7 причин использовать Minecraft в образовательном процессе
Игра может стать отличной площадкой для взаимодействия с учениками или студентами ― и помочь донести даже очень сложный материал.
Изображение: официальный арт к игре Minecraft: Education Edition
Контекст
Minecraft — компьютерная игра, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном. В игре нет целей или сюжета, каждый игрок может создать собственный мир — и конструировать в нём всё что угодно из трёхмерных объектов-кубиков. Играть при этом можно как в однопользовательском, так и многопользовательском режимах. В 2016 году вышла специальная версия Minecraft: Education Edition, разработанная для педагогов и школьников.
Minecraft уже больше восьми лет используется учителями и преподавателями по всему миру. Во время пандемии игра начала получать известность и в российской системе образования. Причём инициаторами нововведений стали в основном не взрослые, а школьники и студенты.
Что же делать в игре учителям и преподавателям? Вот несколько идей, которые уже опробованы на практике.
Создать с учениками совместный проект
Учительница физики из Кемерова Екатерина Шинкоренко во время первого локдауна 2020 года обратилась к ученикам своего физико-математического класса с вопросом: «Что будем делать?» Ребята предложили ей заглянуть в Minecraft, где они уже начали строительство собственной школы.
Екатерина с удовольствием присоединилась и помогла ученикам сделать игровую школу более приближенной к реальности. Например, в виртуальном классе появилась возможность посмотреть подготовленные учительницей презентации по физике, образовательное видео или послушать лекцию. Вдохновившись первым опытом, Екатерина предложила проводить виртуальные лабораторные модели и добавить разных интерактивных фишек, которые она подсмотрела у зарубежных коллег.
«Это новые возможности и для детей увидеть образование в игре, и для учителя, который в игре ищет что-то, чем можно детей дополнительно заинтересовать», — считает педагог.
В Minecraft ребята также проводили опыты, изучали школьную программу. Совместно с учителем они создали видеопрезентацию, где показывают свой мир, какие роли в нём выполняют и что там доступно.
Показать то, что в жизни так просто не увидишь, и заинтересовать наукой
В 2015 году студенты британского Университета Халла (University of Hull) представили собственную версию игры, которая показывает строение молекул и позволяет изучать разные отделы химии или биологии. Игрок может виртуально перемещаться по молекуле, прочесть небольшую справочную информацию, а заодно, поскольку это всё-таки игровой мир, — наткнуться на парочку сундуков с сокровищами. В поисках этих сокровищ «гулять» по протеину куда интереснее, чем просто так.
В подготовке студентам помогал старший лектор университета, доктор Марк Лорч. В беседе с BBC он отметил, что эксперимент Minecraft произвёл должный вау-эффект не только на студентов, но и на школьников. Проект, который назвали MolCraft (соединив слова «молекула» и «Майнкрафт»), начали тестировать в старших школах Лондона в рамках программы сотрудничества с университетом. Теперь он общедоступен в библиотеке Minecraft Education.
«Если мы даём [молодым людям] эту информацию в мире Minecraft и показываем, как её найти, то они с куда большей вероятностью пойдут это делать, чем если бы я просто предложил им презентацию в PowerPoint», — подчеркнул Лорч.
Привлечь к учёбе даже самых нерадивых
Учитель математики и научных дисциплин из Австралии Стивен Эльфорд три года пользовался Minecraft как обычный геймер, а потом решил использовать её на своих занятиях. Например, предлагал ученикам «пройтись» по клетке животного и собрать информацию об органеллах. А ещё построил миниатюрную версию Мельбурна, где можно не просто гулять, но и провести раскопки на одном из участков города, попробовав себя в роли археолога. Найти там самые разные «сокровища», и не только древние кости, а ещё и банки с конфетами.
Эльфорд привлёк к игре и ребят помладше, и подростков. Например, пятнадцатилетних учеников за работу на уроках математики он вознаграждал различными бонусами в виртуальном мире. Это мотивировало даже нерадивых учеников. Эльфорд рассказал изданию PC Gamer об одном из них — школьник никогда не славился отличной учёбой, да и домашние задания сдавал редко.
«Он написал мне письмо на обратной стороне листочка с домашним заданием: „Эльфи, я ненавижу тебя. Да нет, просто шучу. Я сделал домашку и не понимаю, почему. Я не понимаю, почему ты заставил меня это сделать и как ты меня заставил“. Он сам выбрал выполнить задания, чего до этого никогда не случалось», — рассказал педагог.
Так почему же ученики так любят Minecraft? Эльфорд предлагает такое объяснение: это открытый мир, в котором можно делать всё что угодно, он ограничен только воображением. Кстати, свой опыт педагог масштабировал: теперь во многих австралийских школах учат и учатся с помощью игры.
Научить школьников математике на задачах из реальной жизни
Американский учитель математики Дастин Делфин предложил поиграть в Minecraft шестиклассникам. Умение решать задачи, которые он поставил перед ними в игре, очень пригодится им во взрослой жизни.
Детям нужно было спланировать город и здания в нём по заданным параметрам (например, оранжевое стекло должно занимать столько-то процентов от общей площади здания, а белой краской нужно покрасить 27/38 этой площади).
Затем дети решали, какую карьеру хотели бы выбрать, и вычисляли, сколько будет стоить их обучение (то есть какой объём образовательного кредита им потребуется), какой у них будет доход и так далее.
На основании этих данных они могли купить в созданном игровом мире землю, построить свой дом и даже сделать для него страницу, похожую на сервис Zillow (американский аналог ЦИАН), где подробно расписать информацию о своём владении через серию алгебраических уравнений. В итоге симуляция реальной жизни превратилась в Minecraft Math City, целый виртуальный город со студентами-жителями.
Педагог считает, что это позволило включить детей в учебный процесс, да и приблизить их к реальной жизни — потренироваться решать задачи, которые ждут их в будущем.
Кстати, виртуальные «деньги», которыми школьники расплачивались за свои покупки в игре, они зарабатывали правильным выполнением заданий. Чем лучше справишься — тем больше «разбогатеешь».
Помочь запомнить сложный материал
Школьный учитель истории из Алма-Аты Болат Мунбаев во время пандемии предложил своим ученикам из шестых и седьмых классов построить в Minecraft Берельский курган. Конечно, это была практика — закрепление теоретической части, которую детям уже дал учитель. Возводили историческое сооружение в виртуальном мире сами дети, а педагог следил за их успехами через встроенную камеру (такая возможность в Minecraft тоже есть). Мунбаев отметил, что ученикам куда проще было запомнить информацию о строении кургана, когда они сами его создавали. Да и процесс ребятам очень нравится.
Впрочем, казахстанские школьники воссоздают не только курганы, но и целые битвы. Для этого им приходится сконструировать определённую местность, военную атрибутику, животных, а потом и самим разделиться на армии и сразиться друг с другом.
«Уроки истории Казахстана в Minecraft — это, наверное, лучшее, что могло с нами случиться. Например, мы воспроизводили Джунгарскую битву. Мы читали текст в учебнике и не очень поняли, каким образом [казахи в этой битве] победили. А когда мы всё сделали на практике, нам стало гораздо понятнее», — рассказал один из учеников Болата Мунбаева телеканалу «Хабар 24».
Устроить экскурсию и создать собственный музей
В образовательных целях игру используют не только учителя, но и организации. Например, в 2016 году Музей Лондона воссоздал в мире игры виртуальную модель английской столицы XVII века — до Великого пожара 1666 года. Она включает в себя три карты: город до пожара, во время и после. В каждой локации пользователь может принимать непосредственное участие в жизни Лондона — и бродить по улицам, и тушить огонь, и помогать восстанавливать его после катастрофы. Заодно игроки узнают, что привело к трагедии, как она разворачивалась и навсегда изменила облик мегаполиса.
Minecraft используют и другие музеи, например, Музей Альберта и Виктории создал свою копию из игровых блоков, галерея Tate разработала несколько игр на основе знаменитых картин из своей коллекции. Да и российские музеи не отстают: в 2020 году собственную копию в Minecraft презентовал музей-заповедник «Царицыно». Игроки могут не только исследовать пространство, но и посещать виртуальные события.
Создать музей и наполнить его знаменитыми артефактами или просто полезными для учёбы объектами может любой. А мировая практика уже знает случаи, когда школьники водили по виртуальному миру экскурсии, так что дело за вдохновением и учебным материалом.
Кстати, музеями дело не ограничивается. Так, петербургский БДТ провёл в своём виртуальном филиале в Minecraft премьеру чеховского «Вишнёвого сада».
Проявлять инициативу и объединяться
Во многом именно идея объединения заставила российских школьников и студентов «восстановить» свои школы и вузы в виртуальном мире.
Во время локдауна 2020 года собственные «филиалы» в Minecraft появились у десятков российских университетов — на дистанте студенты скучали по офлайн-общению в стенах вуза. Но подобные проекты возникали и до пандемии. Например, на историческом факультете СПбГУ игровая версия университета появилась уже к весне 2020 года, после создания вузовской киберлиги.
Но ключевым на российском пространстве стал проект НИУ ВШЭ — HSE Minecraft. Создали его студенческие организации вуза Alma Mater, Movement, а также независимый паблик «Sправедливость». Первым этапом проекта стало строительство в Minecraft в марте 2020 года копии комплекса, расположенного в Москве на Покровском бульваре, а уже через пару месяцев провели его торжественное открытие с участием ректора «Вышки». В течение года там проводили лекции, конференции и другие онлайн-мероприятия, а команда проекта взялась за коллаборации — например, организовывала мероприятия в виртуальном мире для «Смешариков», ресторанов «Теремок» и «Тануки», девелопера ЦДС. Она же воссоздала в Minecraft копию музея «Царицыно».
Счёт переместившихся в игру российских вузов идёт уже на десятки. И это не только хороший повод «засветиться» в новостях и покрасоваться перед абитуриентами, отмечают представители ВШЭ.
«Главный вывод из этой активности такой: для школьников и студентов Minecraft — естественная среда обитания, и проникновение образовательной составляющей в эту среду — разумный и дальновидный ход», — подчеркнули они.