Образование
#Мнения

Крик души: профессора — не клерки!

Португальский профессор — о том, как современная культура цифровых коммуникаций мешает главному в академическом труде.

Кадр: фильм «Гарри Поттер и Кубок огня»

О нагрузке, которую создают современные гаджеты на тех, кто учится, сказано немало. Давно звучат призывы хотя бы ненадолго отказываться от них. Но что делать тем, кто учит? Ведь на них давление не меньше, а то и больше. О такой проблеме высказался профессор Европейского университета в Лиссабоне Жоао Баталхейро Феррейра в статье «Вымотаны и делаете недостаточно? Парадокс продуктивности современных академических кругов» на платформе ScienceDirect.

Жоао Баталхейро Феррейра

Профессор Европейского университета в Лиссабоне

Что не так с диджиталом в высшем образовании

Феррейра признаётся, что представлял профессорство романтически: он думал, что будет часами сидеть в библиотеке и готовиться к лекциям, проводить дни за исследованиями и вести неторопливые беседы со студентами. Как Толкин со знаменитых фотографий — пожилой профессор сидит под раскидистым деревом где-то в Оксфорде, мечтает о далёких мирах или придумывает новые языки.

Реальность оказалась далека от старых фотокарточек: Феррейра в какой-то момент осознал, что большую часть своей работы тратит на куда более тривиальное занятие — отвечает на электронные письма. Он подсчитал, что в течение шести месяцев 2020 года получал порядка 40 писем в день. Если потратить хотя бы пять минут на чтение и ответ, то выходит около трёх часов ежедневно. А ведь некоторые требуют не быстрого ответа, а вдумчивого. Да и кроме имейлов есть ещё переписки в мессенджерах — на «оперативное» общение с коллегами можно легко потратить минимум несколько часов.

Эксперт подчёркивает: эта беда, конечно, не только вузовская — она свойственна всем современным работникам умственного труда. Но ведь профессора не офисные клерки.

«Проблема в том, что академия — это нетипичная часть сектора умственного труда. Профессора должны создавать новое и полезное знание, которое добавит ценность для общества, и эта задача несовместима с тем, как работают организации — включая университеты, — которые управляют умственным трудом», — объясняет Феррейра.

То, чем занимаются учёные и исследователи, — глубокое погружение в работу (deep work), считает преподаватель. Такая работа подразумевает три компонента: её сложно повторить, она совершенствует личные навыки и добавляет ценность. А главное — требует сфокусированности. Отчасти это похоже на состояние потока, описанное Михаем Чиксентмихайи.

«Для профессора глубокая работа добавляет ценность. Возможность постоянно создавать новое и важное знание помогает профессору расти как профессионалу, который принимает участие в выполнении миссии университета. Однако к знанию нет простых тропинок. Вы не можете обойти путь к открытию, пониманию сложной идеи или инсайту так же, как и заснуть побыстрее. Глубокое погружение в работу требует времени и внимательности. Отдавать какой-то задаче всё моё внимание или просто сфокусироваться без раздражителей звучит настолько же странно для меня, как прислониться к дереву и помечтать об эльфах», — объясняет Феррейра.

Погрузиться с головой в работу, объясняет преподаватель, мешают сразу несколько факторов: спонтанность общения в цифровом пространстве, которое набирает всё большую популярность, и неверная культура управления. К этому добавляются постоянная усталость, высокий уровень тревоги и невыполнимые объёмы задач, в том числе (и во многом) административных.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Есть и ещё обстоятельство, которое косвенно связано с цифровой средой, — современное понимание продуктивности. Раньше, хотя учёные и считались продуктивными, они работали медленно. А мотивировало их простое удовольствие объяснить то, что их занимало. Для этого требовалось не только умение решать задачи, но и отвлечься — мыслить интуитивно, расслабленно. Что сложно сделать, когда на тебя валится огромный объём информации, а решения требуются здесь и сейчас. Кстати, эти идеи — не фантазии профессора: специалисты, которые изучают, как происходит инсайт, подтверждают, что для интеллектуальных озарений нужны определённые условия, а стресс им мешает.

«Продуктивность должна измеряться качеством и глубиной идей, а не тем, как быстро ты умеешь пользоваться очередным гаджетом», — заключает Феррейра.

Как изменить подход?

Профессор приводит в пример учёного Питера Хиггса, получившего Нобелевскую премию по физике в 2013 году.

«…Питер Хиггс признался в редком интервью, что вряд ли был бы достаточно продуктивным в современной академической системе. Хиггс известен своей „отключённостью“. У него нет компьютера или мобильного телефона — и уж тем более электронной почты. Редкое явление для современной нобелевской эры: Шведская королевская академия наук не могла связаться с Хиггсом, чтобы сообщить ему о награде. Им пришлось сделать публичное заявление прежде, чем они оповестили самого Хиггса».

Конечно, нобелевские лауреаты часто исключение из правил. Но это не значит, что с них не нужно брать пример. Наоборот, считает Феррейра, возможно, стоит использовать такое поведение как своеобразный шаблон. В конце концов, у кого ещё учиться профессорам-новичкам, если не у именитых коллег?

Феррейра привёл ещё один пример: олимпийский чемпион по фигурному катанию Нэйтан Чен прославился не только своими достижениями в спорте, но и тем, что не берёт смартфон на соревнования, чтобы не перегружать себя бесконечным прокручиванием ленты новостей. В этом есть важный урок, считает профессор: технологии требуют контроля, и если уж спортсмены не выдерживают таких цифровых нагрузок, то что говорить о преподавателях и учёных?

В итоге Феррейра делает радикальное предложение: «Пожалуй, университетам следует считать профессоров скорее когнитивными атлетами, чем гиперклерками с электронной почтой. Представьте, насколько по-другому будут выглядеть университеты, если серьёзно воспримут это предложение».

Кстати, Феррейра далеко не первый, кто восстал против «email-тирании» в академическом мире. Например, доцент Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт считает, что университетам стоит пересмотреть политику коммуникаций преподавателей со студентами, а эмерит-профессор Стэнфордского университета Дональд Кнут вступает в переписку примерно раз в полгода, и то — через своего секретаря. Такое ограничение он избрал именно ради непрерывной концентрации на исследованиях. Мы рассказывали об этом подробнее.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована