Дизайн
#подборки

Сегодня мы утолили жажду: дизайн рекламы в СССР

Показываем, какой была реклама советских шуб и радиоприёмников за рубежом. А также как выглядела реклама Apple и Coca-Cola в СССР.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

СССР не был совсем закрытой страной. Отдельные потребительские товары экспортировали и импортировали всегда, а особенно — в последние годы. А значит, была и реклама, со своей визуальной культурой. Мы собрали интересные примеры того, как советские товары продвигали за рубежом и как в СССР рекламировали иностранные продукты.

Изображения предоставил Алексей Смирнов. Он коллекционирует советскую рекламу восемь лет и выкладывает редкие экземпляры в своём паблике во «ВКонтакте».

Реклама товаров на экспорт

Экспортом потребительских товаров из СССР занимались специальные внешнеторговые объединения. Спросом за рубежом пользовалась советская техника, также продавались духи, одежда, книги и музыкальные пластинки. Рекламу часто публиковали в специальных журналах, которые выпускали за рубежом. Часть тиража была на языке той страны, где они выходили. А часть — на русском, для дипломатических работников и других советских граждан, находящихся за границей.

Реклама советского ПК «Агат-4», аналога Apple II. Преимущественно компьютер был предназначен для уроков информатики в общеобразовательных школах. Серийное производство «Агат-4» началось в первой половине 1980-х — по цветовой гамме в рекламе нетрудно угадать эпоху
Изображение: реклама из журнала «Олимпийская панорама» №4, 1984 г. (издание выходило перед Олимпиадой в СССР, а затем стало периодическим)
За рубежом большим спросом пользовалась советская фотоаппаратура. Это русскоязычная версия иностранной рекламы от Всесоюзного объединения «Внешпосылторг». Как многие примеры советской рекламы, она довольно простая по оформлению — акцент сделан на фото товаров
Изображение: реклама из журнала «Олимпийская панорама» №11
Так Всесоюзное объединение «Внешторгиздат» рекламировало собственные услуги за рубежом. Организация выпускала внешнеторговую и туристскую рекламу, техническую документацию на товары советского экспорта, а также занималась печатью советских книг и рекламных материалов в зарубежных типографиях. Текст с перечнем услуг размещён на листе в печатной машинке
Изображение: реклама из буклета «Внешторгиздат 1925–1985»
Ещё одна реклама услуг внешнеторгового объединения, но другого. Оно называлось «Международная книга» и специализировалось именно на искусстве: книгах, периодике, виниловых пластинках и видеозаписях, произведениях изобразительного и прикладного искусства. Объединение было удостоено нескольких международных наград в области культурного сотрудничества. А в рекламе — лаконичная фотография экспрессивного дирижёра и скромная надпись в углу с достижениями «Международной книги»
Изображение: журнал «Советский экспорт» №2, 1973 г.
Это реклама новой коллекции духов от фабрики «Новая заря». Её опубликовало внешнеторговое объединение «Союзхимэкспорт». Внимание привлекают флаконы самых разных форм. Блок текста оформлен с сочетанием нескольких гарнитур. Рукописный шрифт и антиква в заголовке соответствуют специфике товаров, а гротеск обеспечивает читаемость мелкого текста
Изображение: реклама из журнала «Советский экспорт» №4, 1987 г.
Модели транспортных средств, которые можно самим собрать по инструкции, были популярным товаром в XX веке — не только в СССР, но и за рубежом. Поставки в другие страны были налажены в 1970-е годы, ими занималось Всесоюзное объединение «Новоэкспорт»
Изображение: реклама из журнала «Советский экспорт» №4, 1987 г.
Эти часы изготавливал Первый московский часовой завод с 1960-х годов под товарным знаком «Полёт» (Poljot). Экспортом занимался «Машинприборторг» — объединение поставляло миллионы радиоприёмников, телевизоров и часов в более 90 стран мира. В рекламе использована макросъёмка — этот приём мировые производители часов используют по сей день, чтобы продемонстрировать мелкие детали аксессуара
Изображение: реклама из журнала «Советский экспорт» №5, 1970 г.
В СССР радио было важным источником информации, переносные приёмники были популярными и очень качественными — их поставляли в разные страны мира. Это радиоприёмник «Рига-103». Поскольку покупателю важны многие технические характеристики, тексту отведена половина места в рекламе
Изображение: брошюра «Транзисторные радиоприёмники» внешнеторговой организации «Внешпосылторг» 1970-х годов
Это реклама каракулевых шуб — одного из самых популярных предметов экспорта из центральноазиатского региона. Шубы продавались в Италии, Греции, Германии и в Скандинавских странах. Объединение «Союзпушнина» было монополистом по экспорту мехов из СССР
Изображение: реклама из журнала «Советский экспорт» №1, 1980 г.

Импорт

Многие страны поставляли в СССР автомобили, фототехнику, лекарства, кроссовки и газировку — и делали свою рекламу.

Это реклама одного из спонсоров Олимпиады в Москве — производителя таблеток Alka-Seltzer. Ещё в 1931 году компания начала выпускать средство от простуды. Но популярность пришла, когда обнаружилось, что лекарство помогает от алкогольного отравления. Средство было популярно, в частности, и в СССР. Реклама приурочена к Олимпиаде, поэтому показывает велосипедистов в активном движении
Реклама из журнала «Олимпийская панорама» №11 (предолимпийский выпуск 1979 года)
Это реклама японских кроссовок Asics. Название образовано от латинского перевода фразы «в здоровом теле здоровый дух» — animo sana in corpore sano. Компания была спонсором волейбольной сборной СССР на Олимпиаде в Москве. А позже для Универсиады в Японии были разработаны модели с шипованной подошвой — их продавали, в частности, и в СССР. Динамика композиции в рекламе достигается за счёт диагоналей. А внизу аудитории показывают кроссовки сбоку и сзади, чтобы можно было лучше их рассмотреть
Изображение: реклама из журнала «Олимпийская панорама» №4, 1985 г.
В 1959 году в «Сокольниках» прошла выставка «Промышленная продукция США». Там была показана бытовая техника и автомобили — в частности, этот спортивный Dodge
Изображение: буклет «Автомобили компании „Крайслер“» выпуска 1959 года»
Впервые Coca‑Cola оказалась в СССР накануне московской Олимпиады 1980 года. Её привозили из Европы. Реклама максимально простая — товар крупным планом и довольно много текста о том, какие спортсмены пьют Coca-Cola
Изображение: реклама из журнала «Олимпийская панорама» №11 (предолимпийский выпуск 1979 года)
На «Мерседесах» ездили космонавты Валентина Терешкова и Алексей Леонов, они были в гаражах у генсеков ЦК КПСС Никиты Хрущёва и Леонида Брежнева. В 1978 году Mercedes-Benz стал официальным спонсором Олимпиады-80
Изображение: реклама из журнала «Олимпийская панорама» №8 (предолимпийский выпуск 1979 года)
«Никон Ф» — революционная «зеркалка», которая стала популярной в фотожурналистике и профессиональной фотографии. В СССР попадали немногие экземпляры, закупаемые для центральных печатных СМИ. Тем не менее их продавали и в частные руки
Изображение: реклама из журнала «Олимпийская панорама» №10
Первая линия по разливу Fanta открылась на Московском пивобезалкогольном комбинате в 1979 году. Позже продукт стал появляться и в московских магазинах, а продажей занимались «Союзплодоимпорт» и «Технопромимпорт»
Изображение: реклама из журнала «Олимпийская панорама» №12 (предолимпийский выпуск 1980 года)
В 1987–1988 в крупных советских городах проходила выставка «Информатика в жизни США». Там были представлены достижения в области вычислительной техники, связи, телекоммуникаций. В частности, там публике представили и «Макинтош» от Apple. В рекламе инновационность товара подчёркивает динамичная композиция и синий свет, который выходит за пределы экрана
Изображение: проспект «Информатика в жизни США»

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована