«Лучшая похвала для художника — видеть, как живёт его творчество»: история иллюстратора
Анастасия со школы мечтала стать иллюстратором, но на профильное обучение в вузе не хватило денег. Спустя годы она вернулась к мечте и осуществила её.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Анастасия Кудрина
Россия, Краснодар
Пройденные курсы
Достижения
Устроилась дизайнером-иллюстратором в копицентр и завела коммерческий аккаунт в соцсетях, куда выкладывает свои работы.
Анастасия рассказала:
- как комиксы о супергероях подтолкнули её к рисованию;
- в чём она видит единственную сложность онлайн-образования;
- какой подход помогает ей преодолевать трудности;
- за что отвечает как дизайнер в копицентре;
- какие зоны роста в иллюстрации она видит.
«Было всё: и рисунки по комиксам, и антистресс-раскраски, и, конечно, картины по номерам»: о любви к рисованию
— Анастасия, в какой момент вы открыли в себе любовь к рисованию?
— На самом деле ещё подростком, в средней школе. В те годы был популярен комикс Gen¹³ о команде супергероев с изменённым геномом. Я его тоже читала и рисовала любимых персонажей. Сначала просто «переводила» их, потом уже срисовывала, а вскоре вообще начала придумывать на их основе собственных героев. Можно сказать, тот комикс стал для меня своеобразным учебником по рисованию 🙂
Чуть позже я также начала рисовать на одежде и обуви. В основном делала это для себя, но несколько эскизов подарила и друзьям.
— Однако после школы вы решили пойти по неожиданному пути и… поступили на бухгалтера. Почему сделали такой выбор?
— Я очень хотела стать дизайнером! И даже родители были не против. Мешало лишь одно обстоятельство: недостаток финансов.
Родители могли потянуть только учёбу в колледже, а я хотела поступить именно в институт, где семестр стоил значительно дороже. Тогда мы договорились, что я буду оплачивать своё обучение сама: днём работать, а вечером — ходить на пары. Но увы, оказалось, что дизайнеров обучают только очно, и мой план провалился.
И всё же, не желая терять времени, я решила всё равно поступить в институт хоть на какую-нибудь заочку. Самым очевидным мне показался вариант с бухгалтерией — там как раз уже учились мои друзья. Зачислилась. Пары посещала только по субботам, а с понедельника по пятницу подрабатывала, чтобы оплачивать обучение.
— Но рисовать вы никогда не бросали, верно?
— Конечно! Более того: будучи студенткой, я узнала о наборе взрослой группы в детской художественной школе и записалась. Посещала занятия по вечерам, после работы.
Мы проходили ту же программу, что и школьники, только для нас её сократили до двух лет.
— Ого! Вот это стремление к профессионализму в рисунке.
— Но при этом, скажу честно, был и период, когда мне совсем не хотелось рисовать. Меня на несколько лет поглотили раскраски-антистресс. Я покупала издания с сюжетными иллюстрациями: использовала их не только как средство для расслабления, но и как поле для экспериментов с цветом.
Этим занятием я давно переболела, но огромное количество неиспользованных раскрасок всё ещё не выкидываю — надеюсь, что однажды руки всё-таки дойдут до них.
А ещё в моей жизни, конечно, были картины по номерам — куда же без них 🙂
— Насыщенный бэкграунд! Что же сподвигло вас прийти на курс по коммерческой иллюстрации в Skillbox?
— Работая бухгалтером, я довольно быстро осознала, что моя душа не лежит к цифрам и расчётам. Тогда уволилась и какое-то время была домохозяйкой. А потом мне попалась реклама бесплатного интенсива по иллюстрации от Skillbox.
Вообще, я не любитель подобных мероприятий: никогда не проходила никаких вебинаров или марафонов, но тут почему-то заинтересовалась. Что именно меня привлекло, припомнить не могу, зато отлично помню свои эмоции от незапланированной покупки курса после интенсива: радость была такой, будто я наконец-то приобрела долгожданную вещь!
Возможно, этот курс просто обязан был со мной случиться?..
«Если бы не необходимость сдать домашнее задание, я бы никогда не взялась за такие сложные темы»: об обучении
— Прежде вы учились только в офлайне, в институте и художественной школе. Тяжело было переключиться на онлайн-формат?
— Да, особенно первое время: удерживать внимание и сохранять дисциплину при самостоятельном онлайн-обучении оказалось гораздо сложнее.
А ещё свободный график ужасно расслабляет: собраться наконец и сесть за лекции — действие из разряда почти невыполнимых 🙂 Честно говоря, из-за этого я даже забросила курс на какое-то время. Однако позже всё-таки взяла себя в руки и прошла его до конца, за что очень себе благодарна.
— А пригодились ли вам в учёбе уже имеющиеся знания и навыки рисования из художественной школы?
— Конечно, они помогали мне выполнять многие задания первых модулей быстрее студентов, которые такими знаниями и навыками не обладали. Всё-таки я уже многое знала о перспективе, композиции, работе с цветом и прочем.
— Тогда давайте, наоборот, поговорим о трудностях. Какие задания у вас их вызывали?
— Знаете, любые трудности я воспринимала скорее как вызовы. Мне вообще в домашних работах понравилось как раз то, что я отрабатывала темы, за которые по собственной воле никогда бы не взялась! Просто потому, что побоялась бы.
Например, однажды нас попросили создать макеты иконок для сайта. Я никогда не имела с ними дела и поэтому с непривычки долго разбиралась. Но в итоге результатом осталась довольна: создала иконки для компании, в которой до сих пор работаю.
Вообще, на курсе я сделала много важных открытий о себе в профессии — обучение помогло мне понять, в каких именно направлениях дизайна и иллюстрации я хочу работать, а куда пока лучше не ходить.
Например, я обнаружила свой интерес к типографской деятельности и погрузилась в эту сферу: стала активно разбираться в том, как создаётся печатная продукция, как наносятся на одежду принты. В итоге теперь сама работаю в этой отрасли.
— Это здорово! Но неужели не было ни одной задачи, к которой вы прямо боялись подступиться?
— Меня пугала разве что одна — защита итогового проекта. Но вовсе не из-за объёма работы или сложности реализации, а из-за того, что по привычке выступление перед экспертной комиссией воспринималось как нечто очень стрессовое. Как экзамен, где тебя будут оценивать. Но на деле оказалось, что бояться было нечего. Презентация проекта прошла хорошо. На протяжении всей подготовки с итоговой работой мне помогала проверяющий куратор Елизавета Казинская. Она всегда направляла меня в нужную сторону, присылала референсы — примеры других работ, похожих по тематике.
Моей задачей было разработать иллюстративную айдентику бренда одежды: создать иллюстрации для открыток, подарочных сертификатов (печатной и электронной версии), бумажных пакетов.
Я получала удовольствие от процесса. Да и вообще: многие действия, которые сперва казались мне трудными, на деле оказывались элементарными. Помню, я даже часто ловила себя на мысли: «А что, так можно было?»
«Лучшая похвала для художника — видеть, как живёт его творчество»: о работе в копицентре MyPrint
— Вы сказали, что на курсе подготовили иконки для компании, в которой теперь работаете. Расскажете, что это за место и как вы туда попали?
— Компания называется My Print, я устроилась в неё дизайнером благодаря друзьям. Это сеть копицентров, где можно распечатать документы, фотографии разных форматов, чертежи.
Также мы предоставляем услуги печати на холсте, визитках, на сувенирной продукции — кружках, футболках, худи. Клиент приходит с идеей или готовым эскизом, и мы воплощаем их в жизнь.
— В чём заключаются ваши обязанности?
— Я удалённо создаю или адаптирую дизайн принтов для печати.
Вообще, несколько дизайнеров работают в самом копицентре, очно, но зачастую они так загружены, что физически не успевают обработать все поступающие заказы. Тогда на помощь прихожу я.
Я разбираюсь в запросе заказчика — что именно он хочет напечатать и где, в какие сроки, в каком стиле — и принимаюсь за работу. К тому же мне почти всегда отдают сложные принты — под макеты, для печати которых нужно использовать дополнительные инструменты и требуется больше времени, сил.
— А с какими запросами чаще всего люди приходят в копицентр?
— С самыми разными: это может быть и лёгкая ретушь фотографий, и создание поздравительного коллажа из нескольких фото, и разработка сложного дизайна сертификатов, визиток, листовок.
Бывают и заказы на макеты для одежды. При этом, что примечательно, эскиз от клиента — это почти всегда скрин понравившейся картинки из интернета. Оно и понятно: так проще всего.
Но здесь есть свои сложности: я не могу просто взять и напечатать картинку на одежде — мне нужно улучшить качество изображения. Поэтому я от руки повторяю идею. Часто — параллельно вношу дополнительные детали, которые придумал сам клиент.
— А можете вспомнить: какой клиентский заказ показался наиболее интересным лично вам?
— Вот сейчас я работаю с клиенткой, которая сама шьёт и продаёт футболки. Она заказала у нас партию с цветочными принтами — все цветы я рисовала вручную, опираясь на референсы из Pinterest. А затем подбирала подходящие атмосферные шрифты для текста.
В результате футболки выглядят даже лучше магазинных! Иногда я искренне удивляюсь тому, какая красота получается на выходе и какого качества картинки мне удаётся достичь.
— Ваша текущая работа — нечто смежное между иллюстрацией и дизайном. И всё же удаётся ли вам как-то дополнительно упражняться в рисунке в свободное время?
— К сожалению, из-за работы я не всегда могу посвящать иллюстрации столько времени, сколько хотела бы, но стараюсь рисовать, как только появляется такая возможность. Всё-таки моя большая цель — однажды вывести своё творчество на коммерческий уровень.
Я даже уже завела художественный аккаунт, где регулярно выкладываю свои рисунки и другие работы, не касающиеся задач в MyPrint. Буду делать всё, чтобы создать себе имя и собрать небольшую аудиторию.
— В чём вы видите свои зоны роста в иллюстрации?
— Мне пока тяжело поддаётся прорисовка фонов — это дремучий лес для меня. Если с фигурой человека я справляюсь хорошо, то за создание фона мне браться почти всегда волнительно.
А вообще, вся сфера иллюстрации — необъятное море. Думаю, там ещё много неизученного, того, в чём я пока слаба.
— Анастасия, вы проделали большой путь и теперь работаете по новой профессии. Поделитесь: каким из своих достижений гордитесь больше всего?
— Где-то я услышала, что лучшая похвала для художника — видеть, как живёт его творчество. И это действительно так! Мне приятно осознавать и видеть, что мои принты носят люди.
Да, пускай пока мои работы не столь масштабны, как хотелось бы, но я всё равно уже сейчас испытываю гордость за себя — даже глядя на обычную визитку, сделанную для клиента.
Ощущая это, я получаю мотивацию и дальше развиваться в выбранной сфере. Творить, учиться и создавать.