Дизайн
#Мнения

Спроси эксперта: что важно при устройстве на работу?

Директор по продукту Владимир Зимин и дизайн-директор Александр Ковальский рассказали, на что смотрят, кроме портфолио.

Dana Moskvina / Skillbox Media

ВОПРОС ОТ ЧИТАТЕЛЯ:

Что главное для дизайнера при устройстве на работу, кроме портфолио?

Ксения Борисова, Москва

Об экспертах:

Владимир Зимин

эксперт


Делал проекты для МГТС, Touchbank, Microsoft, Viasat, РЖД, «Ростелеком», «МегаФон», S7 и других крупных компаний. Работая в «Альфа-Банке» с 2016-го до 2018 года, стал дизайн-директором, а после небольшого периода в «Яндексе» в феврале 2019-го возглавил департамент дизайна в «Почтатехе». Сейчас работает директором по продуктам в молодом стартапе про ЗОЖ — Selfit. Часто ищет на работу дизайнеров и собеседует их.

Александр Ковальский

эксперт


Основатель и дизайн-директор одного из крупнейших российских дизайн-агентств CreativePeople, созданного в 2003 году. За последние семь лет работы оно получило более 200 российских, а также зарубежных наград, и входит во все ключевые отраслевые рейтинги.


Владимир Зимин

Портфолио

Предлагаю всё-таки начать с портфолио, так как именно по этому артефакту обычно проходит предварительный отбор кандидатов для собеседования. При его подготовке рекомендую обратить особое внимание на качество кейсов, а не их количество. Тут важно всё: и первое впечатление, и внимание к деталям, и глубина проработки, поскольку смотрят дизайн-менеджеры портфолио дизайнеров по-разному:

  • Кто-то просматривает бегло, а внимание уделяет только тем работам, где что-то зацепило. Подумайте, чем цепляет именно ваше портфолио.
  • Кто-то сразу смотрит внимательно всё, что к нему попадает. И поэтому работы в вашем портфолио должны быть «вылизаны». Совершенно точно портят впечатление разные мелочи: орфографические и пунктуационные ошибки, проблемы с отступами, висячие предлоги, плохо обтравленные картинки, «рыбные» тексты, повторяющиеся данные в таблицах, пережатые или слишком разреженные надписи и так далее. В общем, на внимание к деталям в работе дизайнера смотрят даже в 2021 году.
  • Кто-то начинает с описания кейсов или просмотра картинок, поэтому подумайте над подачей. Во-первых, стоит забыть про подачу ради подачи. Все вот эти мокапы смартфонов в изометрии хорошо работают только тогда, когда макеты отличные, но чаще их используют, чтобы скрыть недостатки работы за внешним лоском. Во-вторых, обычно всем плевать, какие шрифты и палитру вы выбрали для проекта. Важно, как это работает друг с другом. В-третьих, расскажите кратко о том, какая задача стояла и как вы её решали. Это действительно интересно. Вообще, подойдёт любой нарратив, который покажет, как вы думаете. Сила дизайнера — в мышлении, а не в рисовании картинок.

Общая же рекомендация: рассматривайте портфолио как продукт, а его сборку — как дизайнерскую задачу.

Рассказ о себе и мотивации

Ещё из формальных признаков хочется отметить два важных пункта, на которые дизайнеры часто забивают:

  • Сопроводительное письмо. Любой дизайн-менеджер уделит вашему портфолио большее внимание, если почувствует вашу мотивацию и интерес к вакансии. Подумайте, чем вам интересна работа в этой компании, и напишите об этом.
  • Краткий рассказ о себе. В анкетах некоторых компаний об этом просят. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас и что сделали на предыдущих местах работы. Сделали, а не делали. Почувствуйте разницу. Не надо писать огромное сочинение — подробнее о себе вы сможете рассказать на собеседовании, а вот заинтересовать нужно быстро и вот «прям щас». В продуктах вы боретесь за внимание пользователей, а тут — за внимание нанимающего менеджера.

Собеседование

С формальной частью плюс-минус разобрались. Дальше — череда собеседований. В разных компаниях эти процессы построены по-разному. Где-то всё может ограничиться одним собеседованием, где-то пятью или даже семью. Об этом можно и нужно спросить HR-специалиста, который будет с вами общаться. Так что тут я соберу советы, которые считаю важными:

  • К собеседованию надо готовиться. Это важная встреча, которая отнимет ваше время и время человека, который будет с вами общаться. Будет классно, если вы со своей стороны приложите максимум усилий, чтобы собеседование прошло как по маслу. Поэтому уточните у эйчара, что вас ждёт, как лучше подготовиться (в этом вопросе нет ничего зазорного) и к каким вопросам стоит быть готовым. Продумайте заранее свои вопросы и подготовьте презентацию о себе (я не про слайды, конечно, а про информацию и подачу). Подумайте, как будете отвечать на дополнительные вопросы.
  • Будьте готовы ответить на вопросы по дизайну. В частности, по вашим кейсам. Почему-то часто дизайнеры закатывают глаза и теряются, когда их спрашивают о том, как они решали ту или иную дизайнерскую задачу. Вас наверняка попросят рассказать о вашем самом кайфовом проекте за последний год. Вас наверняка спросят о том, почему вот в этом кейсе вы приняли вот такое решение, а не другое. Ребята, рассказывать о своей работе — часть вашей работы. : -)
  • А ещё вас наверняка попросят рассказать о том, как вы в целом подходите к решению дизайнерских задач, про вашу методологию. Если вы скажете: «Вот я получаю задачу, а потом сажусь в Figma и рисую», это вряд ли добавит вам очков в глазах нанимателя. Лучше расскажите о том, как думаете и принимаете решения.
  • Делайте упор на том, что вы сделали, а не на том, что делали. Расскажите про результаты и достижения. Поверьте, гораздо круче услышать от вас про сделанный одностраничный сайт, который заметно помог бизнесу, чем про масштабное приложение, которое вы делали, но не довели работу до конца.
  • Помните, что вы так же оцениваете собеседующего, как и он вас. Совершенно нормальная практика почелленджить дизайн-менеджера и позадавать ему неудобные вопросы. Пользуйтесь этим.
  • Будьте собой. : -)

Александр Ковальский

О портфолио

Нужно понимать, что само пртофолио — не настолько важная штука, как о нём часто думают. Иногда задачи в агентстве или клиентской компании сильно могут отличаться от того, чем вы занимались до этого. То есть даже если у вас очень крутые кейсы, они могут быть абсолютно нерелевантны для нового клиента.

Большинство арт-директоров рассматривают портфолио как base line — уровень, ниже которого быть нельзя. Обычно они сначала смотрят на визуал, чтобы оценить скиллы — есть ли в макетах какие-то глупые ошибки, насколько сам кейс собран качественно. Создание кейса — это отдельный жанр, и в нём своя драматургия: как, в какой последовательности и что ты рассказываешь, как это оформлено.

Когда при найме я смотрю на портфолио, я для себя оцениваю — «зачёт» или «незачёт». И если это «зачёт», то тогда мы переходим ко всем остальным важным параметрам у дизайнера. То есть если дизайн плохой, то дальше знакомства не будет. Поэтому собирайте портфолио хорошо — оно будет основанием для коммуникации.

Бэкграунд

Если визуальная часть портфолио — это только порог входа, то за ним следует оценка самых важных критериев. Частенько дизайнеры — особенно те, кто работает в продуктах, в которых просто нету хорошего визуала, — не могут показать какие-нибудь отдельные красивые проекты. И тогда самое важное — описание: какую роль в этом проекте играл дизайнер, какие процессы он может курировать, в каком качестве принимал участие в этом проекте.

Очень часто при найме мы сталкиваемся с тем, что такие моменты совсем никак не расписаны. Это непонятно из портфолио на Behance, это непонятно из портфолио, которое прикладывают к письму. А это самая важная часть — насколько человек понимает, как работать в команде, как создаётся продукт, как он может повлиять на продукт на той позиции, на которую приходит. Соответственно, тут важно показать наработанный опыт. Также важен предыдущий опыт в целом: есть люди, для которых дизайн — вторая, третья, может, четвёртая профессия, и тогда мы смотрим, какой бэкграунд у человека был до этого. Был ли он директором бензоколонки или занимался мыслительным трудом, решив сейчас поменять профессию на что-то связанное с визуализацией, проектированием.

Самопрезентация и собеседование

Если мы рассматриваем какие-то начальные позиции, то, конечно, в первую очередь ждём, что человек может нормально визуализировать. Но на более серьёзных позициях или когда с джуна пытаешься перепрыгнуть на позицию мидла, нужно показывать совсем другие компетенции. И вот этого в портфолио уже не видно, эти скиллы нужно подсвечивать отдельно.

Так что здесь главная рекомендация — сформировать (может, отдельно в Notion) очень понятный и логичный рассказ о себе. Он должен включать в себя пару абзацев о том, кто вы, какой у вас опыт работы. А далее нужно показать каждый ключевой проект, над которым вы работали, и по нему досконально расписать:

  • тип продукта;
  • какая команда над продуктом работала;
  • как именно вы работали над проектом, в том числе был ли это Time and Materials или спринты;
  • какие вы использовали методологии в процессе;
  • менялась ли ваша роль в проекте и как;
  • с какими сложностями вы столкнулись, какие у вас были достижения в этом проекте.

Такой рассказ о двух-трёх-четырёх проектах позволит сформировать картину о том, что вы умеете, какой у вас бэкграунд, оценить визуальную составляющую каждого проекта в контексте.

Следующий этап — личная встреча. Очное собеседование играет большую роль, так как оно позволяет выявить коммуникационные навыки дизайнера: насколько он хорошо говорит, насколько осознанно рассказывает о своей предыдущей работе, насколько понимает свою ценность и роль, как может себя презентовать. Последнее — очень важный критерий: такой софт-скилл, как самопрезентация, позволяет быть эффективным внутри коллектива — убеждать, защищать свои концепции, правильно брифовать, задавать нужные вопросы.

Профессия дизайнера сегодня включает в себя много-много кусочков других профессий: ты должен быть и немножко менеджером, и немножечко аналитиком, и немножко спикером, и немножечко ментором для кого-нибудь, и есть ещё много-много других составляющих, включая технические. И эрудиция дизайнера в каждом из этих направлений сейчас очень высоко ценится.

У вас есть вопросы к экспертам, которые разбираются в разных направлениях дизайна? Присылайте их на почту design.media@skillbox.ru.


Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована