Образование
#статьи

Как учить развлекая: инсайты и полезные советы

Смешные ролики про химические элементы и рэп для уроков английского — педагоги и специалисты из медиаиндустрии поделились своими методами вовлечения.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Современный мир, с чем, как правило, согласно образовательное сообщество, требует новых подходов к обучению. Да и современные ученики и студенты очень редко готовы внимательно слушать лекции, что стало особенно заметно в дистанционном и смешанном обучении. Педагоги вынуждены искать всё новые и новые способы вовлечь учащихся в образовательный процесс. И многие из них действительно работают.

Однако, если учитель всеми силами пытается захватить внимание ученика, не превратится ли урок рано или поздно в развлекательное шоу? Не потеряется ли за увлекательностью образовательный результат? Какие способы вовлечения не только не повредят глубине знаний, но и, наоборот, повлияют на неё положительно? Эти и другие вопросы рассмотрели спикеры международной конференции EdCrunch Glocal на сессиях «Невозможно оторваться: советы от индустрии медиа и развлечений в сфере образования» и «​​Урок как образовательное приключение: какие инструменты действительно работают». А мы собрали главные инсайты и советы, которые прозвучали в выступлениях экспертов.

Любить свой предмет и заражать этой любовью других

Литературовед, писатель и бывший учитель литературы Артём Новиченков считает, что ученики, по сути, остались теми же. Но их окружает гораздо больше соблазнов, по сравнению с предыдущими поколениями: Netflix, видеоигры, соцсети, которые всегда находятся под рукой и обеспечивают мгновенный прилив «гормонов радости». Чтобы помочь ребёнку сделать выбор в пользу учёбы и развития, педагог должен показать ему, что удовольствие можно получать не только от развлечений на экране. Что есть деятельность, которая требует умственных усилий, но при этом дарит радость новых открытий.

В этом, по мнению Артёма, очень важна личность педагога. Если он сам любит свой предмет и умеет рассказывать о нём так, чтобы ученики заражались этой любовью, видели, как эти знания связаны с миром вокруг них, то в таких условиях возникает интерес, который сильнее простых искушений.

Учить в виртуальной реальности

Этот совет может показаться довольно радикальным. Однако Фрэнк Чиндамо, основатель и президент американской киношколы Virtual Film School, уверен, что занятия в VR дарят множество преимуществ. Ключевым достоинством виртуального пространства эксперт считает полный эффект присутствия — у студентов просто нет возможности отвлечься.

Сидя в классе, они могут переписываться на смартфоне, а на дистанте совершенно ничто не мешает включить сериал параллельно с лекцией. Тогда как в VR человек активно участвует в происходящем или, по крайней мере, внимательно наблюдает. К тому же, по словам Фрэнка, этот формат дарит свободу: студенты сами выбирают виртуальное окружение и могут учиться хоть в концертном зале, хоть на Марсе. И эта свобода, в свою очередь, помогает фокусироваться на творческих задачах и успешно их выполнять.

Применять интерактивные элементы

Фёдор Елютин, основатель театрально-продюсерской компании «Импресарио», считает, что вовлечение невозможно без интерактивности. По его словам, зачастую сложно сохранять внимание на протяжении даже 40 минут лекции или вебинара, потому что вокруг может действовать очень много отвлекающих факторов — от закипающего чайника до уведомлений на смартфоне. Однако если сделать учащегося активным участником процесса, добавить взаимодействие — например, задать вопрос, вызывающий дискуссию, или устроить опрос или голосование, то это поможет сохранить фокус на обучении.

Что интересно, по словам Фёдора, действия и решения учащихся необязательно должны приводить к каким-то реальным последствиям. Как показывает его опыт проведения интерактивных спектаклей, зрителям для вовлечения хватает даже видимости того, что их решения влияют на ход пьесы.

Использовать приёмы драматургии

Директор и сооснователь коммуникационной компании «Меркатор» Андрей Скворцов уверен, что драматургия необходима не только для создания качественного медиаконтента, но и для вовлечения учеников. Цепляющая завязка, нарастание драматического конфликта и его разрешение — эти элементы можно ввести в структуру урока. Однако Андрей предупреждает о том, что сама по себе захватывающая история не гарантирует, что у зрителей или слушателей в голове останутся знания.

Не бояться экспериментировать

Учитель английского языка и методист из Франции Джейсон Левин утверждает, что часто педагоги объясняют ученикам новую тему, не создав для этого соответствующий фундамент. В итоге школьникам сложно сосредоточиться на информации, и о получении глубоких знаний говорить не приходится.

Чтобы справиться с этой сложностью, перед тем как переходить к следующей теме, Джейсон сочиняет и записывает рэп-композицию, в которой звучат соответствующие слова и речевые конструкции. Ребята вне школы могу слушать трек и без особых усилий знакомиться с материалом. А на уроке — разбирать вместе с учителем, как именно здесь действует грамматика.

Сертифицированный учитель Национального совета США и автор пособия The Google Infused Classroom Холли Кларк преподаёт историю и тоже использует рэп, но предлагает самим учащимся написать трек на определённую тему. И не только: ученики Холли рисуют комиксы и записывают тиктоки, зачастую прямо в классе. Спикер считает, что такие творческие методы гораздо эффективнее для анализа и осмысления информации, чем, скажем, составление саммари по прочитанной книге. Также Холли замечает, что, вовлекая учеников в подобную активность, важно показать собственный пример и не предлагать ничего, что учитель не сможет сделать сам.

Разговаривать с учениками — и слушать их

Казалось бы, разговаривать и слушать — банальный совет. Но на самом деле вся соль в том, как это делать. Учитель химии Улан Усенов тоже творчески подходит к вовлечению учеников и снимает тиктоки на тему химии, как смешные, так и образовательные. Он отмечает, что юмор тоже помогает в обучении, так как, чтобы понять шутку, например, о взаимодействии определённых веществ, школьнику нужны знания, и он самостоятельно идёт искать информацию.

Однако основополагающим принципом вовлечения в учёбу Улан считает создание в классе безопасной и доверительной атмосферы как для ученика, так и для учителя. По его словам, ученик не должен бояться ошибиться, задать вопрос или попросить объяснить иначе. А учитель не должен бояться, что покажется глупым, предлагая активности или делая смешные видео.

Эта атмосфера, утверждает эксперт, рождается только благодаря личному общению с каждым учеником. Поэтому Улан советует каждый день разговаривать хотя бы с одним ребёнком: встретив в библиотеке или столовой, спрашивать, как прошёл день, интересоваться его увлечениями и так далее.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована