Образование Корп. обучение
#статьи

Альфи Кон: поощрения за учёбу могут вызвать обратный эффект — демотивацию

Разбираемся в идеях учёного, который давно призывает пересмотреть взгляды на награды в учёбе и считает, что они не лучше наказаний.

Иллюстрация: Museums Victoria / Unsplash / Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media

Самая продуктивная мотивация, считают психологи, — это внутренняя. Однако чаще всего людей приходится вовлекать в процесс и уговаривать не останавливаться на достигнутом инструментами внешней мотивации — отметками, наградами, формирующей обратной связью. Кажется, что это позитивное влияние, но на деле они могут оказывать обратный эффект, утверждает известный американский психолог и учёный Альфи Кон в своей книге «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками».

Почему так? В этой статье кратко пересказываем его идеи:


Почему награды стали данностью

Главной проблемой поощрений Кон считает то, что «такая практика представляет собой, по сути, не что иное, как стремление контролировать людей». Как и наказания, награды призваны побудить или принудить других сделать то, что они не стали бы делать по собственной воле. Конечно, они сработают, если цель — поддерживать определённый порядок. А вот для развития самостоятельного мышления учеников или высокого качества работы сотрудников что поощрения, что угрозы будут бесполезны.

Почему же тогда награды так популярны? Кон объясняет это привычкой: людей с детства поощряют за «хорошее поведение», качественно выполненное задание или выученный урок. Во взрослом возрасте это продолжается: сотрудникам раздают бонусы за хорошую работу, а начальников мотивируют опционами. Награды за подчинение требованиям воспринимаются как «принцип устройства мира» и «фундаментальный закон человеческих отношений», пишет Кон.

Формула «сделай вот так — и получишь вот это», закрепившаяся в коллективном сознании, размышляет Кон, — популярная, массовая версия бихевиоризма. Один из главных элементов этой теории — оперантное обусловливание: если за конкретным действием следует поощрение, то это действие с большей степенью вероятности повторится. И хотя сам бихевиоризм по большому счёту ушёл в прошлое, уступив таким направлениям, как когнитивизм, эта его популярная версия до сих пор правит нашими умами, считает Кон.

Однако даже «просто предполагать, что мы учимся или работаем лишь ради награды (а ведь именно так считают даже менее радикальные бихевиористы, чем Скиннер), не просто неверно, но именно что унизительно», — утверждает Альфи Кон.

Почему же такое понимание человеческой природы, по мнению Кона, неверно?

Альфи Кон
Фото: Wikimedia Commons

Почему в обучении награды не работают

Некоторые современные психологи всё ещё относятся к людям как к «инертным объектам», «пассивным существам, чьё поведение необходимо стимулировать с помощью разнообразных поощрений», отмечает Кон. Однако «всё больше исследователей осознают, что нам, людям, от природы свойственно любопытство по отношению к самим себе и окружающей среде, мы намеренно ищем и преодолеваем препятствия, стремимся приобрести новые навыки и компетенции, выйти на новый уровень сложности в том, что изучаем или делаем».

Люди предпочитают автономность наградам

Именно такой взгляд на человека представлен в разработанной психологами Ричардом Райаном и Эдвардом Деси «теории самодетерминации» (self-determination theory). Это учение предполагает, что гораздо сильнее любых внешних стимулов нами движет тяга к взаимной связи с другими людьми, к осознанию своей компетентности, но главное — к автономности, то есть самостоятельности в принятии решений.

«Нам важно до известной степени контролировать собственную жизнь, иметь возможность выбирать будущее, — комментирует эту теорию Альфи Кон. — При прочих равных условиях нам менее интересны те виды деятельности, в которых мы чувствуем себя пешками».

По Райану и Деси, награды помогают людям лучше осознать, каких результатов они достигли, но и показывают контроль над ними. «Чем сильнее мы ощущаем это, тем с большей вероятностью теряем интерес к этой деятельности», — говорит Альфи Кон.

В подтверждение своих слов учёный приводит целый ряд исследований и экспериментов. Причём всем им уже больше полувека:

  • Эксперимент Луизы Миллер в 1961 году. Когда ещё сохранял свою популярность бихевиоризм, исследовательница из Университета Кентукки попросила 72 девятилетних мальчиков отыскивать отличия на похожих рисунках. Некоторым за успех давали денежную награду, а другим просто сообщали, верно ли они ответили. Миллер думала, что дети, которые ожидали награды, будут отвечать лучше. Но оказалось, что те, кто стремился заработать, ошибались гораздо чаще.
  • Эксперимент Эдварда Деси в 1971 году. Студентам предлагали научиться придумывать газетные заголовки, соответствующие заданным правилам. Те, кому платили за каждый готовый заголовок, перестали улучшать результаты, а не получавшие денег участники эксперимента работали всё лучше.
  • Исследование Карла Вьести в 1971 году. Испытуемых студентов просили посмотреть на страницу и выбрать шаблон, наименее схожий с двумя другими на этой же странице. Выяснилось, что те, кому не предлагали поощрение, справлялись гораздо лучше тех, кому обещали материальное вознаграждение. При увеличении суммы приза результаты не изменились.

К началу 1980-х, по словам Кона, уже никто «не взялся бы утверждать, что лучший способ заставить людей хорошо работать — это предложить им пряник».

Исследования из раза в раз показывали: предложенное поощрение отвлекает испытуемых от задания и сопровождается «более низкой интеллектуальной активностью» испытуемых. Альфи Кон предполагает, что получатель пряника думает примерно так: «Если им приходится придумывать для меня мотивацию, значит, по доброй воле я вряд ли захотел бы это делать».

Ссылаясь на статью психолога Кеннета Макгроу, Кон обозначает два условия, при которых поощрения будут иметь негативное влияние на результат:

  • Задача и так достаточно интересна для исполнителя, и поощрение становится избыточной мотивацией.
  • У задачи нет очевидного решения. Из этого следует, что награды вредны, когда применяются для стимулирования творческой деятельности, заключает Кон.

Эффект от наград временный

Если награды и имеют эффект, то недолгий. Например, в одном эксперименте в течение двенадцати дней школьники получали награду за то, что играли в конкретные математические игры. Дети сначала бросились в них участвовать, но в какой-то момент им перестали давать награду, и тогда их интерес быстро угас — причём оказался даже ниже, чем у контрольной группы, которая изначально никаких наград не получала. Это происходит не только с детьми, но и со взрослыми, показывает другое исследование.

Фото: mall365 / Shutterstock

Награды не вызывают настоящих эмоций по отношению к занятию

Как правило, поощрения не меняют отношения и эмоциональной реакции человека, которыми определяется его поведение, отмечает Альфи Кон.

«Чем активнее мы применяем [поощрения], тем больше они нам требуются в дальнейшем. Чем чаще я предлагаю вам пряник, если вы будете делать то, чего я хочу, тем больше я стимулирую вас реагировать на этот пряник, а потом и требовать его от меня».

Вредными, по Кону, могут быть и другие виды внешней мотивации, ограничивающие нашу самостоятельность, такие как угрозы, приказы, наблюдение с целью контроля, ожидание оценки, ограничения по времени и даже конкуренция.

Как избежать наград в учебном процессе

Психолог предлагает создать стимулирующую среду, которая предоставит «чёткие и полноценные варианты выбора» и максимально увеличит вероятность того, что у ученика или сотрудника возрастёт интерес к порученному делу. Но как создать такую среду?

Отказаться от оценок и изменить подход к обратной связи

Одна из самых очевидных форм поощрения в учебном процессе — отметки. Отметочную систему неоднократно критиковали, и не просто так: она, считает психолог, всего лишь распределяет учащихся по кастам, «из которых почти нет возможности вырваться». При этом отметки зачастую субъективны, отмечает Альфи Кон. Это, кстати, подтверждалось не только зарубежными, но и российскими исследователями.

Учёный призывает полностью отказаться от отметок, но поскольку в ближайшее время системы образования во всём мире вряд ли на это пойдут, он предлагает ряд советов по минимизации их вреда:

  • ограничить число заданий, за которые выставляются отметки;
  • сократить число возможных отметок всего до двух (например, «отлично» и «не закончено»);
  • не выставлять оценки по принципу рейтинга;
  • никогда не выставлять отметки в процессе освоения материала. Пока новое знание не усвоено до конца, учащимся нужно дать «время посомневаться и поосторожничать»;
  • привлекать учеников к процессу оценивания. Пусть ученики вместе с вами продумают критерии, по которым можно будет определить, насколько они успевают в учёбе, а затем сами оценят себя «в разумных с точки зрения практики пределах». Стоит привлекать учащихся и к обсуждению остальных нововведений.

Однако Альфи Кон предупреждает: дело не в самих оценках, а в оценивании вообще. Даже сам факт оценивания обычно неприятен людям. Причём не только ученикам, но и тем, кто учит, — например, какому педагогу или преподавателю нравится оценивание со стороны администрации? Казалось бы, можно перейти на куда более эффективную обратную связь. Но и тут есть подвох, объясняет Кон:

«Обратная связь лучше оценивания, но это не означает, что она всегда конструктивная. На самом деле, как показывает самый полный обзор исследований, включая более 600 сравнений экспериментов, даже самый ясный фидбэк часто оказывает негативный эффект на продуктивность. И даже если этот эффект положительный, его значение может быть небольшим, а результаты учёбы поверхностными».

Психолог приводит пример: иногда по результату работы уже понятно, получилась ли она или нет — если вы посадили цветок, то либо увидели росток, либо не увидели. Это же относится, например, к рассказу — вам либо удалась его концовка и читатель удивился ей, либо нет. Комментировать, как хорошо сделана работа, в этом случае будет бесполезным, это только отвлечёт учащегося и переключит его внимание с процесса работы на желание добиться похвалы.

Как и отметка, обратная связь не должна быть «финальной», считает Альфи Кон, она скорее будет полезна на промежуточных этапах, даже если эта обратная связь формирующая. Больше того, хорошая обратная связь — не награда в виде похвалы, а вопрос. «В идеальном сценарии это предоставление информации по запросу её получателя. В целом эффективные преподаватели и менеджеры гораздо больше спрашивают „Чем я могу помочь?“ и „Что вам нужно знать?“, чем [что-то] говорят».

Построить увлекательный учебный процесс

Отказ от оценок — не единственное условие создания стимулирующей среды. Альфи Кон также предлагает выстроить такой учебный процесс, чтобы он вызывал интерес у учеников, как юных, так и взрослых. А для этого соблюдать несколько принципов:

  • Обучение должно быть деятельным. «Не только маленькие дети, но и взрослые, как правило, учатся эффективнее, когда есть возможность рассмотреть, потрогать и сделать что-то, чем когда они просто сидят за партой и слушают», — поясняет Кон.
  • У каждого задания должна быть понятная цель. В одном исследовании, замечает Кон, неспособность учителя донести смысл тех или иных упражнений оказалась главной причиной низкого интереса учеников к этим заданиям.
  • В учениках нужно пробуждать любознательность. Кон, ссылаясь на ещё одно исследование, предупреждает: «Идеи, которые слишком сильно расходятся с бытующими взглядами, люди чаще всего ставят под сомнение или отвергают; идеи, созвучные уже имеющейся информации, просто игнорируют».
  • Ученикам нужно подавать пример. Педагог может, к примеру, признавать, что чего-то не знает, или проявлять упорство, чтобы сделать что-то, что не получается с первого раза.
  • Преподавателю стоит приветствовать ошибки. Опытному учителю ошибки раскрывают ход рассуждений учащегося. А ещё важно понимать, что ученики, которые боятся допустить ошибку, реже просят о помощи.
  • Конкуренцию стоит заменить на работу в команде. Альфи Кон рекомендует предлагать ученикам работать в команде вместо того, чтобы «сталкивать лбами и разводить по углам». Важно помочь им привыкнуть обращаться друг к другу, если у них возникнет идея или вопрос.

Изменить содержание программы

Конечно, одним только изменением среды не обойтись, стоит также подумать и о содержании самой учебной программы. Неинтересные задания вызывают здоровую реакцию — нежелание их выполнять. И вместо того, чтобы наказывать учеников за «несоблюдение дисциплины», стоит сделать увлекательнее сами упражнения, считает Альфи Кон.

Начать стоит с оптимизации уровня сложности самих заданий: они должны быть не настолько просты, чтобы человек заскучал, выполняя их, и не настолько сложны, чтобы он испугался провала. Это именно то, чему учит социальный конструктивизм Льва Выготского и теория потока Михая Чиксентмихайи.

Помимо этого, внутренняя мотивация, по Кону, расцветает, когда ученики получают разнообразные задания. Это сглаживает неравенство между людьми, ведь у каждого есть навыки, которые развиты лучше, и те, что послабее, и разнообразные типы заданий позволяют разным людям проявлять свои сильные стороны. А ещё можно давать разные задания разным ученикам или группам. «В конце концов, если не все в аудитории делают одно и то же, меньше вероятность спровоцировать социальное сравнение», — поясняет психолог.

Наконец, поможет приукрашивание заданий: те же элементы геймификации добавят им привлекательности. Например, курс по программированию может быть выстроен вокруг фантастического сюжета.

«Я понимаю, что людей, для которых использовать поощрения — дело привычное и само собой разумеющееся, приведённые в этой книге свидетельства ненужности наград могут сильно расстроить. Честно говоря, я очень надеюсь на это», — подытоживает Альфи Кон. При этом он успокаивает тех, кто до сих пор жил с привычными установками: любой, кто ставит под сомнение свои глубоко укоренившиеся паттерны, проявляет те мужество и гибкость, которые и должны быть присущи хорошему педагогу или родителю.

Научитесь: Soft Skills for Hard Times Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована