Этнические шрифты: культурные особенности в дизайнерских продуктах
Как дизайнеры используют допетровское письмо, древнюю письменность Нигерии и очертания мексиканских суккулентов.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/ba2/ba2830a2ed8b7e8321de5021176daa34/ba61851e1780ea3169c3370d9f6f0d52.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/ba2/ba2830a2ed8b7e8321de5021176daa34/ba61851e1780ea3169c3370d9f6f0d52.jpg)
Иллюстрация Donlaya / Rawpixel / Nunny Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Чтобы подчеркнуть архетипические образы, традиционность, историческую и социальную ценность разных народов, дизайнеры используют этнические шрифты. Хотя в них отсутствует геометрическая строгость, они помогают сильнее показать индивидуальность проекта и передать ощущение национальной идентичности.
Рассказываем, как славянские, африканские, индейские и другие этнические шрифты отражают культурные особенности в дизайнерских продуктах.
Из статьи вы узнаете:
- почему в названии африканских шрифтов не стоит использовать слово tribal;
- для каких целей лучше всего подходят шрифты с особенностями коренных народов Америки;
- о чём нужно помнить при создании мультикультурных шрифтов;
- какие культуры помогут вдохновиться на создание своего этнического шрифта.
Славянские
Основа первых старославянских шрифтов — глаголица, в которую Кирилл и Мефодий добавили петлеобразность. Славянские этнические шрифты традиционно используют в исторических и национальных проектах, хотя они могут служить для усиления «русскости» в современной фешен-индустрии, упаковке и брендинге.
![](/upload/setka_images/08285925112021_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
![](/upload/setka_images/08295225112021_d5b6292d69cc3cc0591def30c81f3d8dbda50d0c.jpeg)
Юрий Остроменцкий
Графический и шрифтовой дизайнер, выпускник кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» МГУП, сооснователь магазина type.today и студии CSTM Fonts. Проекты CSTM Fonts получали награды в конкурсах European Design Awards, Granshan и «Современная кириллица».
Славянские шрифты нельзя назвать универсальными, потому что в зависимости от контраста, рисунка знаков и других деталей шрифт стилистически будет соответствовать определённой географии, веку или даже конкретной книге. Шрифты Times New Roman или Helvetica по рисунку никогда не были нейтральными или универсальными, но стали таковыми в силу частоты использования. Они так примелькались, что отчасти утратили выразительность.
Например, шрифт Izhitsa так часто используют в старославянском контексте, что его уже можно назвать универсальным, хотя у него есть конкретный исторический прототип.
![](/upload/setka_images/08305025112021_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
Изображение: издательство «Типография Императорской академии наук» / rusneb.ru
![](/upload/setka_images/08305025112021_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Изображение: paratype.ru
Дефицит качественных славянских шрифтов в науке и дизайне действительно существенный. Мне довелось общаться на эту тему с Виктором Марковичем Живовым, а сейчас я принимаю участие в переиздании работ Зализняка. Шрифтов, которые учёные могли бы использовать одновременно и в книге про Остромирово Евангелие, и про берестяные грамоты, — и вовсе не существует. Существующие шрифты чаще всего стилистически обращены к определённому времени и месту, что для учёных неприемлемо.
Сейчас я работаю над допетровским шрифтом с минимальными отсылками к веку или работе конкретного автора. Избавляюсь от контраста и ярко выраженных деталей, оставляя скелет знака. В этом суть моего эксперимента — что-то упростить, а что-то сохранить, чтобы шрифт стал современным, достаточно нейтральным, но при этом безусловно допетровским.
![](/upload/setka_images/08314125112021_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Изображение: канал CSTM Fonts в Telegram
![](/upload/setka_images/08314925112021_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Мне кажется, что сейчас допетровский шрифт может выглядеть очень актуально. Например, мне нравится, как остромодно выглядит старославянская графика в коллекции Гоши Рубчинского.
Допетровская эстетика захвачена религиозно-национальной тематикой. Хочется, чтобы мы могли оценить красоту и выразительность этих букв вне идеологий и коннотаций. Мы могли бы относиться к допетровскому шрифту так же, как европейская культура относится к готическому, и использовать его вне идеологий. Я считаю, что у любого из нас ровно столько же прав на старославянский шрифт, сколько и у институций, связанных с религией и историей.
![](/upload/setka_images/08322425112021_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
![](/upload/setka_images/08322425112021_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
![](/upload/setka_images/08330725112021_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
![](/upload/setka_images/08332125112021_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
![](/upload/setka_images/08332125112021_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Африканские
Дизайнер Дуа Франсис хорошо знаком с африканской культурой, так как родился и вырос в Гане. Идея шрифта AYOR пришла к нему, когда он уже жил в Стамбуле и занимался ребрендигом для африканского ТВ-проекта.
![](/upload/setka_images/08352125112021_7953e5652a1629eb0c49af4daa43c6292acd96cc.png)
Дуа Франсис
Дизайнер и арт-директор, увлекается искусством и технологиями, работает с 3D, выполнил десятки проектов для медиаиндустрии. Живёт в Стамбуле.
Работая над ребрендингом ТВ-компании Africa Magic, я погрузился в изучение культуры Нигерии, Конго и других стран Центральной и южной части Африки. Хотя сам родом из Ганы, я открыл для себя столько нового, что после окончания проекта для телевидения мне захотелось сделать что-то ещё. Так я решил создать шрифт с элементами нсибиди — древней символики Нигерии.
В интернете можно найти много этнических шрифтов, но не все они выполнены аккуратно. Мне нравится универсальность шрифта Helvetica, поэтому я старался сделать свой этнический шрифт лёгким и максимально универсальным.
![](/upload/setka_images/08355325112021_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Изображение: Duah Francis / Bacan Studio / Behance
![](/upload/setka_images/08355425112021_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Изображение: Africa Magic / duahfrancis.com
Я использовал для букв AYOR тонкие линии и логографические элементы для отсылки к древней письменности и культуре Нигерии. Считаю, что особо удачными получились цифры.
![](/upload/setka_images/08355425112021_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
Изображение: Duah Francis / Bacan Studio / Behance
AYOR подойдёт для использования в любом проекте, как-то относящемся к Африке. Я сделал шрифт бесплатным для личного пользования, но мне пишут и те, кто хочет применять его в коммерческих проектах. Обычно это логотипы, книги и другие издательские проекты.
Дизайнерам не стоит бояться использовать этнические шрифты. Главное, о чём стоит помнить, — визуальное решение и гармония шрифта с остальными элементами дизайна. Цвет шрифта и выбранные слова могут нести больше смысловой нагрузки, чем сам шрифт. Например, в ЮАР красный цвет означает борьбу. А слово tribal для Африки приравнивается к слову «фетиш», которое, в свою очередь, ассоциируется с дьявольскими артефактами. Поэтому я бы не рекомендовал использовать это слово в описании проекта или самом продукте.
![](/upload/setka_images/08370025112021_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
Изображение: страница Digitalback Books | DAS Editions в Twitter
Основой для создания этнического шрифта WIP для Осмонда Тшумы родом из Зимбабве стала картина «Аккордеонист» Пабло Пикассо. Осмонд упражнялся, извлекая отдельные элементы из целых кубических форм и затем создавая из них буквы.
![](/upload/setka_images/08391625112021_9ab347c06b0ec6d22ecf900d3b3cad5126aab3a7.jpg)
Осмонд Тшума
Дизайнер, креативный директор и сооснователь студии дизайна Mam’gobozi Design Factory в Йоханнесбурге, Южная Африка.
Презентация шрифта WIP привлекла много внимания среди моих коллег и пользователей Behance. В ней я использовал работы Пабло Пикассо — благодаря этому люди узнали, что его творчество и кубизм тесно связаны с искусством Африки. Мне бы хотелось, чтобы шрифт не только был декоративным инструментом, но и помогал дизайнерам работать со смыслами и формировать знание об истории Европы и Африки.
![](/upload/setka_images/08393125112021_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
Изображение: Osmond Tshuma / Behance
Создание шрифтов, основанных на культуре этнических групп, — это прекрасная инициатива, влекущая за собой ответственность. Если вы вдохновляетесь культурой, особенно древней, стоит потратить время на её изучение. Я бы рекомендовал брать информацию из книг и признанных академических статей, ходить в библиотеку.
![](/upload/setka_images/08395725112021_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
Изображение: Osmond Tshuma / Behance
Мой коллега из Зимбабве создал шрифт Mutapa — он вдохновился историей древнего королевства Мутапа, занимающего территорию современных южноафриканских стран. Его история и падение связаны не только с богатством культуры, но и с долгим противостоянием с соседним государством и Португалией. Такой шрифт стоит осторожно использовать, чтобы не задеть чувства людей, имеющих отношение к Мутапа.
Если вы уже делаете этнический шрифт и в чём-то сомневаетесь, найдите в соцсетях того, кто может вас проконсультировать. Не бойтесь писать людям из других стран. Уверен, вам помогут.
![](/upload/setka_images/08401125112021_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Изображение: Tapiwanashe Sebastian Garikayi / Behance
Американские
Эти шрифты особенно хорошо подходят для использования в проектах, связанных с латинской культурой и коренными народами Америки: майя, ацтеками, чокто. Диапазон значений цветов в этнических группах Америки не менее сложный, чем в Африке. Например, племена на севере Мексики использовали синий цвет для погребальных церемоний, а южные племена ассоциировали синий с божественным началом.
![](/upload/setka_images/08403925112021_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
Источник: Kate / textfonts.net
![](/upload/setka_images/08403025112021_b200d8bc76303a5287d3954213dd40d331052ae4.jpg)
Изображение: Zilap Estudio / Behance
Шрифт Mestizo посвящён людям смешанных кровей. В Латинской Америке и Испании термином «местизо» обозначали людей со смешанными корнями европейских и коренных народов Америки.
![](/upload/setka_images/08420725112021_178ae943fb180dbd85da113c997e71d410f43eb6.jpg)
Изображение: Johannes König / Slanted Publishers / Behance
![](/upload/setka_images/08420725112021_acb3891951eada938d821fe8c18ea10c2884033f.jpg)
Изображение: Mapuche / Alina Kazachuk / Behance
![](/upload/setka_images/08415725112021_00ef4ecbef33723c9293d85ddb5e396ecc049496.jpg)
Изображение: Pacari Chocolate / Luísa Gimenez / Behance
Мультикультурные
Работы Виктории Струковской из Беларуси объединяют элементы различных культур. Шрифты Solaris, Runista, Norwolk, Tabu — среди самых популярных, они включены в различные дизайнерские подборки.
![](/upload/setka_images/08430925112021_6ed0b04ccb1af0573cd045b2bd21a60938919582.jpg)
![](/upload/setka_images/08425925112021_d879e3a09b3d33248cfb9e16b5b5b31c5891b3f5.jpg)
![](/upload/setka_images/08435425112021_e4a6a258e4e82dcbfa3d3373701b1ca8f1ffab06.jpg)
Виктория Струковская
Самостоятельно изучила шрифтовой дизайн, занимается созданием шрифтов с 2017 года, сотрудничает с CreativeMarket и другими дизайнерскими магазинами.
Я не планировала становиться дизайнером этнических шрифтов, но однажды в голову пришли две любимые темы: буквы и узоры. Я нарисовала буквы и украсила их стилизованными узорами суккулентов. Так получился первый этнический шрифт Mexico.
![](/upload/setka_images/08440825112021_1b9538555bc8b6bb16a0625a682661edb953ea1c.jpg)
В качестве референсов я одновременно использую узоры из разных частей света и создаю обобщённый образ, чтобы случайно не скопировать элементы какой-то отдельной этнической культуры.
К сожалению, мне пару раз писали представители некоторых этнических групп с претензией о копировании их символов. В этих шрифтах была совершенно простая геометрия — ромбик, круг и линии. Поэтому я перестала использовать в названиях такие слова как tribal, ethnic, заменив их на более нейтральные geometric и decorative. Это, пожалуй, мой главный совет авторам этнических шрифтов: если это не задание от конкретной этнической группы, рисуйте что-то обобщённое, стилизованное, вдохновляйтесь атмосферой и настроением, но придумывайте что-то своё и современное. Это только расширит возможности применения вашего шрифта.
![](/upload/setka_images/08443025112021_5d2552f3c147808bd3c9149b748f69964400c85d.jpg)
Декоративные шрифты хорошо работают в дизайне логотипов или для выделения одного слова, но не для набора текста. Хорошо, когда покупатели это понимают. Мои шрифты можно встретить в брендинге и упаковке крафтовых товаров: хендмейд-куклы, музыкальные альбомы, тематические кафе. Самое необычное применение — это название яхты.
Сейчас Ajoure Folk Art Font — любимый из созданных мною шрифтов. Хотя у каждого из них свои преимущества и нюансы при кажущейся на первый взгляд похожести.
![](/upload/setka_images/08460625112021_7b6ae682f40573d2c3c9364d21893c206fdb58bd.jpg)
![](/upload/setka_images/08460725112021_3a951572a2150028f8727110976985967433bc44.jpg)
Разнообразие этнических шрифтов
Кроме старославянского, индейского и африканского, можно вдохновиться индонезийским, греческим, арабским, китайским и другими стилями.
Например, в Индонезии 17 тысяч островов, где живёт около 300 разных народов и этнических групп. У многих из них свой язык и визуальная культура. Локальные студии и дизайнеры посвящают малым этническим группам свои шрифты.
Кадек Ади Махардика при создании шрифта Matiska Tribal вдохновлялся культурой племён северной части Бали и их мистическими ритуалами. Слово tribal в названии целенаправленно усиливает сакральность шрифта, а корень matis в слове matiska в переводе с индонезийского языка означает «умирать».
![](/upload/setka_images/08464625112021_3b7708faf9e65ed911a092d713c25e363002f0d0.jpg)
Изображение: Creative Media Lab / elements.envato.com
![](/upload/setka_images/08470125112021_1f995b601aba92748690c952130d3d6669d3fcca.jpg)
Изображение: drizy / Faqih / Behance
![](/upload/setka_images/08470125112021_174dab7e39076657c683b5ce7334147bbc186e9b.jpg)
Изображение: drizy / Faqih / Behance
![](/upload/setka_images/08470125112021_f6a03683afb636aed1c2d98a66b99d839599856a.jpg)
Автор: Чайрул Ашар, Джакарта, Индонезия.
Изображение: creativefabrica.com
![](/upload/setka_images/08470025112021_f1dba46f5eb3018402b190ecf8fd0ee8a8f3b6eb.jpg)
Изображение: fontspace.com
![](/upload/setka_images/08470225112021_c276ca8d399eee73a1c079a8558d4d7cc1304846.jpg)
Изображение: justtheskills.com
![](/upload/setka_images/08470125112021_b2d44a98fb0ab389c6e9b7d88859ec7c32c16caa.jpg)
Изображение: M. Harding Penney / Behance
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».