Дизайн
#статьи

Разбираемся в законах композиции за 10 минут

Композиция в искусстве и дизайне — целый раздел науки. Собрали в статье самые важные принципы.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Любая дизайнерская работа, будь то иллюстрация, визуализация или 3D-сцена, начинается с построения композиции. Ещё до начала работы вы должны чётко представлять себе, как будет выглядеть картинка в целом и что в ней будет главным элементом, к чему вы хотите привлечь внимание и какую идею донести. Важно понимать, что композиция — это не только про рисунки, её знание необходимо и дизайнерам UX/UI, и продуктовым дизайнерам в диджитале.

Часто новички полагаются на свой вкус. Но есть ряд правил и законов, которые позволяют сделать работу более гармоничной, сбалансированной, усиливать желаемое впечатление или задавать настроение. Законам композиции посвящены целые учебники: мы выбрали из них самое важное и расскажем основные правила простыми словами.

Разбираем, как работают:


Композиционный центр

Несмотря на слово «центр» в названии, композиционный центр далеко не всегда находится в геометрическом центре плоскости. Такая композиция будет выглядеть скучно. Композиционный центр обычно содержит главное послание, и его выделяют цветом, светлотой, иногда он может находиться вообще в углу. Более того, композиционных центров может быть даже несколько! Очень важно следить, чтобы композиционный центр считывался не только сюжетно, но и графически.

Правила и законы композиции: композиционный центр
При взгляде на эту рекламу очков не возникает никаких сомнений, что на постере дизайнер сделал главным. Второй композиционный центр ― справа, и он также легко считывается
Изображение: KELOPTIC / Éric Esculier / Behance

Связь между объектами

Построение композиции стоит начинать с распределения ролей между изображёнными объектами. Если каждый из них будет притягивать внимание в равной степени, то зритель просто растеряется и не поймёт, на что смотреть первым, и быстро утратит к изображению интерес. Именно поэтому так важно подчеркнуть главный объект и, уже отталкиваясь от него, располагать остальные элементы, пользуясь приёмами привлечения внимания, о которых мы поговорим ниже.

Правила и законы композиции: связь между объектами
Главный объект на этой рекламе — книга в руках фотографа, следующий по значимости — жёлтый лифлет внизу
Изображение: Público / дизайн агентства Nossa

Золотое сечение

О золотом сечении писал ещё Евклид в III веке до нашей эры. Он применял этот принцип для построения правильного «золотого» прямоугольника. Соотношение сторон в этом прямоугольнике — 1 к 1,618. Именно такая пропорция считается наиболее гармоничной для соотношений частей в композиции.

Правила и законы композиции: золотое сечение
В логотипе Toyota использована пропорция золотого сечения
Изображение: Polina Vari для Skillbox Media

На основе этой пропорции строится золотая спираль. Если расположить главные элементы композиции на её линии или же в ключевых точках, изображение будет выглядеть более гармонично — то есть приятно для глаза.

Правила и законы композиции: золотая спираль
При строительстве Парфенона архитекторы взяли в основу золотую спираль
Фото: Wikimedia Commons

Рассказываем в этом материале о золотом сечении подробно — историю, принцип, показываем примеры.

Правило третей

Это правило можно назвать более простой альтернативой золотому сечению. Поскольку тут не нужно вычислять никаких соотношений, а принцип работает безотказно, его используют во многих сферах: в кино, на снимках рекламных кампаний, открытках, фотографиях или в работах художников.

Правила и законы композиции: правило третей
Фотоколлаж сделан с использованием правила третей
Фото: Ironika / Shutterstock

Работает это правило очень просто. Изображение делится линиями на трети по вертикали и по горизонтали. На пересечении этих линий или самих линиях находятся ключевые объекты. Композиция в этом случае получается динамичной, но при этом сбалансированной.

Создавая сложные композиции, очень важно следить за тем, как сочетаются элементы по цвету. Показываем, с чем хорошо сочетаются синий, зелёный, оранжевый и красный цвета.

Рамка

Художники и дизайнеры часто прибегают к этому приёму, располагая на краях изображения обрамляющие ключевой объект элементы. Например, размытые ветки деревьев в случае фотографии, или же показывают объект через раму окна, дверь, ворота. Такой приём позволяет сделать визуализацию более законченной и подчеркнуть её элементы.

Правила и законы композиции: рамка
Работа хедлайнера курса «Рекламная графика» Дмитрия Глазырина: использован эффект рамки из листвы
Изображение: Dmitriy Glazyrin / Mondlicht Studios / Behance

Как работают законы композиции на практике? Показываем на примерах семи работ американского дизайнера Милтона Глейзера.

Управление взглядом

Правильно выстраивая композицию, вы можете заставить зрителя обратить внимание на нужный объект. Чтобы это сделать, продумайте вид и конструкцию дополнительных объектов на картинке, чтобы они отводили взгляд зрителя к объекту. Например, ведущая к хижине дорога, свисающая над путником ветка дерева или указывающая на объект рука помогут сосредоточить внимание на главном.

Правила и законы композиции: управление взглядом
В рекламе кетчупа Heinz кусочки картошки фри подводят взгляд зрителя к бутылке с соусом
Изображение: Mahmoud Alkhawaja / Behance

Ракурс

Смелые и необычные ракурсы всегда привлекают внимание. Но к тому, чтобы создать сцену с необычным ракурсом, нужно подготовиться и посмотреть множество изображений. Иначе результат может выглядеть неестественно или даже уродливо. Но если всё сделано грамотно — изображение произведёт эффект.

Правила и законы композиции: ракурс
Иллюстрация имитирует эффект широкоугольного фотообъектива
Изображение: mexico70 / Behance

Показываем 11 ракурсов, которые можно использовать и для фотографии, и для иллюстрации.

Атмосфера и эмоции

Композиция, ландшафт, цвета могут хорошо подчеркнуть главную эмоцию, заложенную в сюжете. Не просто так нечто позитивное ассоциируется у людей с чистыми и яркими оттенками, а фильмы ужасов — с мрачной атмосферой заброшенных домов и пустынных улиц.

Правила и законы композиции: атмосфера
Работа хедлайнера курса «Рекламная графика» Дмитрия Глазырина, в которой обыгрывается название модели Rolls-Royce Phantom — машина выглядит загадочно и фантомно
Изображение: Western Jack / Dmitriy Glazyrin / Behance

Читайте, как работают различные цвета:

  • Жёлтый: счастье, оптимизм и интернациональность
  • Розовый: сладость, нежность и детство
  • Коричневый: роскошь, стабильность и простодушность
  • Зелёный: экология, свежесть и безопасность
  • Белый: элегантность, лаконичность и доброта
  • Синий: доверие, умиротворение и мужественность
  • Красный: вызов, победа и страсть

Свет и цвет

Вы никогда не обращали внимание на то, что фотографии с красивым закатом нравятся людям гораздо больше других? Всё дело в насыщенности цветов и красивом переходе оттенков. Яркие изображения и сбалансированные переходы чаще всего вызывают позитивные эмоции.

Обилие света и яркие градиенты наполняют заставку презентации Apple радостью

Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель школы Баухаус, который разработал одну из ключевых теорий о цвете. Рассказываем, как она работает и что такое цветовой круг Иттена. Другой наш обзор посвящён книге Иттена «Искусство цвета», где он разбирает оптические эффекты, построенные на цвете.

Динамика и статика

В композиции есть два понятия — динамическая и статическая диагонали. Динамическая идёт от левого угла в правый нижний. Её смысл понятен из её названия — изображение наполняется движением. Статическая диагональ замедляет восприятие, и изображение кажется более застывшим.

Правила и законы композиции: динамика и статика
После ребрендинга 1991 года логотип adidas получил большой заряд динамики за счёт диагоналей и ритма
Изображение: Adidas

За полную же статику отвечает симметрия, поскольку она чаще всего построена относительно вертикальной или горизонтальной оси. Части по обе её стороны похожи, изображение становится предсказуемым.

Правила и законы композиции: динамика и статика
Логотип adidas 1972 года кажется понятным и выглядит статичным за счёт полной симметрии — динамику создают лишь рассекающие его линии
Изображение: Adidas

Ритм

Ритм — яркий приём, задающий тон всей композиции. Регулярный — механически повторяющийся ритм — предсказуем, в нём нет изыска. Гораздо интереснее, если он нарушается. Это привносит элемент неожиданности и делает изображение живым.

Правила и законы композиции: ритм
В логотипе издательства MIT Press регулярный ритм нарушается двумя выступающими линиями, что сразу делает логотип интересным
Изображение: MIT Press

Изображение, которое задействует ритм, построено не только на тёмных областях рисунка, но также активно использует свободные области. Рассказываем в нашей статье, что такое негативное пространство.

Нарушение правил

Мы рассказали об одиннадцати ключевых приёмах в композиции. Но как известно, правила нужны для того, чтобы их нарушать. Поэтому прежде чем переходить к нестандартным решениям, нужно хорошо понимать, что будет нарушено и какого эффекта вы таким образом достигнете.

Если вы хотите разобраться в законах композиции лучше, мы подготовили ещё один очень подробный материал. В нём досконально разбираем динамику, ритм, баланс и рассказываем, какие исследования восприятия проводили учёные.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Читайте также:

Бесплатный курс по графическому дизайну

😺 Создайте первый кейс для портфолио на Behance и узнайте, как зарабатывать на графике для бизнеса.

Узнать больше →
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована