потом кажется глупым делать это бесплатно. Поэтому дополнительные системы внешней мотивации с материальными стимулами нужно вводить, думая наперёд, как быть, когда награды закончатся.

Ни один подход не подскажет способа мотивировать всех учеников в классе одновременно. Есть лишь отдельные рекомендации.

1. С внешней мотивацией нужно быть осторожнее

Что говорит теория

Материальное вознаграждение помогает запомнить информацию, но только если эта информация сама по себе была неинтересной.

Как применить

Использовать внешние стимулы в мотивации к продолжительным или частым рутинным, скучным действиям.

2. Нужно создавать условия для эффекта «У меня получается!»

Что говорит теория

Теория самодетерминации выделяет три внутренние потребности: быть компетентным, быть сопричастным чему-то большему и действовать по собственной воле. Иными словами, каждый нуждается в том, чтобы быть уверенным в своих способностях и в умении добиваться результата лично и в команде.

Как применить

Давать автономию (не полную свободу выбора, что учить, а самостоятельность при решении задач) и подбирать подходящий уровень сложности заданий, не намного выше и не ниже уровня знаний (это называется «полезная сложность»).

Чем полезна дозированная самостоятельность

Независимое и саморегулируемое обучение — понятия скорее из андрагогики, чем из педагогики. Но, по мнению Смита и Фёрта, в образовании детей и подростков элементы независимого обучения тоже применяются постоянно.

Ученик действует самостоятельно во время активного или исследовательского обучения (в противоположность пассивному восприятию контента), во время создания проектов и других творческих работ и при выполнении домашней работы.

Навыки независимого обучения очень важны для жизни. К тому же в независимом обучении учащиеся, как правило, более мотивированы и любопытны. Но есть и проблемы.

1. Даже самостоятельным детям нужен гид для обучения

Что говорит теория

Способность регулировать своё обучение во многом определяется исполнительными функциями мозга, которые развиваются достаточно поздно. Даже взрослые ученики редко могут адекватно построить план обучения. Часто они берутся за задачи, в которых могут быстрее всего достичь прогресса.

Как применить

Быть гидом учащегося даже в тех случаях, когда основные учебные активности он проходит самостоятельно: предоставить руководство по повторению материала, по организации пространства, по выбору стратегии обучения. Показать, что одни способы обучения эффективнее других, можно с помощью эксперимента.

2. Самостоятельную работу надо помочь спланировать

Что говорит теория

Две частые ошибки учеников в проектном и исследовательском обучении — слишком самонадеянное планирование и фиксация на том виде результата, который пришёл в голову первым.

Как применить

Самые сложные части самостоятельного исследования планировать в классе, начиная с выбора темы и поиска источников. Добавить дополнительные этапы для обсуждения проекта на промежуточных стадиях.

Авторы книги «Психология в классе» подчёркивают: психологические знания — важный, но не основной показатель профессионализма учителя. Полезно знать, как работает мышление, но нужно ещё уметь применить это знание в конкретной ситуации.

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее

Курс

Методист образовательных программ

Вы пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом – сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать про курс
Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована