Хороший, плохой, слишком красивый. Как шрифтовая мода влияет на леттеринг
Основательница «Бюробукв» Ольга Панькова о преображении шрифтов благодаря технологиям и образам из прошлого.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Ольга Панькова
Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D& AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.
Шрифты — это строго, а леттеринг — красиво? А если их соединить, что победит — декоративность или утилитарность?
Но сначала разберёмся, что такое шрифт и что такое леттеринг.
Шрифт — это стройная и строгая система знаков, в которой все буквы подчинены единой идее и правилам.
Леттеринг — по сути, иллюстрация текста, в которой буквы работают исключительно в связке друг с другом. Если разложить такую надпись по частям и попробовать сложить их в какой-то другой последовательности, всё развалится.
В последние три года в моду вошли злые антиквы. Их породил леттеринг — жанр с максимальной выразительностью и яркостью. Это один из характерных примеров, когда тексты-как-иллюстрации перешли в широко используемые акцидентные шрифты. Создавая их, дизайнеры черпали вдохновение в смелых обложках старых музыкальных альбомов и трансформировали острые и резкие формы букв в вычищенные и актуальные свежие шрифты.
Моё смелое утверждение: леттеринг влияет на шрифты и формирует моду, а не наоборот.
Пожалуй, главная причина такого откровенного влияния леттеринга на дизайн шрифтов — это возможности технологий. Без них та декоративность, образность и стилизация букв, которые есть в леттеринге, были недоступны в производстве шрифтов. А теперь суперклассные технологии позволяют делать невероятно сложные, многослойные, цветные и декоративные шрифты, которые берут вдохновение в смелых рисунках. Шрифтовые программы — Glyphs, RoboFont, FontLab — не зависают от обилия информации и способны работать сразу с несколькими начертаниями и интерполяцией. Это даёт дизайнерам больше свободы и позволяет какой угодно креатив в проектировании контуров.
Раньше просто физически такие сложные формы невозможно было бы реализовать в шрифтовой программе и тем более — повесить на сайт! А теперь сложная, многогранная и уникальная графика нам даже привычна.
Леттеринг легче адаптировать и менять. Логично, что всё больше индустрий используют его чаще и чаще, отходя от шрифтов. С другой стороны, важно помнить, что леттеринг всегда решает какую-то узкую конкретную задачу, и если просто взять его идею и распространить на шрифт, результат может быть… не монументальный. Скорее всего, получится что-то акцидентное и применимое тоже только к определённым задачам.
Впрочем… Бывает и так, что идея из «рабочего» текстового шрифта переходит в акциденцию или леттеринг. Вот, например, шрифт Мэтью Картера Bell. Он был создан для телефонных справочников под очень маленький размер, и из-за того, что печатался на довольно плохой бумаге, дизайнер заложил в нём компенсаторы, которые вдохновляют на леттеринг и новые шрифты не первое десятилетие. Правда, теперь их добавляют для декоративного эффекта, потому что современные компьютеры и принтеры позволяют прекрасно и чётко воспроизводить любые контуры как на экране, так и на бумаге.
Компенсаторы, на английском ink trap, — ловушки для чернил. Дизайнерам приходилось их предусматривать во времена первых компьютеров. Печать тогда была не суперкачественная, и такие ловушки позволяли чернилам не затекать в места стыка контуров, чтобы не образовывались кляксы или чернильные залипы.
Шрифтов — множество.
Границы правил шрифтостроения — размыты.
Программы — это свобода как угодно экспериментировать с формами букв и в леттеринге, и в шрифте.
Значит, можно брать инициативу в свои руки и позволять эффектному леттерингу влиять на новые шрифты, а основательным шрифтам — на леттеринг.
Не бойтесь экспериментировать 🤍
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «В России достаточно студий и онлайн-магазинов, в которых можно выбрать подходящий шрифт»
- «О шрифте»: простые принципы хорошей типографики
- В шрифтовом дизайне стало больше экспериментов и свободы
- Лучшие журнальные обложки: только шрифт
- Рассказываем об Эрике Шпикерманне и его вкладе в типографику: шрифтах FF Meta, ITC Officina и редизайне The Economist
- Этнические шрифты: культурные особенности в дизайнерских продуктах
- Какой это шрифт? Четыре сервиса, которые помогут узнать название