Образование
#статьи

Необычная практика: как с помощью ученических музеев развивают самостоятельность

За поиском сокровищ стоит важная педагогическая модель, использовать её можно в любой дисциплине. Вот реальные примеры и советы на их основе.

Оля Ежак для Skillbox Media

Однажды в американском городе Милуоки открылся необычный музей войны за независимость США. На торжественной церемонии гостей встречали его создатели — ученики средней школы Бейсайд в костюмах американцев колониальных времён.

В качестве гидов-экспертов они провели родителей и жителей города по пятнадцати тематическим выставкам. Например, гости заглянули на экспозицию «Колониальная жизнь». Здесь ученики разместили макет жилища колониальной эпохи: кухонный стол, камин и верёвочную кровать. Комната была уставлена артефактами, среди них и маслобойка, и прялка, и мушкет. Часть объектов для выставки предоставил местный музей, а некоторые школьники создали сами. Рядом с экспонатами — карточки, подробно объясняющие, как жизнь современных американцев отличается от жизни их предков.

Каждая выставка отвечала на важный вопрос: «Какова была роль женщин в войне за независимость?», «Какое значение в войне имели средства коммуникации?», «Как технологии того времени повлияли на исход войны?»

И учителя, и ученики, и родители остались под впечатлением от события. «Это было здорово! Было очень весело, нам пришлось придумывать разные идеи, чтобы у нас получилось то, что мы задумали. Мы проверили наши знания на прочность», — сказал один из организаторов музея, шестиклассник Бронвин.

А учитель Мэнон Гетфорд и вовсе запомнит этот опыт на годы. Спустя десять лет он скажет: «Тот музейный проект научил меня не думать о том, какими должны быть финальные работы учеников, и вместо этого оставаться открытым тому, к чему они сами могут прийти при некоторых изначальных требованиях».

Зачем школам идти в музеи, а музеям — в школы

Создание музея учениками — один из примеров объектно-ориентированного обучения. Основная цель этого подхода — передавать знания, демонстрируя ученикам объекты, связанные с темой урока (англ. learn from objects), а не просто рассказывая о них (англ. learn about objects). Объектами в таком обучении выступают произведения искусства, музейные артефакты, архивные материалы или их цифровые копии. Такой подход глубоко погружает учеников в изучаемую тему: ведь они оказываются настолько же близки к объекту, как и те, кто создал его.

С другой стороны, объект становится для учеников источником информации и побуждает их задавать вопросы: «Кто сконструировал этот объект, или он создан природой?», «Почему у него такая форма?», «Из какого материала он состоит?», «Для чего он использовался?», «Что он может рассказать об обществе, в котором его использовали?» и так далее.

Фото: Akimov Igor / Shutterstock

Библиотеки, галереи, архивы, музеи — каждое из этих мест может стать площадкой для объектно-ориентированного обучения. Иногда учащимся даже не обязательно посещать её. Так, в Англии широкое распространение получили особые тематические коробки, которые музеи «одалживают» школам. В каждую аккуратно упакованы музейные предметы, описания и инструкции к ним, чтобы прикоснуться к истории можно было сразу на уроке.

Причём дисциплины не обязательно должны быть историческими. Организация «Музеи и галереи Лидса» предлагает школам 25 коробок с тематическими коллекциями. В коробке «Космос», например, содержатся редкие геологические объекты — в частности, фрагмент паласситового метеорита возрастом более
4,5 млрд лет.

Городской музей английского города Чемсфолд предоставляет школам коробки с коллекциями по зоологии и истории. А ещё — необычный набор для экспериментов по мотивам книги Ронды Армитаж «Ланч смотрителя маяка». А один канадский музей одалживает школам артефакты Первой мировой, но акцент там делают на «индивидуальной» истории: в тематических коробках находятся личные вещи, открытки, фотографии и рассказы об участниках войны.

Стоит отметить, что большинству школ приходится арендовывать такие коробки за отдельную плату — и получать их на один семестр. Многие музеи предлагают специальную подписку, чтобы каждые несколько месяцев ученики могли увидеть новые артефакты. Школы охотно реагируют на такие предложения, а некоторым приходится даже подождать в очереди, так велик спрос.

Но даже с учётом всех преимуществ таких перевозных коллекций, объектно-ориентированное обучение становится ещё увлекательнее, когда ученикам предлагают организовать собственную выставку.

Саркофаги и доспехи: чему посвящают свои выставки дети

В британской начальной школе «Сайдгейт» в создании местного музея участвуют группы от каждой параллели. Каждому потоку выделяют секцию, где они организуют выставку, например, на тему истории, естествознания или географии. Кураторами тоже становятся ученики, их выбирают в классах. Задача кураторов — собирать работы и артефакты.

К экспонатам прикладывают небольшие пояснительные записки и QR-коды. Просканировав код, можно посмотреть дополнительную информацию об объекте. Одну из экспозиций посвятили Древнему Египту. Среди выставочных объектов были, например, макеты анха и саркофага.

Как отмечают в школе, эта практика научила ребят методам исследования и показала, как собирать доказательства и с их помощью приходить к собственным заключениям. Ученики попробовали себя в роли археологов, исследователей, журналистов и музейных кураторов. Вовлечённость в проект помогла им почувствовать себя увереннее и самостоятельнее.

В другой британской школе ученики третьих и четвёртых классов организовали музей саксонской культуры. Дети сами выбирали, какая тема им интереснее, — и в соответствии с этим получали свою область ответственности. На выставке представили, среди прочего, портретную галерею саксонских королей, саксонские одеяния, шлемы, щиты, украшения и глиняную посуду. А ещё установили шатёр, в котором дети показывали фильмы, созданные ими на изучаемую тему.

«По ним было видно, что они испытывали настоящую гордость, когда показывали нашим посетителям свои работы, так же как и довольно глубокие знания, — гости тоже были впечатлены. В школе ощущалось оживление», — рассказывает один из учителей. Но главное — ученики взяли ответственность за процесс обучения.

Почему дети больше не спрашивают «А зачем мы это учим?»

То, что организация музея повышает самостоятельность учеников, отмечали и в школе «Бейсайд» в Висконсине. Они не только ответственно подошли к увлекательному делу, но и научились командной работе, улучшили навыки общения и решения реальных задач.

А ещё такая работа мотивировала юных исследователей учиться. Нередко ребята спрашивают учителя: «А зачем мы это учим?» Но организация музея сама по себе содержит ответ на этот вопрос. Необходимость стать экспертом в теме своей выставки побуждала учеников читать литературу и источники, проводить интервью и выполнять другие исследовательские задачи.

Среди других плюсов музейного обучения Линда Д’Аккуисто, автор книги «Выставочное обучение: как музеи, созданные учениками, помогают пониманию», отмечает, что оно помогает:

  • Получать новые знания благодаря обобщениям, анализу и синтезу информации из разных источников при ответе на вопросы, которые возникают в ходе работы.
  • Осваивать новые навыки, среди которых, например, дизайн и написание текстов (они нужны, чтобы поделиться своими знаниями).
  • Сотрудничать с одноклассниками, учителями и местным сообществом.
  • Создавать визуальную или письменную презентацию усвоенных знаний.
  • Сообщать свои знания кому-то ещё, кроме учителя.

Такое обучение может быть особенно полезно для учеников начальной школы, ведь способность к абстрактному мышлению у них только развивается. Кроме того, среди характеристик такого обучения отмечают ещё и его неформальность в сравнении с работой в классе.

Как помочь ученикам организовать школьный музей

В своей книге Линда Д’Аккуисто также упоминает принципы, которых придерживались учителя из школы «Бейсайд» при организации музея войны за независимость США. Вот некоторые из них:

  • с самого начала проекта большую роль играет выбор самих учеников;
  • учитель выступает в роли фасилитатора или товарища;
  • ученики работают в группах и обучают друг друга;
  • аудитория не ограничивается одним учителем;
  • воображение и креативность поощряются.

Универсального рецепта по созданию ученического музея нет, однако музеи уже выпускают собственные пособия. Например, подобную инструкцию для педагогов создали в рамках британского проекта «Мобильный музей», организаторами которого выступили Королевские ботанические сады Кью и исследовательский университет Роял Холлоуэй (подразделение Университета Лондона). Организацию авторы документа разделили на три основных этапа.

Этап первый: оценка объёма работ и поиск материалов

В рамках этого этапа ученикам предлагают определить, кто является аудиторией будущего музея. Скорее всего, это будут в первую очередь родители. Поэтому одним из первых заданий для ребят будет узнать, что сами родители хотели бы увидеть в таком музее. В это же время учителю и школьникам стоит подумать над брифом выставки — то есть кратко сформулировать её основные цели и этапы создания. Авторы инструкции предлагают ответить на такие вопросы:

  • Какие идеи будет выражать выставка?
  • Что должны узнать посетители и почему?
  • Кого вы хотите привлечь выставкой и почему?
Фото: Proshkin Aleksandr / Shutterstock

Заданием на этом этапе могло бы стать групповое обсуждение восприятия музеев учениками: что они значат для ребят, что им больше всего понравилось на выставках, которые они посещали, и что они могли бы воспроизвести в собственной экспозиции.

После этого стоит заняться поиском музейных объектов. Дети могли бы принести их из дома, одолжить или купить. В информации об объекте можно указать имя коллекционера или дарителя, дату, когда объект поступил в коллекцию, место, где удалось его достать, географическое происхождение (если известно), краткое описание объекта, номер для упрощения идентификации. При этом стоит воспользоваться техникой реальных музеев: использовать ярлыки, а не оставлять надписи на самом объекте.

Когда коллекция собрана, надо составить опись всех предметов. Кроме того, её будет полезно «оцифровать» — то есть отфотографировать каждый артефакт. Фотографии можно будет использовать, например, на рекламных постерах или на сайте школы.

Особое внимание стоит уделить хранению коллекции. Вот несколько основных правил:

  • Общее место хранения должно быть сухим и безопасным.
  • Каждый экспонат стоит поместить в коробку или пластиковый контейнер. При этом в ящички с хрупкими артефактами положите ткань или пузырчатую плёнку. К коробкам стоит прикрепить наклейки с описанием содержимого.
  • Для работы с объектами будущего музея нужно использовать перчатки — как это делают настоящие музейные работники, — чтобы не запачкать предметы.

Однако, отмечают авторы инструкции, не нужно проявлять излишнюю строгость: педагогам придётся соблюсти баланс между бережным отношением к коллекции и свободным доступом учеников к экспонатам.

Этап второй: разработка и размещение

На этом этапе надо подумать, как сгруппировать объекты по какому-то признаку. Это может быть научная классификация — например, по таксономии, если речь идёт о растениях. Группировка по тематике — ещё один вариант. Например, одна выставка музея будет посвящена еде, другая — одежде, третья — музыке. Можно использовать и более абстрактные категории: скажем, религия и общественная жизнь. Наконец, можно организовать экспонаты и по географическому признаку. Например, указать страну и регион происхождения либо город или область, где был куплен или одолжен экспонат.

Попробуйте расположить объекты так, чтобы они рассказывали какую-то историю. Кроме того, пусть их расположение производит визуальное впечатление. Прикрепите к объектам этикетки с названиями и коротким описанием, что представляет собой каждый из них и как он связан с другими экспонатами. Для этого лучше использовать разговорный язык. Вот пример из пособия: «Китайский чайник с узорами. Для заварки чайных листьев. Этот чайник принадлежит матери Рут Пауэрс, 6-й класс».

Кроме того, стоит добавить к экспонатам карточки с более развёрнутым сопровождающим текстом. Дополнять подробное описание можно также иллюстрациями и картами, ещё эффектнее будут аудио- или видеоматериалы.

Этап третий: запуск и оценка

На финальном этапе начинается монтаж выставки. Для этого необходимо:

  • заранее подготовить план размещения экспонатов, с которым будут знакомы все ученики;
  • назначить ученика, ответственного за установку экспонатов, и выбрать время для начала монтажа;
  • попросить учеников сделать фотографии выставки, чтобы сохранить о ней память и использовать для приглашений.

Музеи обычно сопровождают выставки торжественным открытием, и школьные — не исключение. Рассылать приглашения стоит по крайней мере за месяц, причём авторы инструкции предлагают позвать на открытие не только родителей, но и местную прессу. На самом празднике лучше обойтись без долгих речей. Вместо этого можно назначить школьников-волонтёров, которые выступят гидами и будут делиться с гостями раздаточными материалами — например, каталогом с фотографиями экспонатов, который можно будет забрать домой. Кто-то из учеников может также проявить себя в качестве фотографа и сделать репортаж с торжественного открытия.

В конце важно обязательно оценить результаты проекта, а критерии оценки стоит подготовить заранее и обсудить с учениками. Чтобы ребята получили обратную связь, можно также попросить заполнить анкеты гостям выставки. Впрочем, и самим детям заполнить анкету и поразмышлять о сделанном будет полезно.

Когда выставка закончится, останется обозначить сроки для демонтажа. Здесь тоже будут нужны ответственные ученики: они должны убедиться, что к этому моменту уже готова упаковка и коробки с именами владельцев экспонатов.

Для вузов это тоже полезная практика

Стоит отметить, что зародилось объектно-ориентированное обучение вовсе не в школах, а в университетах. В XIX и начале XX века университетские музеи — их создание и функционирование — были важной частью образовательного процесса. Многие коллекции, собранные студентами и преподавателями, и сегодня используются по назначению.

Есть целый ряд специальностей, где без такого обучения в принципе не обойтись: например, история, археология, геология и так далее. Но некоторые вузы используют объектно-ориентированное обучение, чтобы расширить кругозор студентов самых разных специальностей, как, например, в Австралии.

А в Англии учащиеся проводят целые исследования вместе с музеями. Например, студенты медицинского факультета Университетского колледжа Лондона выясняли, как взаимодействие с музейными объектами влияет на пациентов местной больницы, на примере таких же коробок, которые одалживают школам.


Курс

Методист образовательных программ

Вы пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом – сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию.

Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Подробнее
Обучение: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована