Образование
#статьи

Необычная практика: долой электронную переписку со студентами!

Одни призывают отвечать на сообщения студентов даже в выходные, другие считают, что преподаватели не должны тратить на переписку и рабочее время.

Фото: demaerre / Getty Images

Как преподавательница из США ограничила переписку

В 2014 году издание Inside Higher Ed рассказало историю доцента Спринг-Серенити Дювалль из Salem College (США). Однажды она составляла подробное описание учебного курса (расписание, содержание, критерии оценки и так далее), который должна была вести в другом вузе. Среди прочего ей необходимо было объяснить студентам правила общения с ней по электронной почте, но Дювалль вдруг осознала — она не хочет, чтобы студенты ей писали. И преподавательница решила вопрос радикально: запретила любые имейлы, кроме коротких запросов на личную встречу (напомним, речь идёт о доковидной эпохе, онлайн-встречи тогда не были так распространены, как сейчас).

В комментариях для IHE она объяснила, что просто устала тратить время на одинаковые письма с предупреждениями об отсутствии на занятиях, просьбами и стандартными вопросами. Тем более что большая часть ответов на них есть в том самом описании курса (которое чаще всего никто не читает), да и узнать всё можно на лекции или семинаре. А вот возможность пообщаться с учащимися лично, по её мнению, создаёт более дружелюбную атмосферу и даёт повод преподавателям и студентам узнать друг друга получше.

Дювалль отмечала, что запрет в итоге имел успех — только один студент из 48 всё же пожаловался на невозможность быстро задать простой вопрос вне занятия, но даже он назначил профессору встречу и с удовольствием пообщался с ней лично.

Как сложилась судьба запрета Дювалль в дальнейшем, неизвестно, однако она отмечала, что, как и все преподаватели, постоянно пробует новое, учится на своих ошибках и меняет те правила, которые оказываются неэффективны.

История профессора, который вообще отказался от электронной переписки

«Я счастливый человек с 1 января 1990 года — с тех пор как у меня нет адреса электронной почты», — написал на своём сайте преподаватель Дональд Кнут. Позволить себе такую роскошь с отказом от электронных коммуникаций в наше время может себе не каждый «простой смертный», тем более среди специалистов в сфере образования, да ещё и во времена пандемического дистанта. Однако Кнут до сих пор стойко придерживается своего правила: никаких имейлов.

Кнут — эмерит-профессор Стэнфордского университета, преподаватель и идеолог программирования, автор всемирно известных книг, посвящённых основным алгоритмам и методам вычислительной математики. Он хорошо известен по всему миру, и в России тоже: Кнут является иностранным членом Российской академии наук и почётным профессором СПбГУ. Список его регалий можно продолжать очень долго.

Конечно, отказ от электронной почты можно было бы посчитать просто прихотью известного и талантливого человека. Однако Кнут привёл разумные аргументы. На своей страничке он объяснил, что электронная почта очень удобна для тех, кто старается держать всё под контролем. Но его работа в качестве исследователя заключается вовсе не в этом, а в достижении совершенства в своём деле.

«То, что я делаю, занимает множество часов исследований и непрерывной концентрации. Я стараюсь изучить определённые сферы компьютерных наук тщательно, потом я стараюсь переработать мои знания в форму, которая доступна для людей, не имеющих времени на такое изучение. С другой стороны, мне необходимо общаться с тысячами людей по всему миру, когда я пишу книги. Я также хочу отвечать людям, которые читают эти книги, у которых есть вопросы или комментарии. Моя цель — общаться рационально, в „пакетном режиме“: примерно один день раз в шесть месяцев», — объяснил Дональд Кнут.

Фото: David Shamma / fkickr

Студентам, читателям и почитателям профессор предложил писать на адрес его университетского офиса. Если такой возможности у адресанта нет, то Кнут всё же предлагал адрес электронной почты. Правда, читал письма не сам профессор, а его секретарь. Кнут отметил, что принимает и понимает только имейлы с найденными в его книгах ошибками, потому что это важно, а остальные сообщения он терпеть не может. В ответ на просьбу не беспокоить его по пустякам преподаватель обещал и сам никого не беспокоить без крайней необходимости.

Почему один профессор предлагает снять с преподавателей имейл-нагрузку

Казалось бы, в наши дни уж точно никуда не деться от переписки по электронной почте и в мессенджерах. Более того, современные студенты настроены ещё и на очень быстрое получение ответов. Директор Института онлайн-образования Финансового института при Правительстве РФ, заведующая кафедрой «Цифровизация образования» Галина Можаева на конференции eSTARS рассуждала по поводу ситуации, когда преподаватель утром в воскресенье видит в своей почте сообщение, которое студент написал в два часа ночи. Что делать — отвечать? По её мнению, отвечать нужно, потому что это потребность нового поколения. А вот дальше, конечно, стоит пускать в ход воспитательные механизмы, приучать к цифровой этике, к культуре коммуникаций.

А вот доцент Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт считает, что университетам стоит пересмотреть политику коммуникаций преподавателей со студентами в другую сторону: преподаватели не должны тратить своё время на переписку. Такую позицию он выразил в своём эссе «Делают ли имейлы профессоров глупыми?». Оно было опубликовано в издании The Chronicle of Higher Education в 2019 году.

Ньюпорт отметил, что роль университетских преподавателей изменилась — если раньше они были «отшельниками»-исследователями, то теперь превратились в менеджеров среднего звена, и это совсем не здорово. Виной всему — новые технологии, «достаточно простые» в использовании, чтобы университеты отказались от административной прослойки (например, ассистентов, секретарей) и переложили её обязанность на высококвалифицированных сотрудников. В результате профессора всё чаще занимаются «бюрократией» вроде ответов на бесконечные письма от студентов, чем реальной научной работой. Но их изыскания были бы куда эффективнее, если бы они по примеру Дональда Кнута не отвлекались на пустяки, считает Ньюпорт.

У университетов, объясняет он, в отличие от мира бизнеса, есть уникальная возможность стать позитивным примером в приучении к концентрации, отказе от ненужных «отвлекающих» дел и сосредоточении на действительно сложной работе.

«Кнут свободен, чтобы сосредоточенно думать о самых главных и специфичных аспектах его работы, иногда часами, отрешённый от тяги его почтового ящика и „неотложных“ задач. Если и есть профессиональный контекст, в котором такое положение вещей должно быть стандартным, — это академия», — пишет Ньюпорт.

Фото: Vinnikava Viktoryia / Shutterstock

Противники такой точки зрения могут возразить, что отказ от лёгких форм коммуникации потребует от вузов финансовых расходов, ведь кто-то же должен вести переписку, но на это Ньюпорт отвечает: а не тратят ли вузы больше на непродуктивных высококвалифицированных сотрудников, которые вместо блестящих научных работ, требующих огромной концентрации, занимаются административной работой? По его мнению, для этого университетам придётся пересмотреть не только бюджет, но и саму академическую структуру. Своё эссе Ньюпорт завершил предположением, что хотя решение Дональда Кнута сосредоточиться на исследованиях, а не на переписке со студентами и может показаться эксцентричным, но, возможно, именно оно спасёт жизнь академии.

Заметим, что рутинную переписку с ответами на действительно типовые повторяющиеся вопросы (расписание, правила, расположение корпусов университета и так далее) можно автоматизировать и поручить чат-ботам, а вот как быть с более сложными персональными вопросами? Например, о выборе темы курсовой работы или каких-либо сложностях в освоении предмета. Ведь секретарь или помощник всё равно, скорее всего, обратится за пояснением к преподавателю, а переводить обсуждение таких вопросов всякий раз в формат личной или онлайн-встречи со студентами по примеру доцента Спринг-Серенити Дювалль кому-то, наоборот, ещё неудобнее, чем отвечать на письма.

Освойте топовые нейросети за один день. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована