Дизайн
#истории

«Самое тяжёлое в профессии текстильного декоратора — чемоданы с тканями»: путь Екатерины

Екатерина хотела нести в мир красоту и поэтому занялась текстильным декором. Не прогадала: теперь она оформляет частные дома и развивает свой бизнес.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Екатерина Мостман

Россия, Москва



Достижения

Прошла стажировку в бутике Togas, работала текстильным декоратором в элитном салоне Ralph Lauren и теперь берёт частных заказчиков.


Екатерина рассказала:

  • без какого навыка текстильный декоратор не устроится на работу;
  • зачем пошла на курс, уже имея опыт работы с текстилем;
  • зачем на самом деле нужны дизайнеры-декораторы;
  • с какими особенностями работы в премиальном сегменте сталкивается.

— Екатерина, почти сразу после обучения вы устроились декоратором в салон элитного текстиля, работали с тканями премиального сегмента в Ralph Lauren. Как вам это удалось?

— Очень легко. Я просто откликнулась на вакансию на HeadHunter, и меня пригласили на собеседование. Там я показала свои рисунки, рассказала про прошлые места работы и… всё, меня взяли. Дело в том, что опыт у меня был хоть и небольшой, но очень внушительный. К тому моменту я активно развивала свой онлайн-магазин столового текстиля и даже успела пройти стажировку в бутике Togas.

— Ого, ведь Togas — это тоже один из крупнейших европейских брендов текстиля. Похоже, вы знаете какой-то секрет, который позволяет вам попадать в лучшие компании…

— Секрет прост: нужно уверенно владеть самыми важными навыками текстильного декоратора — умением общаться с заказчиком, понимать его желания и грамотно составлять техническое задание для цеха. На это обращают особое внимание на собеседованиях.

Конечно, и у меня в самом начале пути возникали проблемы с последним пунктом. Но я быстро исправилась: сильное нежелание перешивать неудавшиеся шторы заставляет тебя научиться писать ТЗ без ошибок 🙂

Фото: личный архив Екатерины Мостман

«Новогодние премиальные скатерти попали точно в „боль“ покупателя»: о первом бизнесе

— Когда и как сфера текстиля впервые заинтересовала вас?

— Всё началось осенью 2020 года, когда пандемия коронавируса активно набирала свои обороты. Помню, читая новости и анализируя ситуацию в стране и мире, я поразмыслила: «Наверняка большинство ресторанов закроется на Новый год и людям придётся праздновать дома. Многие из них, вероятнее всего, захотят накрыть шикарный стол, а для этого — понадобятся красивые скатерти. Нужно предложить этот товар первой». Своей целевой аудиторией я видела обеспеченных людей.

Решилась на реализацию бизнес-идеи быстро: оперативно узнала, где можно купить готовые скатерти, но… с досадой обнаружила, что ни одни из них не соответствовали запросам моих предполагаемых заказчиков. Подводило качество. Поэтому решила чуть видоизменить план: самой подбирать и приобретать премиальные ткани и уже из них шить скатерти на заказ.

Уже в ноябре открыла интернет-магазин. Большие продажи пошли почти сразу! И это с высоким чеком. Но я не была удивлена, ведь отлично понимала, что со своим товаром попадаю прямо в «боль» заказчика. Даю ему именно то, что сделает его праздник атмосферным и красивым.

— Итак, ваш бизнес со скатертями шёл в гору, у вас уже был «свой» покупатель. Как случилось, что вы не остановились на достигнутом, а заинтересовались шторами и другими элементами текстиля?

— Это довольно забавная история. Просто однажды мне позвонил знакомый и поинтересовался, не могу ли я сшить для него шторы из хорошей ткани. Идея меня заинтересовала, хотя в шторах я тогда вообще ничего не смыслила. Нашла девушку-эксперта в этой области, взяла её в партнёрство и попросила обучить меня самым азам пошива. Вместе мы и создали семиметровые шторы для заказчика.

Занятие меня увлекло. Тогда-то я и подумала, что могу заняться шторами самостоятельно и всерьёз — добавить в свой бизнес новое ответвление услуг. Я понимала: у меня есть вкус, есть видение. Остаётся лишь получить профильное образование.

«В текстиле очень много тонкостей, без глубокого погружения в тему здесь не обойтись»

— На что вы опирались, выбирая платформу для обучения?

— Я чётко понимала, что не готова поступать в институт и учиться на текстильного декоратора пять лет. Но при этом не представляла, где ещё, кроме вуза, смогу получить такую узкую специальность.

И вот однажды, в очередной раз подбирая программы в интернете, я случайно наткнулась на курс. Почитатала отзывы, посмотрела сроки, стоимость и обрадовалась: жёстких дедлайнов нет, заниматься можно по своему графику, никуда ходить не надо. И, самое главное, мне дадут все те полезные узкоспециализированные знания и навыки, которые я так ищу. Основы пошива, материаловедение и подобное. Мне подходило.

— Но ведь вы уже базово разбирались в текстиле, разве нет? Всё-таки занимались пошивом скатертей и салфеток. Или между ними со шторами такая большая разница?

— Да, разница и правда огромна. У скатерти всего одна функция — защитить поверхность от пятен. С интерьерным текстилем всё намного сложнее. Важно знать, позволит ли пластичность материала создать задуманные складки, не станет ли велюр некрасиво заламываться на углах, можно ли определённую ткань вешать без подкладки, не останется ли на ней следов от иголки, если её взять для римских штор. А ещё нужно индивидуально выбирать ткань в зависимости от пространства. Например, если в помещении повышенная влажность, ткань должна хорошо держать форму и не вытягиваться.

Тонкостей много, без глубокого изучения тканей и понимания основ шитья здесь не обойтись. А ещё, например, прописывать чёткое и понятное техническое задание для пошивочного цеха — тоже задача не из лёгких. В документ нужно внести все детали: сколько ткани использовать, где какую складку сделать, сколько сантиметров взять на подгибку. Только так вы получите результат, который нарисовали у себя в голове.

— Получается, все эти детали вы узнали на курсе?

— Да, я освоила текстильное материаловедение, узнала о составах тканей и их возможностях. Кстати, эти знания пригодились мне не только в работе, но и в обычной жизни.

Теперь, покупая одежду, я всегда смотрю на её состав, хотя до курса этот вопрос меня не особо волновал. Сегодня же — ставлю качество и практичность материалов на первое место. Чаще всего отдаю предпочтение натуральным тканям.

Ещё из курса я забрала полезный список выставок для текстильных декораторов, посетила практически все. В этом году, например, была на Неделе интерьера и дизайна в Москве. И даже добралась до европейских, съездила на Salone del Mobile.Milano 2023.

— А трудности возникали?

— Куда без них. На одном из модулей мы изучали сочетания тканей по колористике, орнаменту и составляли коллажи. Вот их было очень страшно делать. Мне почему-то казалось, что я не смогу правильно комбинировать цвета и фактуры. Сильно переживала по этому поводу. А потом просто сказала себе: «Катя, дай себе право на ошибку, просто попробуй» — и всё получилось. На деле оказалось, что сочетать цвета — не так уж и трудно.

— Что вам больше всего понравилось на курсе?

— Модуль по эскизированию, его ведёт прекрасная Анна Погребная. У неё настоящий дар к преподаванию. После её уроков действительно начинаешь рисовать. В открытом доступе такие уроки не найдёшь 🙂

А ещё — открытость и дружелюбие экспертов. Одно время я ездила по разным салонам штор и смотрела, какие бренды актуальны на рынке, как они выглядят, насколько качественный материал. И вот однажды приехала в салон к одной из преподавательниц курса и сказала, что как раз слушаю её лекции в Skillbox. Она обрадовалась и с удовольствием мне всё показала и рассказала — было очень приятно.

— Почему после текстиля вы решили пойти учиться ещё и на дизайнера-декоратора?

— Поняла, что в будущем хочу не только работать со шторами, но и выполнять более масштабные заказы. Полностью преображать интерьер, при этом не делая ремонта.

Многие люди желают перемен, но при этом на самом деле не хотят глобальных изменений. Мои клиенты часто просят найти визуальное решение, которое освежит помещение, но не перекроит пространство.

Текстиль как раз прекрасно подходит для этих задач. Он вносит новое дыхание в жизнь дома. А если научиться ещё и работать с декором — добавлять предметы искусства, перекрашивать стены и частично менять мебель — можно стать востребованным многопрофильным специалистом.

— А зачем, на ваш взгляд, вообще нужен дизайнер-декоратор? Разве клиент не может сам подобрать цвет штор или решить, куда ему поставить вазу?

— Успех декоратора — в выверенности этих выборов, в профессиональном чувстве вкуса и насмотренности. Обычный человек редко обладает всеми этими качествами, и тем более он не ориентируется в терминологии — во всех этих портьерах, римских шторах, гардинах и тому подобном.

И есть ещё много других тонкостей. Например, я, как дизайнер-декоратор, работающий каждый день, разбираюсь во всех производственных нюансах: знаю, где и на какой бюджет найти ткани, в чём одна фирма лучше другой, какие ковры износостойкие, а какие нет. Слежу за коллекциями и могу подсказать клиенту последние тренды. Список доказательств «полезности» дизайнера-декоратора могу продолжать долго 🙂

«Короткие шторки — моветон»: о трудностях профессии и трендах

— Как вы считаете, нужно ли текстильному декоратору художественное образование?

— Оно желательно. Всё-таки декоратор должен уметь перекладывать возникающие в голове образы на бумагу, разбираться в светотени и правильно сочетать цвета. Чтобы глубже познакомиться с тканями, можно, например, выучиться на художника по костюму. 

Я, правда, добирала необходимые знания по-другому. Приходила в цех и смотрела, как шьют, просила, чтобы мне объяснили, что делать, показали.

Конечно, попасть в цех не так-то просто, но мне повезло — помогли знакомые. А ещё я училась рисовать на курсе по скетчингу в Skillbox.

— Что самое тяжёлое в вашей профессии?

— Чемоданы с образцами тканей 🙂 А если говорить серьёзно и о задачах, то — кропотливо и в деталях объяснять цеху, какой именно результат от них требуется. Иногда это трудновыполнимо даже с подробным техническим заданием.

— У вас есть свои дизайнерские «нет»? То, чего вы не приемлете.

— Для меня короткие шторки до подоконника — моветон. А ещё я люблю практичность и потому никогда не использую ткани, которые износятся уже через месяц. Как бы ни хотел клиент сэкономить.

Но стилей или интерьеров, кажущихся мне совершенно неприемлемыми, для меня нет. Во всём могу найти свою прелесть. В конце концов, интерьер зачастую связан с воспоминаниями человека. Скажем, считается, что классический стиль вышел из моды. Но ведь он может напоминать клиенту о ярком событии из его жизни, например о Венецианском карнавале, на котором ему довелось побывать, и радовать его каждый день. И разве тогда это плохо?

— Точно нет. И всё же: можете поделиться своими любимыми стилями?

— Паризьен. Я люблю тихую роскошь, она очень актуальна сейчас.

— А что насчёт трендов? Что сейчас популярно на рынке?

— Диваны в букле, а также шторы из шерсти или рогожки в серо-бежевых тонах. А ещё многие отказываются от тюля, и я тут с ними согласна. Объясню: это раньше радиаторы и подоконники хотелось закрыть шторами и больше никогда их не видеть, сейчас же они иногда сами выглядят как арт-объекты. Да и смотреть на виды из окна через тюль сегодня кажется странным.

— Есть ли какие-то универсальные дизайнерские приёмы, помогающие сделать классный декор в квартире?

— Шторы в цвет стен — это всегда работает 🙂 Ну, а лично я ещё люблю высокую складку на шторах — она смотрится выигрышно и даже недорогим тканям придаёт презентабельный вид.

«Декоратор должен искать лучшее решение в предложенных условиях, а не переделывать заказчика под себя»: о подходе в работе

— Вы работаете в премиальном сегменте. Какие у него особенности?

Обычно мои клиенты не хотят, чтобы их дом фотографировали. Поэтому мне сложно выкладывать свои работы, собирать портфолио и рекламировать себя через социальные сети.

Также важна личность декоратора, его речь, кругозор, манера поведения. Я не могу позволить себе просто хорошо шить шторы, этого недостаточно. Клиенты идут к тем, кто может поддержать беседу, с кем интересно и приятно общаться.

— А бывают ли у вас творческие конфликты с заказчиками?

— Я никогда не навязываю своё мнение. Для меня главное — чтобы остался доволен клиент. Могу лишь дать совет, предложить идею. Например, бывает, что заказчик боится ярких цветов и хочет оформить всё в пастельных тонах. Тогда я соглашаюсь и создаю нужный контраст за счёт формы и фактуры.

Декоратор, на мой взгляд, должен искать лучшее решение в предложенных условиях, а не переделывать заказчика под себя.

Образцы тканей Екатерины
Фото: личный архив Екатерины Мостман

— Екатерина, над чем вы сейчас работаете?

— Как дизайнер-декоратор, я участвую в оформлении большого загородного дома. Работаю в партнёрстве с опытным дизайнером, но ей не приходится меня вести пошагово: благодаря знаниям с курса я понимаю всё, чего она от меня требует.

— А какие дальнейшие планы строите?

— Развиваться! Однажды хочу опубликоваться в российских журналах уровня AD Magazine, например в Salon Interior.

— Какой совет можете дать начинающим декораторам?

— Ищите вдохновение везде где можете! Идёте в гости — обсудите с хозяином, почему он сделал именно такой интерьер и как чувствует себя, живя в его окружении. Ведь у каждого дома есть свой характер, и он может по-разному влиять на владельца.

В том числе интерьер может многое рассказать о человеке: что он любит, о чём мечтает и ностальгирует, какое у него хобби. Пытайтесь прочувствовать настроение помещения, ловите краски, мимолётные ощущения, обращайте внимание на детали. Отсюда и рождаются идеи.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована