Дизайн
Дизайн
#подборки
  • 6460

15 советских плакатов с интересными дизайнерскими приёмами

Слова «дизайн» в обиходе советского человека не было. Но сам дизайн был — причём очень хороший.

Реклама и пропаганда в СССР умели убеждать — во многом благодаря плакатам. Точные и запоминающиеся образы, креативные надписи, насыщенные цвета и предельная лаконичность вдохновляют дизайнеров по сей день. Самобытная советская графика была уникальна и не похожа ни на что другое — она несла в мир новую идеологию. И вопреки жёсткой цензуре художникам-оформителям удавалось создавать настоящее искусство.

Давайте посмотрим примеры и выясним, почему советские плакаты такие особенные.

Характерные шрифты

Залог хорошего плаката — читабельный лозунг. В советской графике тексту было отведено важное место, а шрифты отражали дух времени: это были простые, грубые, чёткие буквы, которые легко прочесть издалека.

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Для коротких заголовков использовали акцидентные (декоративные) шрифты, но в них тоже не было никаких мелких деталей.

Самый распространённый приём — буквы с обводкой. Н. Фейгуш,
1938 год

Сейчас многие считают обводку моветоном. Во-первых, если автоматически сделать её для обычного шрифта, это исказит форму букв. Во-вторых, такой текст трудно читать в маленьком масштабе — например, со смартфонов. Но если речь идёт о специальных декоративных шрифтах с обводкой, а сама надпись планируется крупной, этот приём работает и популярен до сих пор.

Когда текста на плакате было сравнительно много, использовали простые гротески. Обычно это были равноширинные шрифты (в которых все буквы тяготеют к одной ширине) — они придают надписи чёткий ритм. Толщина и размер шрифта варьировались.

Так создаётся иерархия текстовых блоков. М. Бри-Бейн, 1932 год

Антикву с тонкими засечками на плакатах практически не использовали, но встречаются брусковые шрифты — у них засечки более массивные, вполне в духе советской эстетики. Вероятно, жирный гротеск с острыми углами, как в предыдущем примере, на этом плакате смотрелся бы пугающе:

Брусковый шрифт подходит к теме плаката. В. Говорков, 1936 год

Хотите узнать больше о видах шрифтов и правилах их использования? Записывайтесь на наш курс по типографике!

Леттеринг

Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание уникальных надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.

Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.

Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 год

Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.

Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 год

Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.

Игривая рекламная надпись привлекает внимание. А. Побединский, 1938 год

Шрифтовая композиция

Ещё одна интересная особенность советской графики — оригинальные шрифтовые композиции. Буквы на плакатах зачастую располагались не на последовательных строках, а в художественном беспорядке: вертикально, наискосок, имитируя предметы или геометрические фигуры.

На этом плакате текст визуально нескучный, но легко читается за счёт контрастных светлых букв на белом фоне и диагональной линии, которая ведёт нас от конца одной надписи к началу другой.

Композиция нестандартная, но понятная. В. Изенберг, 1924 год

Вот ещё один пример необычной композиции с текстом. Нарисованный слон и слово «был», вписанное в круг, образуют знак вопроса.

В этот плакат хочется всматриваться. А. Родченко, 1920-е годы

В следующем примере название продукта короткое, ёмкое, написано простым шрифтом — поэтому оно без проблем читается по диагонали и образует тело смешного человечка.

Иногда надпись становится частью целого персонажа. А. Зеленский, 1929 год

Запоминающиеся иллюстрации

Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.

Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 год

Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате однотонная синяя одежда и головные уборы на иллюстрации помогают привлечь внимание к главному:

Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 год

Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но также выпускали и более привлекательные картинки.

Живые позы и мимика располагают к героям. В. Кораблева, 1930 год

Яркие цвета

Ещё одна фишка плакатов СССР — сочные цветовые оттенки, которые сразу приковывают взгляд. В рекламной графике часто использовали сочетания дополнительных цветов по кругу Иттена: они максимально контрастные. Например, это жёлтый с фиолетовым и оранжевый с голубым. Несмотря на то что в следующем примере использованы приглушённые оттенки цветов, плакат всё равно смотрится очень ярким — за счёт контраста дополнительных цветов.

Цвета хорошо дополняют друг друга. Неизвестный художник, 1928 год

Наряду с приглушёнными оттенками в плакатах использовали и открытые цвета — чистые, яркие, без примесей. Обычно это были первичные цвета по кругу Иттена: красный, жёлтый и синий. Особенно они характерны для рекламы.

Эти цвета несут позитивное настроение. А. Миллер, 1938 год

Но излюбленный цвет в СССР — это, конечно, красный. Он яркий сам по себе, а в сочетании с чёрным смотрится ещё более броским. Красный цвет — неотъемлемая часть агитационных плакатов. Это активный цвет, который, по мнению современных маркетологов, повышает слюноотделение и учащает сердечный ритм. Именно плакаты в красной гамме призывали народ к боевой готовности и усердной работе:

Выглядит убедительно. Неизвестный художник, 1931 год

Тренды в дизайне рекламы со времён СССР менялись многократно, но суть оставалась та же: нужно, чтобы было ярко, доходчиво, со свежими образами и понятными надписями. Хотите научиться создавать продающий дизайн? Записывайтесь на наш курс.

Курс

Профессия Графический дизайнер


Двухгодовая программа с гарантированным трудоустройством, живыми встречами и воркшопами. Вы узнаете об особенностях работы графического дизайнера, будете учиться у лидеров рынка (Логомашина, Nimax, Pinkman), а по итогу — сможете получить приглашение на стажировку.

Понравилась статья?
Да