Дизайн
#статьи

UX-дизайнер: как стать и чему учиться

Истории от первого лица: о старте, образовании, где искать первые заказы и почему в начале навыки важнее денег.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Когда вы заходите в интернет-магазин, чтобы купить кроссовки, на сайт банка, чтобы оформить кредитку, или в приложение на смартфоне, чтобы послушать музыку, вы сталкиваетесь с результатом работы UX-дизайнера. Его главная задача ― сделать так, чтобы ваше «общение» с интерфейсом было максимально комфортным. Для этого дизайнеры UX заранее проектируют путь, по которому вы пойдёте, когда откроете сайт или приложение.

А какой путь проходят сами UX-дизайнеры, чтобы достичь успеха в работе? Предлагаем познакомиться с личными историями четырёх дизайнеров UX, которым это удалось.

Зачем это нужно?

  • Вдохновиться на старте и понять, что в начале карьеры навыки важнее денег. Коля Иванов, получив место стажёра в студии, зарабатывал восемь тысяч рублей в месяц, зато теперь он востребованный на рынке специалист, работает в «Райффайзенбанке».
  • Решить, нужно ли получать высшее образование, если хотите стать дизайнером. Даше Прокуда, ведущему UX-дизайнеру «Сбера», дорогу в профессию открыл университет на Урале.
  • Получить совет от дизайнера, который уже стал успешным. Павел Петров, продуктовый дизайнер в банке «Точка», рекомендует браться даже за самую сложную работу. Ему помогли вырасти именно такие задачи, их он решал в нерабочее время. А Юрий Ветров, бренд- и дизайн-директор в «Райффайзенбанке», советует сформулировать для себя профессиональную мечту, которая поможет всегда двигаться вперёд. Для него это — влиять на весь пользовательский опыт в компании.

Как вы стартовали в профессии?

Юрий Ветров

Директор по управлению брендом и цифровым клиентским опытом в «Райффайзенбанке», экс‑директор по дизайну в Mail.ru Group

— Примерно в 1995 году в университете, где работал мой отец, появился интернет. Я сохранял страницы и дома пытался заставить их работать. Так я изучил базовый HTML и начал делать какие-то сайты — рисовал в Photoshop, верстал, а позже стал ещё и программировать на PHP.

К концу 1990-х ― началу 2000-х я стал фрилансить ― разрабатывать и рисовать сайты на заказ. В вузе продолжил набивать руку в этом. А первую зарплату получил в университете отца, где верстал журнал в PageMaker. В 2001 году мы с друзьями запустили музыкальную промогруппу, с которой делали вечеринки. Я целиком разработал для этого сайт: сделал дизайн, вёрстку, написал код и тексты.

В 2003 году вместе с сокурсником Сашей Домотенко я открыл микроагентство «iГород». Как бизнес этот проект получился провальным, но опыт мы получили отличный. В 2004-м я устроился в Red Graphics ― лучшее дизайн-агентство Беларуси. Сначала работал верстальщиком, а позже стал проектировщиком интерфейсов. То же самое случилось на следующем месте работы в EPAM: начинал я как верстальщик, а потом занялся проектированием UI.

Сейчас стать дизайнером гораздо проще, чем это было двадцать лет назад, но в любом случае, как и раньше, надо иметь мечту, фигачить на пути к ней и не бояться экспериментировать. Многие мои карьерные рывки случились благодаря тому, что я верил в какое-то направление и был готов попробовать его, даже если поначалу получал минимальные деньги.


Даша Прокуда

Дизайн-лид в «Сбере», создаёт и развивает инновационные и регулярные способы оплаты

— Я начала работать в 2008 году, когда училась на промышленного дизайнера в УралГАХА. Свободного времени тогда хватало только на то, чтобы поспать, но прожить на стипендию было нереально. Со второго курса я начала работать над дизайном интерьеров, сайтов и мелких графических форм: плакатов, афиш, меню для ресторанов. Заказы мне давали друзья и небольшие компании. Получив диплом, стала разрабатывать мобильные приложения сразу в двух стартапах: один работал в сфере женского здоровья, второй ― в e-commerce.

Мне, наверное, повезло ― везде, где я училась и работала, у меня были старшие товарищи и ментор ― человек, который меня направлял. Я никогда не боялась задавать им вопросы и всегда получала поддержку.

Всем дизайнерам я советую попасть в команду, где есть арт-директор и развита культура менторства. Сейчас я пропагандирую такую культуру среди тех дизайнеров, с которыми работаю: предлагаю им попробовать себя в качестве наставников и искренне считаю, что такой опыт прокачивает обе стороны ― и самого ментора, и тех, кому он помогает.

Также для успешного старта в дизайне важны смелость, честность и упорная работа.


Коля Иванов

Эксперт по дизайну продуктов и сервисов в «Райффайзенбанке», экс-арт-директор в студии AIC

― Когда я учился в институте на робототехника, увлёкся фронтенд-программированием и попал на начальную позицию разработчика в AIC. Там я наблюдал, как работают дизайнеры, и мне нравилось то, что они делают. Я понял, что дизайнер необязательно должен уметь рисовать и ждать какое-то вдохновение.

С каждым днём я всё сильнее хотел уйти из фронтенд-разработки, хотел, чтобы мой продукт тоже видели. Но я ничего не умел и стал перерисовывать сайты, пытаясь создать что-то своё. Тогда же я поучаствовал в конкурсе — нужно было нарисовать аватарку группы для фрилансеров. Из сорока работ мою выбрали лучшей. За победу я получил 500 рублей. Это были мои первые деньги за дизайн.

Позицию дизайнера я впервые получил тоже в AIC: сказал Сергею Попкову, что больше не хочу программировать и либо буду учиться дизайну в его студии, либо уйду туда, где меня научат. Так я стал стажёром в той компании, где уже работал. Я не боялся начинать с нуля и получать восемь тысяч рублей в месяц. Я тогда учился в университете, и мне помогали родители.

Для успешного старта важно найти компанию, где тебя научат крутому дизайну, даже если на первых порах придётся пожертвовать зарплатой и сиюминутными возможностями. Сейчас я востребован на рынке только благодаря тому, что в начале выбрал не деньги, а навыки.


Павел Петров

Продуктовый дизайнер в банке «Точка»

― Я начал работать на фрилансе, когда учился в университете. Заказы не искал, они сами меня находили ― через знакомых.

В то время я занимался айдентикой и упаковкой, а к рисованию сайтов пришёл, когда окончил вуз. Первый заказ на дизайн лендинга получил от человека, с которым мы лежали в одной палате на дневном стационаре. После этого лендоса мы сделали ещё несколько сайтов. Тогда я втянулся и понял, что работать с сайтами мне намного интереснее, и устроился в веб-студию, чтобы набраться опыта.

На старте важнее всего определиться, чем именно тебе нравится заниматься, что заряжает энергией и заставляет увлечься. Чтобы это понять, главное ― не бояться пробовать новое и ответственно подходить к работе.

Нужно ли дизайнеру высшее образование?

Юрий Ветров

— И да, и нет. Я учился на специальности «Искусственный интеллект» в БГУИР. На курсе читали много лекций про когнитивную психологию, переосмысление бизнес-процессов и тому подобное. Это здорово помогло мне сформироваться как проектировщику UI. Но всё, что я знаю про дизайн, накоплено через работу, я много читал и изучал тему самостоятельно.

Уверен, что хорошая образовательная база помогает, но и без неё в профессию приходит много людей, которые достигают успеха.

У меня была мысль пойти в «Британку», чтобы подтянуть теоретическую базу, но работы всегда было выше крыши, и не сложилось. Да и общаясь с разными людьми на эту тему, понял, что с моим опытом большую пользу вряд ли бы получил.


Даша Прокуда

― Звучит очень по-гаррипоттеровски, но я магистр дизайна. Когда выбирала, какое образование получать, кажется, сорвала джекпот, потому что оказалась на самом многопрофильном курсе и получила классную базу для работы с любыми формами дизайна.

К тому же у меня были невероятно крутые преподаватели. Они не только давали хорошие знания, но и постоянно заявляли нас на европейские конкурсы и устраивали воркшопы с крутейшими компаниями, такими как Volkswagen. За успешную учёбу меня отправили в Германию выступать на форуме, где мы с командой заняли первое место.

Я родом из маленького городка и со студенчества обеспечиваю себя сама. Университет не только открыл для меня границы и подарил новые впечатления, но и научил:

  • «учиться» ― почему-то мало кто говорит, что нужно уметь делать это правильно, чтобы быстро усваивать новые знания;
  • справляться с новыми задачами aka трудностями;
  • мыслить как дизайнер, вкладывая в идеи решение задач, проблем и потребностей пользователей;
  • всегда быть смелой и делать то, что любишь: создавать то новое, что, возможно, изменит жизни людей.

Коля Иванов

― У меня нет диплома ― я совсем немного не доучился в институте, потому что работать мне было интереснее. Но я успел получить самое важное, что даёт
вышка, ― умение общаться, договариваться. Я четыре месяца учился в Британке на арт-директора. Такие интенсивы дают возможность «вариться» в комьюнити, узнавать новых людей, прокачивать своё имя.

Считаю, что дизайну нужно учиться на работе, а коммуникативные навыки получать в универе.


Павел Петров

― Я учился на дизайнера в рекламной сфере. Это дало мне базовые знания о графическом дизайне и маркетинге. А сейчас образование помогает мне шире смотреть на работу и лучше понимать потребности как бизнеса, так и клиентов.

Дайте несколько советов, которые помогут в работе

Юрий Ветров

  • Важно иметь профессиональную мечту ― понимать, кем вы хотите стать. Это может быть тип задач, которые хотите решать, роль в компании, работа с какими-то определёнными людьми-ориентирами, запуск чего-то сильного. Мечтая, вы будете постоянно двигать себя вперёд.

    Для меня такая мечта сейчас — влиять на весь пользовательский опыт компании. Только так можно добиться чего-то цельного. Это поможет принести клиентам реальную пользу и сделать что-то, что будет котироваться на глобальном уровне, а не только на местном рынке.
  • Засучить рукава и фигачить, постоянно повышая планку.
  • Учиться и узнавать новое. Это бесконечный процесс, который к тому же постоянно ускоряется. Без этого у вас не будет теоретической и методологической базы, чтобы сделать что-то масштабное и долговечное.

Даша Прокуда

  • Анализируйте свой рост в карьере.
  • Выбирайте для работы не те места, где больше заплатят, а те компании, которые прокачают вас сильнее.
  • Всегда подходите к работе осознанно, так как продукт, который вы создаёте, может повлиять на опыт, жизни людей.
  • Никогда не переставайте учиться новому, копайте в смежные области ― там лежат золотые горы нужных для вас скиллов.

Коля Иванов

  • Ищите крутых дизайнеров, у которых можно учиться. Замечаю, как в AIC ребята прокачиваются за пару лет до такого уровня, что могут собрать любой продукт на рынке. А в некоторых студиях дизайнеры работают по 12 лет и всё это время стоят на месте.
  • Придумывайте такие концепты и решения, которые не укладываются в логику продуктов, уже существующих на рынке. Очень часто на UX-дизайнера сваливается куча ограничений от продактов, разработчиков. В таком режиме вечных дедлайнов очень легко скатиться в рутину и делать минимум — собирать сценарии так, как сказали продакт-менеджер и UX-исследователь. В итоге часто получается посредственный продукт.

    Крутых результатов можно достичь, когда команда мыслит шире, мыслит будущим и не боится ограничений. А дизайнер — тот человек, который может на это влиять.
  • Осознанно выбирайте свой путь в карьере. В профессии UX очень много определённости ― понятно, какие скиллы нужны джунам, какие мидлам, а какие топовым дизайнерам, чтобы быть успешным. Из-за этих рамок UX‑дизайнеры часто теряют свою индивидуальность, развиваются в том направлении, которое им подсказал рынок, и от этого несчастливы.

    Условно: ваша следующая ступенька ― арт-директор. Подумайте в этот переломный момент: «А стоит ли? А нравится ли мне управлять людьми?» Не нравится? Оставайтесь дизайнером и развивайте компетенции в других областях: в 3D, иллюстрации, анимации, UX-исследованиях.

Павел Петров

  • Не бойтесь совершать ошибки. Они подсвечивают точки роста, над которыми следует поработать. Идеально, когда ваши ошибки есть кому заметить, но в любом случае не забывайте сами анализировать результаты своей работы.
  • Работая по найму, лучше откажитесь от фриланса в пользу учёбы. В долгосрочной перспективе учёба даст больший выхлоп.
  • Будьте инициативными. Вы можете внедрить новые идеи, которые сделают работу интереснее и полезнее. Не бойтесь ответственности.

    Как выйти на новый уровень?

    Юрий Ветров

    ― Всё суперпросто:

    • Всегда быть экспертом в своём деле.
    • Приносить пользу бизнесу и пользователям. Это значит помогать компании запускать успешные продукты, которые востребованы людьми.
    • Понимать, что масштабные вещи делают команды, а не герои-одиночки.

    Даша Прокуда

    — Я не открою вам Америку: нужно много работать, не бояться брать на себя ответственность, постоянно анализировать то, в чём вы не такой уж «красавчик», и, выбирая зоны роста, заполнять эти пробелы.

    Если хотите выигрывать в престижных конкурсах, помните: побеждают в них сумасшедшие проекты, в которые вложены идея и душа. Часто это неюзабельные, но креативные вещи. В них дизайнер, используя визуальный и графический языки, транслирует свои мысли и ценности и создаёт тем самым произведение диджитал-искусства.

    У меня есть награда Site of the Day от Awwwards именно за такой проект, который я люблю до сих пор. Мы с командой в свободное от работы время, просто по фану создали новый графический язык для сайта издания «Батенька, да вы трансформер». Я была арт-директором и дизайнером проекта и шрифта, который мы создали специально для этих сумасшедших ребят.


    Коля Иванов

    — Есть несколько путей. Если вы хотите попасть в крутую компанию, помните: для любого бизнеса, который нанимает UX-дизайнера, важны две вещи:

    • Хорошее портфолио. Если вы начинающий дизайнер, делаете лендинги, сайты‑визитки и у вас нет возможности показать себя настоящим продуктовым дизайнером, сделайте портфолио из выдуманных работ. Возьмите сайт компании, в которой хотите работать, и перепроектируйте его.

      Важно, чтобы работодатель понял, как вы мыслите и соответствует ли ход ваших мыслей тем задачам, которые перед ним стоят.
    • Желание работать. Практически в любую компанию можно попасть, если вы покажете, что замотивированы.

    Если вы хотите стать арт-директором, нужно перейти с уровня «Я всё классно могу делать сам» на уровень «Я готов брать ответственность за других».

    Арт-директор — это дизайнер, который включает в свою работу менторство над другими людьми. Ты не просто чему-то их обучаешь, командуешь, но и отвечаешь, если произошёл какой-то факап. Например, если дизайнер не успел что-то нарисовать, то арт-директор в ночи рисует это сам. К такому нужно быть готовым.


    Павел Петров

    — Чтобы выйти на новый уровень, нужно браться за сложную работу. Если вам трудно, значит, вы растёте, но важно осознавать себя в этом процессе и управлять им. Ставьте измеримые цели и делайте конкретные шаги, которые будут вести к результату. Без плана вы рискуете просто погрязнуть в рутине и выгореть.

    Используйте возможности. Они всегда появляются неожиданно и так же неожиданно уходят навсегда. Так что не медлите. Но не забудьте сперва проанализировать, совпадают ли они с вашими целями.

    И самое главное ― будьте упорными. Записались на курс ― пройдите его. Начали новый проект ― доделайте. Именно сложная работа, которую я доводил до конца в нерабочее время, помогла вырасти мне. Большинство людей бросают сложные проекты и учёбу. Доводить дела до конца ― значит, двигаться намного быстрее других. Но да — это и правда бывает очень сложно.

    Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
    Понравилась статья?
    Да

    Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

    Ссылка скопирована