Образование
#статьи

Методология педагогики — это что? Вопрос на засыпку

Почему на засыпку? Да потому что это только кажется, что ответить на него легко. Педагоги-теоретики и педагоги-практики тут друг друга не поймут.

Иллюстрация: Vectonauta / freepik / Freepik / Max Fischer / Pexels / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Понятие методологии педагогики — научное или практическое?

Если вы спросите педагога-практика или методиста, который разрабатывает образовательные программы, что такое методология педагогики простыми словами, он, скорее всего, скажет вам, что это система принципов и методов для эффективного воспитания и обучения. Проще говоря, руководство, как применять научно-педагогические знания в педагогической деятельности.

А если вы зададите тот же вопрос кандидату или доктору педагогических наук, то в ответ вы, вероятнее всего, услышите, что методология педагогики — это вообще не про педагогическую практику, а про принципы, средства и методы правильного проведения педагогических исследований и осмысления их результатов. Но если рядом окажется ещё пара учёных-педагогов, то между ними может разгореться целая дискуссия.

Если вы думаете, что тут и спорить-то не о чем, почитайте научную статью Натальи Коршуновой «Понятие методологии педагогики: к уточнению определения» в монографическом сборнике научных трудов, который был посвящён как раз понятийному аспекту методологии педагогики. Автор там подробно объясняет, какие разные в научном мире существуют подходы к понятию методологии педагогики и где же тут место практике.

Этот разный взгляд на один и тот же термин отражается ещё и в том, что есть чисто научные методологи, а есть методологи-практики — и рабочий функционал у них отличается. Поэтому и представления о методологии такие разные.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Вообще, со стороны кажется, что именно в методологии должна проявляться связь педагогики как науки с педагогической практикой. Представляется так: методологи, опираясь на результаты правильно организованных научных исследований, разрабатывают для практиков методики воспитания и образования — большие системные руководства с ключевыми принципами и правилами, описывают конкретные методы обучения и воспитания, объясняют их эффективность. Потом на основе разработанных методологами руководств педагоги-практики и методисты проектируют конкретные образовательные программы, внедряют в воспитание и образование разные методы, эффективность которых научно обоснована методологами.

Но на самом деле то, что описано выше, — картина идеального мира. В реальном же мире всё устроено по-другому. «Настоящие» методологи (те, кто занимается научной педагогикой) зачастую занимаются лишь наукой и не переводят результаты своих многочисленных исследований в обобщённые прикладные руководства для практиков, а практики самостоятельно придумывают прикладные методики, опираясь на те научные знания, которые сами же и находят. То есть методологи, как правило, не выступают «мостиком» между наукой и практикой, как того, возможно, кому-то хотелось бы. Практики зачастую сами вынуждены создавать себе методологию для прикладной работы.

Конечно, бывают исключения. Например, в Московском городском педагогическом университете есть Институт содержания, методов и технологий образования, и его сотрудники связывают науку с практикой — разрабатывают методические рекомендации по цифровой дидактике, обучают педагогов. Некоторые учёные, обобщая исследования, разрабатывают свою методологию и пишут о ней книги (так сделал, например, Дэвид Колб). Но подобной системы, общей для всей сферы образования, не существует.

Откуда путаница и что на самом деле изучает методология педагогики?

Что такое методология вообще — любая, а не только педагогическая? Это слово с древнегреческого можно буквально перевести как «учение о способах».

Философский энциклопедический словарь называет методологией систему «принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе». То есть уже здесь мы видим двойственность: методология — это, с одной стороны, принципы и способы организации какой-то деятельности (например, педагогики). А с другой стороны, методология — это учение об этих принципах и способах организации (то есть не просто о том, как фактически организована та или иная деятельность, а о том, как правильно выстроить её организацию с научной точки зрения).

Большая российская энциклопедия предлагает два понимания понятия методологии — в узком смысле и в широком. В узком смысле методология — совокупность про­це­дур, приё­мов и ме­то­дов нау­ки, объ­е­ди­нён­ных в еди­ную кон­ст­рук­тив­ную про­грам­му и служащих сред­ст­ва­ми для по­сти­же­ния то­го или ино­го объ­ек­та на­учного зна­ния. А в широком смыс­ле — со­во­куп­ность ме­то­дов, ис­поль­зуе­мых в той или иной об­лас­ти деятельности для реа­ли­за­ции определённых це­лей.

То есть в узком смысле методология — чисто научное понятие, а в широком — это принципы и способы, на которых организована вообще любая деятельность, в том числе прикладная. Именно поэтому человек из науки и абсолютный практик, говоря о методологии, имеют в виду разное.

С точки зрения практиков методология педагогики — это то, как правильно организовать педагогическую деятельность, то есть как воспитывать и учить человека, опираясь на проверенные принципы и способы.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Но педагогика — не только практика, а ещё и наука о воспитании и образовании человека. И с точки зрения учёного-педагога, методология педагогики — то, каким образом организована педагогика как наука, и одновременно это руководство по научной работе. То есть это учение о том, как получать, интерпретировать и систематизировать научные знания по педагогике. Если сказать конкретнее — руководство и рекомендации, как проводить научные педагогические исследования, а также как систематизировать полученные научные знания в теории и концепции.

Если совсем коротко и просто, то для педагогов-практиков методология педагогики — это система знаний о том, как правильно воспитывать и учить, а для педагога-учёного — система знаний о том, как правильно провести исследование и написать научную работу по педагогике, а также о том, как вообще в целом устроена наука педагогика.

Когда пишут про методологию в научной литературе, там, конечно же, обычно подразумевают как раз научное познание. Определение методологии педагогики, которое в России можно считать классическим, сформулировали Михаил Данилов и Володар Краевский. Его привела в своей статье, которую мы упомянули выше, Наталья Коршунова:

«Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».

С классической научной точки зрения методология педагогики имеет к педагогической практике только очень опосредованное отношение (в той мере, как любая теория влияет на практику), но непосредственно ею не занимается. То есть методология правильным образом формирует теорию педагогики, а педагог-практик или методист-практик уже сам приспосабливает эту теорию к своей работе.

Почему учёные даже друг с другом спорят, какие функции у методологии педагогики

В той же статье Наталья Коршунова пояснила, что такой однобокий подход, похоже, устарел. Даже среди учёных-педагогов сейчас есть те, кто считает, что педагогическая методология охватывает и практическую деятельность тоже. Ведь, в конце концов, научная педагогика существует ради практической деятельности, а не наоборот, практика — ради науки. Сторонники такого подхода считают, что педагогическая методология объясняет не только как добывать и интерпретировать новое научное знание, но и как его применять в практической педагогической деятельности, чтобы совершенствовать систему воспитания и обучения.

В итоге Наталья Коршунова пришла к выводу, что понятие методологии педагогики на самом деле включает в себя три аспекта:

  • знаниевый. То есть методология — это учение о педагогическом знании, о том, какова его структура, какие источники этого знания выявлены и как их правильно интерпретировать, что такое методическое обоснование полученного знания, а также о том, как правильно добывать и объяснять новые знания (руководство по научной работе);
  • деятельностный — этот аспект выражается в том, что учёный-педагог, опираясь на методологические знания, проводит новые исследования, то есть производит новое педагогическое знание;
  • прикладной — как применять научно-педагогические знания для решения задач практики образования.

Кроме классического научного подхода к пониманию методологии педагогики и компромиссного, который предлагает подружить теорию с практикой, есть ещё и альтернативный подход. Его авторы — академик Российской академии образования, учёный-педагог Александр Новиков и его сын Дмитрий Новиков, академик РАН.

Они считают, что методология — самостоятельная наука, а не составная в какой-то другой (например, в педагогике или физике). К тому же методология педагогики как науки ничем не отличается от методологии, допустим, науки психологии или физики, потому что особенности научной деятельности, принципы познания едины для всей науки в целом, а сама наука — тоже человеческая деятельность, как и любая другая (значит, и методология для любой деятельности может быть единой).

С точки зрения Новиковых, методология — наука сугубо практическая, её предмет составляет организация деятельности, а цель её заключается в том, чтобы упорядочить деятельность в целостную систему с чётко определёнными характеристиками, логической структурой и процессом осуществления.

Кажется, именно таким упорядочением сейчас пытаются заниматься все те, кто ищет и разрабатывает наилучшие подходы к электронному обучению — молодой сфере образования. Здесь получилась интересная ситуация: сама сфера онлайн-обучения уже есть и бурно развивается (причём и в неформальном, и в формальном образовании), а вот научно проверенных подходов к тому, как её организовать наиболее эффективно (ведь здесь много непривычного по сравнению с традиционным обучением), пока мало. Появилась даже новая наука — цифровая дидактика, — но она ещё в зачатке.

Причём подходы эти ищут и представители науки, и методисты, которые занимаются прикладной работой — непосредственно разрабатывают курсы.

Фото: ImYanis / Shutterstock

Где же практикам искать методологию для практической педагогической работы?

Вы будете смеяться, но простого ответа на этот вопрос тоже нет. Тем, кто работает в сфере формального образования (школах, колледжах и вузах), как правило, и не нужно ломать голову в поисках наиболее эффективных методов — потому что они обязаны во многом опираться на стандартизированные нормативные правила, к тому же многие подходы устоялись давно, по традиции. А если что-то и так неплохо работает — зачем менять? Только самые творческие представители профессии всегда в поиске вариантов, которые могли бы сработать ещё лучше. Ну ещё использование не очень привычных пока дистанционных и гибридных форматов тоже вынуждает искать новые методы.

А вот для тех, кто работает в совсем новых сегментах обучения — EdTech и корпоративном секторе — устоявшихся подходов пока вообще нет. Поэтому вопрос поиска проверенных принципов и методик, их обобщения в методологию стоит очень остро.

Увы — но готового универсального для всех руководства не существует. Мало того, исследовательская работа по педагогике часто не дружит с практической работой педагогов. Поэтому практикам остаётся самостоятельно искать и анализировать, во‑первых, какие есть исследования, чтобы применять в работе только научно проверенные подходы (это называется доказательным образованием). Во‑вторых, искать пусть и не проверенные научно, но успешные в практике коллег новые методы. А если практики всё это пытаются ещё и обобщить, то они занимаются не чем иным, как методологией педагогики. Пожалуй, это путь любого творческого педагога и методиста образовательных программ.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована