Дизайн
#Руководства

Spline: что это такое и как пользоваться

Показываем, как работает самый простой редактор 3D-графики, на примере анимации.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Spline — 3D-редактор для графических дизайнеров. Его особенность — упрощённый и понятный интерфейс, благодаря которому любой пользователь может в нём быстро разобраться, даже без опыта в 3D-моделировании.

У Spline не так много функций, как у классических 3D-редакторов, но их достаточно, чтобы быстро делать абстрактные композиции, стилизованные модели и даже анимации. Часто Spline сравнивают с Figma — хотя у неё нет всех функций Photoshop, их достаточно, чтобы решать рабочие задачи.

Чем Spline отличается от Blender

Дружелюбен к новичкам

Spline не требователен к знаниям пользователя о 3D: например, не придётся следить за полигональной сеткой, как в Blender. А ещё вам поможет опыт в Figma, так как интерфейс в Spline очень на неё похож.

Проще делать сложные объекты

Кроме стандартных сфер и кубов, в Spline можно собирать объекты с помощью обьёмного вектора. Также пользователю доступны инструменты для быстрого искажения, которые помогают делать форму интереснее.

Проще делать материалы

В Spline довольно простая система создания материалов — из-за этого возникает много ограничений, но тогда вам гораздо сложнее испортить работу. В Blender возможности редактирования материалов гораздо больше, но создавать их сложнее и ошибиться проще.

Легко сделать анимацию

Принцип анимирования в Spline такой же, как в Figma, — вы выбираете объект, указываете, как он изменится, настраиваете продолжительность. А ещё её можно привязать к действию пользователя — клику, скроллу, наведению мыши, нажатию на клавиатуре.

Доступна интеграция в веб

Любой ваш проект можно добавить на сайт как эмбед либо с помощью готового кода на JavaScript. Чтобы использовать проекты из Blender для веб-дизайна, придётся задействовать сторонние программы.

Есть командная работа

Как и в Figma, один и тот же файл в Spline могут редактировать несколько человек.

Встроенная библиотека готовых решений

В Spline есть раздел Community, в котором пользователи публикуют объекты, материалы и готовые сцены.

А ещё вам не обязательно устанавливать Spline на компьютер — он может работать и в браузере.

Как создать анимацию пошагово в Spline на примере шарика на «рельсе»

Подложка и «рельсы»

0. Зарегистрируйтесь на сайте и создайте проект. Работать в Spline можно в браузере или через приложение.

1. Удалите все объекты из базовой сцены в новом файле. Также в нижнем переключателе нажмите Perspective, чтобы все перспективные искажения отображались корректно.

2. Нажмите  и кликните на любое место — появится плоский квадрат.

3. На правой панели настроек под блоком Events найдите поле Scale. Нажмите напротив него на замочек и укажите 20 в поле X — ваш квадрат увеличится в 20 раз. При необходимости его размер можно будет увеличить позже.

4. На правой панели настроек в блоке Material вместо Color укажите Gradient. Затем нажмите на иконку градиента и укажите нужные вам цвета. Например: #FFECD2 и #FCB69F.

5. Для удобства внизу на координатах нажмите на зелёный кружок — чтобы смотреть на квадрат сверху. Затем нажмите «+», выберите Path, нарисуйте замкнутую кривую любой формы и поставьте её посредине квадрата с градиентом.

6. На правой панели настроек в блоке Path Extrusion в поле Shape укажите Rectangle, в Size нажмите замочек и укажите X — 38, Y — 74. В блоке Path укажите Corner 68. Если получившаяся форма вам не нравится, попробуйте изменить Size и Corner на ваш вкус.

7. В блоке Material нажмите на образец цвета и поменяйте его на белый, а в Lightning поменяйте значение на 45.

8. Сделайте копию получившегося вектора и выделите её. На правой панели настроек в блоке Path Extrusion укажите X примерно на 10 больше оригинала, а Y — в два раза меньше. В блоке Material перекрасьте копию в серый цвет.

Шарик и анимация

1. Нажмите на , кликните по любому месту на сером векторе и переместите сферу немного вверх, чтобы фигуры не пересекались. Затем нажмите Ctrl (⌘) + G, чтобы сделать группу — в ней должна быть только сфера.

2. Кликните по пустому месту на пространстве, чтобы снять выделение. Затем зажмите Ctrl (⌘) + Alt (⌥) и на правой панели слоёв выделите группу с шариком. Теперь отпустите кнопки на клавиатуре и переместите точку координат в группе так, чтобы она была примерно на уровне серой кривой.

3. Выделите сферу. На правой панели настроек в блоке Material поменяйте основной цвет — например, на FFB79E. В Lightning поменяйте значение на 30.

4. В тех же настройках сферы нажмите «+», чтобы появился слой цвета — поменяйте его на белый и поставьте под Lightning. Затем ещё раз нажмите «+», в новом слое вместо Color выберите Matcap, затем нажмите на  и выберите синюю сферу с бликом. В блоке Mode укажите Mask, затем поменяйте значение на 50. Получившийся слой поставьте над белым цветом, который вы добавили до этого.

5. Выделите группу с шариком и на правой панели настроек в блоке Align To Path в поле Object укажите серую кривую — если вы не переименовывали слои, она должна называться Path 2.

6. С выделенной группой дважды нажмите «+» в блоке States и выделите State 2. В блоке Align To Path укажите Offset 1. Теперь у вас должны быть два States — в первом Offset равен нулю, а во втором единице.

7. С выделенной группой в блоке Events нажмите «+» и в появившемся окне выберите Transition (Group). Нажмите на эту надпись и в появившемся окне в блоке Transition укажите первое состояние — State, второе — State 2. Затем вместо Ease in укажите Linear и продолжительность 3. В поле Loop укажите Infinite. После этого можно нажать кнопку Play и проверить анимацию — шарик должен бесконечно ездить по вектору.

8. В верхней панели нажмите на «+» и выберите Spotlight — появившийся источник света поставьте над композицией.

9. Выделите свет и на правой панели настроек в блоке Light поменяйте интенсивность, угол и размытие, как вам нравится.

Если нажать Play, то вы увидите готовую анимацию. Если нажать Export, то Spline предложит вам способы вывода вашего проекта — видео, картинку или даже встраиваемый код, который можно сразу добавить на ваш сайт:

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия 3D-дженералист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована