Дизайн
#статьи

Тренды в типографике — 2023

Элегантность, экспрессия, энтазисы и ещё шесть тенденций.

Иллюстрация: Annie для Skillbox Media

Типографика — это область, в которой тренды выделяются ярко, хотя и не сменяют друг друга так быстро, как в дизайне интерьеров или одежды. На основе шрифтов и типографики строят актуальный брендинг компаний, они отражают культурные идеи и позволяют выделить проекты и сообщения из миллиардов других. Решения в этой области появляются и распространяются постоянно: какие-то из них становятся новым словом, а какие-то возвращают и немного адаптируют традиции.

Мы изучили типографический ландшафт и собрали девять трендов на 2023 год. Они не возникнут разом на всех сайтах, обложках книг и на плакатах ровно в 00:00 1 января, но, вероятнее всего, вы будете встречаться с ними чаще и чаще.

3D-шрифты

Как это выглядит. Буквы оформлены как выразительные иллюстрации в стиле 3D. На них есть отблески света, а формы динамичны: например, слова нарисованы как предрассветное облако или как потёки густого варенья на столе.

В чём суть. Классические шрифты и объёмный леттеринг, 2D-графику и 3D-эффекты будут объединять в одном типографическом решении. Шрифты с эффектом объёма и динамики позволяют передать метафору и настроение текста ещё быстрее и точнее. А «обычные» шрифты, сопровождающие их в парах, не только ясно показывают информацию, но и подчёркивают экспрессивность 3D-букв.

3D-надпись в рекламе новой модели электрического BMW
Изображение: Alex Valentina / Behance
3D-визуализация шрифта Jet от студии Brownfox
Изображение: Brownfox

Изящные антиквы

Как это выглядит. Трендовые антиквы — это классические шрифты с засечками, но без явного исторического характера. В них есть элементы, напоминающие и о венецианской каллиграфии Ренессанса, и о швейцарской геометрии XX века. Эклектика в рисунке антикв позволяет создавать типографику, которая выглядит актуально и в современной печати, и в web-интерфейсах.

В чём суть. Антиквы становятся всё более грациозными, но с сильным характером — будто фаворитки королей. Засечки на буквах акцентированы, контрасты усилены настолько, что тонкие линии практически исчезают, а в типографике появляется много воздуха.

Гарнитура Saol — современная интерпретация классики начала XIX века от студии Schick Toikka
Скриншот: сайт Schick Toikka / Skillbox Media
Обложка книги издательства Fitzcarraldo Editions. В пуле его авторов несколько нобелевских лауреатов по литературе
Изображение: Fitzcarraldo Editions

Ар-нуво

Как это выглядит. Малые контрасты, мягкие формы и затейливые декоративные детали в дизайне шрифтов напоминают о традициях стиля ар-нуво. Буквы похожи на тщательно продуманные орнаменты.

В чём суть. Оригинальные исторические шрифты — неидеальные решения для веба или приложений: в цифровом дизайне они могут выглядеть старомодной копией самих себя и из-за этого лишать типографику гармонии. Чтобы использовать такие шрифты в интерфейсах, в трендовых гарнитурах их интерпретируют по-новому. Неровные элементы только подчёркивают современные геометрические формы шрифтов, а не подавляют их своей декоративностью.

Рисунок шрифта Henrietta напоминает об орнаментах, характерных для ар-нуво
Скриншот: сайт Very Cool Studio / Skillbox Media
В основе айдентики Олимпиады-2024 в Париже лежит шрифт с отсылками к архитектуре ар-нуво
Скриншот: сайт Paris 2024 / Skillbox Media

Буквы-клёш и энтазисы

Как это выглядит. Дизайн антикв переходит на новый уровень. Засечки похожи на сильно расклёшенные рукава, а энтазисы (явные изгибы штрихов) и контраст линий приближают эти шрифты к вычурному письму пером.

В чём суть. Экстравагантность таких антиквенных шрифтов становится утилитарной благодаря тому, что их используют в минималистичной типографике — например, выбирают яркий цвет для текста и приглушённый для фона. Засечки-клёш и размашистые штрихи придают шрифтам немного сказочный и добродушный характер.

Акцидентный шрифт Buona с щедрым размахом штрихов
Изображение: Outfit Branding & Design / Behance
Расклёшенные засечки особенно хорошо видны у букв М и К
Скриншот: сайт музея-заповедника «Коломенское» / Skillbox Media

Деформации

Как это выглядит. Экспрессивные искривления штрихов, растяжения, запутанные узлы, исчезнувшие линии, внезапно разорванные тексты и смещённые блоки — главные признаки трендовой дерзкой типографики. При этом в основе такого дизайна, как правило, гуманистические и геометрические гротески, которые легко читать.

В чём суть. Исказить знаменитые шрифты и разрушить модульную сетку — это всё ещё актуальные, но уже не самые свежие эксперименты в дизайне. Современный тренд позволяет растворять, плавить и стирать штрихи, буквы и слова — для эффекта, будто зритель смотрит на мерцающий экран, в котором повредился шлейф матрицы. Визуальные нарушения — новое прочтение тренда на metaverse: деформированная типографика напоминает о неидеальной реальности, а не завораживает красивой картинкой компьютерного дизайна.

Hellvetica с тревожными всполохами линий
Изображение: Han Gao / Behance
Типографические искажения: эффекты поехавшей вёрстки и слетевших шрифтов
Скриншот: сайт Non-Objective / Skillbox Media

Лёгкий sci-fi

Как это выглядит. Для нового подхода на sci-fi характерны гротески, в дизайне которых прослеживается вдохновение «Дюной», автомобилями Tesla или Lucid и высокотехнологичными решениями любых мировых проблем. Сами шрифты могут быть суженными, но в типографике при этом по-космически много свободного пространства и света.

В чём суть. Популярность tech- и sci-fi-темы обеспечивают крипто- и NFT-бизнесы, для которых визуальные решения с гладкими моноширинными шрифтами стали стандартом. Но теперь основной дизайн-тренд — не полностью футуристичный леттеринг, а разработка и использование альтернатив — глифов. Благодаря им типографику можно сделать совсем космической или, наоборот, приземлить.

Футуристичные альтернативы у прописных букв в шрифте Equinox
Изображение: MehmetRehaTugcu / Envato
Детали геометрического неогротеска G-font от агентства ONY напоминают микросхемы, спайки и в целом отражают техническую эстетику
Изображение: ONY / фестиваль «Среда»

Ностальгия

Как это выглядит. Дизайн выражает тоску по старым добрым временам — с помощью визуальных кодов прошедших эпох. Это могут быть шрифты и решения, в элементах которых угадывается айдентика модных продуктов или графика знаковых музыкальных альбомов. В ностальгической типографике не вдохновляются историческими стилями, наукой или гуманизмом: это в первую очередь вторичная переработка сильного маркетингового дизайна прошлых лет. Например, рекламы одежды Diesel или старого брендинга Pepsi.

В чём суть. Новая ностальгия не концентрируется на конкретном десятилетии, а вольно смешивает ключевые образы сразу нескольких периодов — и 1980‑е, и 1990‑е, и Y2K. Благодаря этому в тренде и брусковые шрифты, и леттеринг, свободно играющий с деталями легендарных корпоративных дизайнов разных эпох. Важнее всего то, что в 2023 году тренд на ностальгию в типографике означает не прямое цитирование ретроэстетики: с помощью букв и шрифтовых композиций дизайнеры создают новые образы прекрасного прошлого. Которого на самом деле, кажется, не было.

Визуальные намёки на недавнее прошлое, которое было 30 лет назад, в шрифте Gnasher
Скриншот: сайт Yeahright type / Skillbox Media
Гротеск Name Sans и леттеринг на его основе — современная интерпретация надписей с названиями старых станций метро в Нью-Йорке
Скриншот: сайт Creative Hall of Fame / Skillbox Media

Сжатие

Как это выглядит. При оформлении текстов в трендовом сжатом стиле используют шрифты, в которых у букв очень узкие площадки, а между знаками — ультрамаленькие апроши. При этом часто применяют не специально разработанные узкие и высокие гарнитуры, а с помощью графических редакторов сжимают и вытягивают «нормальные».

В чём суть. Изначально зауженные шрифты были необходимы для заголовков в газетах, где нужно было ёмко передать сообщение в ограниченном пространстве. В актуальных типографических решениях используют этот же способ привлечь внимание зрителя: сжатые тексты бросаются в глаза и держат в напряжении. Кроме того, в рамках этого тренда всё более популярным становится использование иллюстраций, стилизованных под эмодзи: размер этих картинок равен размеру кегельной площадки — они полностью заполняют пространство пробелов.

Узкая и высокая антиква BN Viceroy
Изображение: Brandon Nickerson Portfolio
Плотный набор «заголовочным» шрифтом Schnyder, суженные интервалы, картинки в строках — такая типографика привлекает внимание и держит в напряжении
Скриншот: сайт Vasantha Yogananthan / Skillbox Media

Экспрессивные органические формы

Как это выглядит. Буквы с плавными линиями, естественными изгибами и утолщениями штрихов, поэтому кажется, что их выводили от руки — старательно, но эмоционально. Такие шрифты используют, чтобы создавать миролюбивую типографику с лёгким характером.

В чём суть. Если росчеркам в буквах добавить больше драмы, импульсивности и экспрессии, а типографику строить как танец, получится тренд на 2023 год. При этом эмоции необязательно должны быть негативными, а шрифтовой танец — свободным контемпорари: главное, чтобы такое органическое оформление текста создавало человечный дизайн, а не выхолощенную корпоративную картинку.

Шрифт Sirenia со скруглёнными и будто текущими линиями подходит для дизайна упаковки ароматов для дома, айдентики веганских продуктов и презентаций об устойчивом развитии бизнеса
Скриншот: сайт Floodfonts / Skillbox Media
Порывистая и плавная типографика на плакатах для конференции по психодраме
Изображение: брендинговое агентство Dotorg / фестиваль «Среда»

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована