Дизайн
#Мнения

Хороший, плохой, слишком красивый. Как шрифтовая мода влияет на леттеринг

Основательница «Бюробукв» Ольга Панькова о преображении шрифтов благодаря технологиям и образам из прошлого.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Фото: личный архив Ольги Паньковой

Ольга Панькова


Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D& AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.


Шрифты — это строго, а леттеринг — красиво? А если их соединить, что победит — декоративность или утилитарность?

Но сначала разберёмся, что такое шрифт и что такое леттеринг.

Шрифт — это стройная и строгая система знаков, в которой все буквы подчинены единой идее и правилам.

Леттеринг — по сути, иллюстрация текста, в которой буквы работают исключительно в связке друг с другом. Если разложить такую надпись по частям и попробовать сложить их в какой-то другой последовательности, всё развалится.

В последние три года в моду вошли злые антиквы. Их породил леттеринг — жанр с максимальной выразительностью и яркостью. Это один из характерных примеров, когда тексты-как-иллюстрации перешли в широко используемые акцидентные шрифты. Создавая их, дизайнеры черпали вдохновение в смелых обложках старых музыкальных альбомов и трансформировали острые и резкие формы букв в вычищенные и актуальные свежие шрифты.

Альбом Scum английской группы Napalm Death. Обложке хардкор-музыки плохих парней — дерзкий стиль надписи
Изображение: Earache Records / Wikimedia Commons
Экспрессивный шрифт Zloy 2.0 дизайнера Дарьи Петровой, похожий на рубленый топором узор. Его легко можно представить в оформлении детских сказок или панк-альбомов. Интересно, что дизайнер предлагает бесплатную лицензию на Zloy, если использовать его для надписей на могильных камнях «или для чего-либо другого, связанного с темой смерти»
Изображение: Дарья Петрова / Future Fonts
Bad Russian — антиква не настолько злая, но тоже с характером. Этот шрифт вобрал в себя все «самые странные черты» надписей с обложек журналов недобрых 1930-х годов. Эти тексты как раз можно считать скорее иллюстрациями
Изображение: Paratype

Моё смелое утверждение: леттеринг влияет на шрифты и формирует моду, а не наоборот.

Пожалуй, главная причина такого откровенного влияния леттеринга на дизайн шрифтов — это возможности технологий. Без них та декоративность, образность и стилизация букв, которые есть в леттеринге, были недоступны в производстве шрифтов. А теперь суперклассные технологии позволяют делать невероятно сложные, многослойные, цветные и декоративные шрифты, которые берут вдохновение в смелых рисунках. Шрифтовые программы — Glyphs, RoboFont, FontLab — не зависают от обилия информации и способны работать сразу с несколькими начертаниями и интерполяцией. Это даёт дизайнерам больше свободы и позволяет какой угодно креатив в проектировании контуров.

Раньше просто физически такие сложные формы невозможно было бы реализовать в шрифтовой программе и тем более — повесить на сайт! А теперь сложная, многогранная и уникальная графика нам даже привычна.

Очень сложный и суперэкспериментальный шрифт Whoa словолитни Scribble Tone. Он отражает случайный объёмный эффект: то, что получается, когда при перетаскивании графика на экране зависает и оставляет след
Изображение: Scribble Tone

Леттеринг легче адаптировать и менять. Логично, что всё больше индустрий используют его чаще и чаще, отходя от шрифтов. С другой стороны, важно помнить, что леттеринг всегда решает какую-то узкую конкретную задачу, и если просто взять его идею и распространить на шрифт, результат может быть… не монументальный. Скорее всего, получится что-то акцидентное и применимое тоже только к определённым задачам.

Акцидентный Curbe с духом и стилем 1960-х отлично подойдёт для оформления вывесок. А вот для социальных плакатов на медицинскую тему, скорее всего, нет
Изображение: type.today

Впрочем… Бывает и так, что идея из «рабочего» текстового шрифта переходит в акциденцию или леттеринг. Вот, например, шрифт Мэтью Картера Bell. Он был создан для телефонных справочников под очень маленький размер, и из-за того, что печатался на довольно плохой бумаге, дизайнер заложил в нём компенсаторы, которые вдохновляют на леттеринг и новые шрифты не первое десятилетие. Правда, теперь их добавляют для декоративного эффекта, потому что современные компьютеры и принтеры позволяют прекрасно и чётко воспроизводить любые контуры как на экране, так и на бумаге.

Компенсаторы, на английском ink trap, — ловушки для чернил. Дизайнерам приходилось их предусматривать во времена первых компьютеров. Печать тогда была не суперкачественная, и такие ловушки позволяли чернилам не затекать в места стыка контуров, чтобы не образовывались кляксы или чернильные залипы.

Шрифт Bell Centennial с компенсаторами
Изображение: Adobe
Шрифт Flicker с компенсаторами, «вышедшими за рамки дозволенного»
Изображение: type.today

Шрифтов — множество.

Границы правил шрифтостроения — размыты.

Программы — это свобода как угодно экспериментировать с формами букв и в леттеринге, и в шрифте.

Значит, можно брать инициативу в свои руки и позволять эффектному леттерингу влиять на новые шрифты, а основательным шрифтам — на леттеринг.

Не бойтесь экспериментировать 🤍

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована