EdTech
#Мнения

Чего ожидать от рынка EdTech в 2024 году?

Мы расспросили об этом представителей разных его сегментов.

Иллюстрация: rawpixel / freepik / Freepik / Masha Rostovskaya / Pawel Czerwinski / Intricate Explorer / Jason Rosewell / Sincerely Media / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Благодаря чему рынок онлайн-образования может вырасти? Какие трудности стоят перед его участниками? Какие им предстоит решить задачи? Об этом нам рассказали представители EdTech-компаний, которые работают в разных сегментах индустрии — языковом, детском и ДПО.

Основные тренды всего рынка

Конечно, все представители индустрии отметили экономические факторы как способные сдержать рост рынка. Повышение ключевой ставки влияет на возможность компаний получать кредиты и инвестиции, а вкупе с закредитованностью аудитории — также на способность людей покупать образовательные продукты. Тем не менее даже с учётом этих негативных факторов представители индустрии в основном прогнозируют её рост в 2024-м.

В сегменте детского образования основным драйвером, по мнению экспертов, служит то, что у россиян обучение детей в приоритете (это их будущее), а значит, люди продолжат в него инвестировать. В сегменте взрослого ДПО эксперты тоже ожидают роста, полагая, что возможность наращивать не охваченную обучением аудиторию всё ещё остаётся.

Однако не исключено, что в некоторых нишах будет стагнация, особенно это касается спроса на IT-курсы — такую точку зрения высказал управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет» Денис Гузеев. Он объяснил это уходом большого количества зарубежных работодателей с российского рынка и сокращением доли найма российскими работодателями начинающих специалистов.

Что касается языкового сегмента, то здесь участники рынка ожидают не столько роста, сколько сохранения того же положения, что и в 2023-м, поскольку спрос на изучение иностранных языков достаточно стабилен.

В качестве ведущего технологического тренда предстоящего года многие эксперты из разных сегментов EdTech ожидаемо указали на внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс. Это касается как развития предиктивных моделей, генерации контента с помощью ИИ, так и расширения практики применения цифровых тьюторов на основе ИИ. При этом GR-директор образовательной платформы «Нетология» Валентина Куренкова предупреждает, что нельзя исключать также появления государственного регулирования использования ИИ.

Валентина Куренкова

GR-директор образовательной платформы «Нетология»

— Существует два сценария. В одном применение ИИ-технологий будет строго ограничено: это коснётся создания и использования образовательных продуктов, а может затронуть и системы генерации изображений и даже чат-боты. В другом сценарии ИИ будет спокойно существовать на рынке образования, его применение превратится в обыденность и со временем станет неотъемлемой частью обучения.

Что касается государственного регулирования самой сферы EdTech, начавшегося в 2022 году с детского сегмента, то теперь его стоит ожидать и в сегменте взрослого онлайн-образования. Это может коснуться как ужесточения контроля за рекламой и сбором персональных данных, так и контроля качества образовательных продуктов.

Об этом процессе свидетельствуют прозвучавшая в 2023 году идея сертификации курсовсоздание рабочей группы по регулированию инфобизнеса при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ и формирование прочих площадок для диалога между формальными институциями, бизнесом и государством (например, многие эксперты отметили как важное событие 2023 года создание Российской ассоциации цифровых инноваций в образовании, сокращённо — РАЦИО).

В качестве общих трудностей представители направлений, связанных с детским образованием и ДПО, отметили, что среди россиян всё ещё наблюдается некоторое недоверие к онлайн-обучению.

Ещё одна общая сложность связана с кадрами. Так, генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов отметил, что ослабление курса рубля снижает конкурентоспособность по уровню зарплат в отношении тех специалистов, которые уехали за рубеж. Как правило, это программисты, аналитики, продуктовые менеджеры, специалисты по digital-маркетингу.

Управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет» отметил нехватку на рынке опытных руководителей направлений и специалистов по продуктовому маркетингу, а руководители «Нетологии» и онлайн-школы английского языка Skillbox сказали о недостатке менеджеров по продажам.

Детский EdTech

Игроки этого сегмента рынка настроены, пожалуй, оптимистичнее остальных. Они напомнили, что в первом полугодии 2023 года детский сегмент EdTech впервые опередил по динамике выручки лидирующее по её объёму направление — дополнительное профобразование взрослых.

Генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов отметил, что онлайн-формат продолжает активно проникать в образовательный процесс, поэтому в компании ждут роста спроса в 2024 году. А руководитель онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Дмитрий Абрамов и вовсе считает, что рынок детского онлайн-обучения ещё далёк от своего насыщения.

Связано это, по его мнению, с тем, что родители всё больше узнают о возможностях и преимуществах онлайн-платформ и растёт спрос на конкретные ниши — например, на детское программирование и домашнее обучение по школьной программе. К тому же зарождается онлайн-сегмент образования детей младше семи лет. Но при этом, по наблюдениям главы Skysmart, россияне стали демонстрировать более осторожный подход к расходам на образование, больше внимания уделяя конкретным результатам, которые получит ребёнок.

Основными задачами на 2024 год представители рынка, помимо внедрения ИИ, назвали разработку программ среднего профобразования (то есть развитие онлайн-колледжей) и недорогих продуктов. А также — поиск способов сделать обучение более интенсивным.

Алексей Конобеев

академический директор «Умскул Академии»

— Продолжаются поиски способов обучать как можно быстрее — как с помощью интенсивных курсов, когда каждый день занятия идут по много часов и нужно поддержать и мотивировать учеников, так и с помощью интерактивных помощников — приложений с искусственным интеллектом и так далее. Эта задача вряд ли будет решена быстро, так как есть определённые физиологические ограничения в плане скорости усвоения новой информации, но каждый, даже маленький, шаг в этом направлении очень важен.

Что касается трудностей детского сегмента, то они связаны прежде всего с тем, что из-за усиления госрегулирования усложняется доступ компаний к аудитории. В то же время, как считает сооснователь и директор по разработке и исследованиям профориентационной платформы «Профилум» Виталий Алтухов, оно способствует повышению качества образовательного контента.

Помимо этого, как сдерживающий фактор представители индустрии отмечают недостаточную развитость механизмов сотрудничества общеобразовательных организаций с частными онлайн-платформами.

Подробнее о трендах детского сегмента можно почитать здесь.

Дополнительное профобразование

Представители направления взрослого ДПО ждут его дальнейшего роста в 2024-м, который, по разным прогнозам, может составить от 15 до 30%. Потенциал для роста они объясняют следующими причинами:

  • продолжающимся дефицитом диджитал-специалистов;
  • более широким распространением концепции lifelong learning, осознанием обществом важности EdTech как инструмента социальной мобильности и приростом аудитории старше 35 лет;
  • изменчивостью рынка труда, из-за которой людям приходится постоянно повышать квалификацию и даже менять профессию;
  • всё более заметным проникновением EdTech в формальное образование — колледжи и вузы, а также смещением фокуса бизнеса с сегмента B2C на B2B и B2G.

При этом генеральный директор образовательной платформы «Нетология» Марианна Снигирёва отметила такую проблему, как нежелание работодателей взращивать кадры. Иными словами, компании хотят нанимать сразу опытных специалистов мидл-уровня и сеньоров, а не джунов, которых как раз и выпускает EdTech-индустрия.

Кадр: сериал «В поле зрения» / Bad Robot Productions / Warner Bros. Television

Генеральный директор холдинга Ultimate Education Павел Мосейкин по этому поводу высказал мнение о необходимости выстраивать диалог между работодателями и образовательными компаниями и искать оптимальные способы быстро и с минимальными затратами доводить начинающего специалиста до нужного уровня компетенций. А CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев и управляющий партнёр онлайн-школы программирования «Хекслет» Денис Гузеев прогнозируют развитие в EdTech такого направления, как повышение квалификации для уже практикующих молодых специалистов.

Также участники рынка отмечают, что EdTech-компании всё больше фокусируются на росте качества, поэтому сосредотачиваются на разработке персонализированных и эффективных образовательных решений. Необходимо трансформировать продукт, чтобы увеличивать результативность студентов и доводить их до трудоустройства, поясняет генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов. Однако более эффективные решения требуют развития технологий, а с этим связана и ещё одна проблема рынка — потребность в инвестициях.

Дмитрий Крутов

генеральный директор Skillbox

— У нас есть большая аудитория и потенциал, но для внедрения технологических изменений нам необходимо достаточное финансирование. Технологические решения для будущего требуют значительных разработок, что предполагает крупные инвестиции, масштабные команды и сложные продукты.

В качестве заметного тренда в маркетинговой индустрии представители EdTech-рынка отмечают рост фокуса на лояльности и долгосрочных отношениях с пользователем. «Аудитория всё меньше верит маркетинговым обещаниям и всё реже совершает импульсивные покупки, при этом лучше понимает, на что обращать внимание при выборе продукта на рынке онлайн-образования», — говорит CEO «Яндекс Практикума.

Узнать больше о тенденциях в сегменте ДПО можно здесь.

Языковой сегмент EdTech

Представители этого направления считают, что при том же объёме спроса меняется конъюнктура рынка. «Людям всё так же интересен английский язык, но изменились обстоятельства, мотивация и цели изучения языка», — объясняет коммерческий директор онлайн-школы английского языка Skillbox Святослав Морозов. Другие представители сегмента тоже отмечают переориентацию на изучение языка в сугубо практических целях.

Анастасия Шишова

руководитель продуктового направления онлайн-школы Skyeng

— Всё меньше людей учат язык просто так, для себя, как хобби. И всё больше хотят учиться чему-то конкретному, что также вписывается в тренд на персонализацию, но детализирует его. Кому-то нужен такой курс, который подготовит к собеседованию в конкретную компанию, кому-то нужен английский для ежедневной работы, кому-то нужно переехать и адаптироваться. Даже за формулировкой «мне всё равно для себя» скрывается что-то конкретное.

При этом Данила Бровко, руководитель направления маркетинга в ProgressMe — платформе для проведения занятий по иностранным языкам, прогнозирует рост числа нишевых направлений, то есть таких курсов, как, например, «Английский для дизайнера», «Английский для маркетолога», «Английский для IT-разработчика» и так далее.

Рост числа пользователей всё же тоже возможен за счёт того, что мощным стимулом для изучения иностранных языков становится желание работать и учиться удалённо из любой точки мира, а также увеличения интереса к изучению каких-то других языков, кроме английского.

Что касается основных трудностей, которые испытывают компании в языковом сегменте EdTech, то эксперты выделяют:

  • перегретый рынок рекламы;
  • нехватку новых источников привлечения клиентов;
  • неопределённость, как для потребителей, так и для поставщиков образовательных решений, связанную, например, с усилением госрегулирования и развитием ИИ.

Узнать больше деталей о трендах языкового сегмента EdTech можно в этой статье.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована