Кто такой флорист и чем он занимается
Думаете, что флорист — просто продавец цветов? Рассказываем, чем на самом деле занимается флорист и какие перспективы открывает эта профессия.
Иллюстрация: cottonbro / Pexels / Freepik / Freepik / kaitlyn chow / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Кто такой флорист?
Это специалист в особой дисциплине, объединяющей предметный дизайн и дизайн пространств, — флористике.
Флорист работает с живыми и искусственными растениями, материалами и предметами декора: собирает цветочные композиции, оформляет цветами помещения и расставляет визуальные акценты.
Работа флориста вообще востребована?
Цветы — это не только букеты к праздникам. Это непременный атрибут каждого важного мероприятия — от регистрации брака в МФЦ до открытия художественной галереи. Профессиональные флористы востребованы так же, как дизайнеры-декораторы и другие специалисты, работающие с эстетическими решениями, украшающими пространства.
Например, поиск на сайте hh.ru выдаёт больше 820 вакансий по запросу «флорист», около 750 вакансий дизайнеров одежды и примерно 550 вакансий по слову «иллюстрация».
Вы читаете эту статью, потому что задумываетесь о карьере флориста? Присмотритесь к этому курсу Skillbox — он подойдёт вам, если вы хотите освоить флористику с нуля.
И что нужно уметь?
Со стороны эта профессия может показаться лёгкой, однако для работы флористу нужны хорошие знания в нескольких областях и умение этими знаниями оперировать.
Вот какие знания и навыки точно потребуются специалисту по флористике:
- колористика и композиция;
- материаловедение — знание физических свойств упаковки и умение работать с тканями, пенопластом, гипсом, металлом, пенополистиролом и разными их формами;
- основы ботаники и садоводства;
- уход за цветами и подбор правильных растений под температуру и влажность воздуха, в которых они будут находиться;
- способность изучать контекст и выбирать адекватные ему визуальные решения;
- креативность, внимание к деталям и аккуратность;
- хорошие навыки коммуникации и презентации;
- качественный клиентский сервис — понимание, как его выстраивать и развивать;
- основы продаж и маркетинга, особенно знание того, как работать с целевой аудиторией.
Гибкие навыки — soft skills — важны не меньше, чем профессиональные. Задача флориста — помочь клиенту сделать выбор и создать продукт, который будет соответствовать ситуации, его желаниям и потребностям. И для этого специалист по флористике должен уметь разговаривать, анализировать и даже сопереживать.
Читайте также:
Какие есть направления во флористике и как в них работают?
Флористика — не единая профессия. Как и в любой другой работе, в ней есть специализации:
- Событийная флористика. Это оформление мероприятий — выставок, форумов, презентаций, клиентских дней, фестивалей, концертов. Для них используют не только срезанные живые цветы, но и искусственные, и растения в кашпо и кадках, и самые разные декоративные материалы — бумагу, вату, фоамиран, сухие травы. Часто для работы в событийной флористике требуется умение соблюдать фирменный стиль и создавать декор, соответствующий брендбуку.
Как правило, для флористов такая работа разовая или проектная. Они работают не в штате компании, а на подряде у агентства, которое организует событие.
- Интерьерная флористика. Чтобы создать уютную обстановку и расслабленное настроение, интерьеры гостиниц, кафе и магазинов декорируют композициями из цветов. Иногда это срезанные цветы, которые заменяют свежими каждый день, — например, в бутиках люксовых марок и в гостиницах высокого уровня. Иногда это букеты из сухих цветов и других природных материалов — как в модных бистро. Но чаще всего — горшечные растения. Задача оформителя — создать такой цветочный декор, который будет выражать и подчёркивать концепцию места.
В этой нише флористы обычно работают с одним клиентом подолгу: делают сезонные украшения, обновляют растения и цветы.
- Свадебная флористика. В этом направлении флорист работает в команде со свадебным организатором: разрабатывает, утверждает и реализует концепцию оформления залов и столов. Но особенный фокус в свадебной флористике всегда на аксессуарах: бутоньерке жениха и букете невесты.
- Дизайн букетов. Составлять букеты для праздников, важных личных событий или просто приятных жестов — это особая специализация. Флорист должен уметь подобрать подходящие случаю сочетания растений. И поскольку чаще всего цветы — это символический жест, в дизайне букета флорист должен передавать определённую идею или эмоции.
Можно поточнее: где именно можно работать флористом?
У флориста есть несколько вариантов работы по специальности. Вот основные:
- Цветочные салоны. Цветы нужны покупателям каждый день, количество цветочных салонов огромно, и в каждый нужен флорист. Его задачи — составлять букеты для покупателей, ухаживать за растениями, работать с кассой и поставщиками.
- Студии дизайна интерьеров и декора. Некоторые студии выполняют интерьерные проекты в формате «абсолютно всё включено»: сдают клиентам помещения с наполнением бытовыми предметами и декором, в частности композициями из цветов, декоративных трав и горшечных растений. Кроме этого, для фотографирования делают сет-дизайн, в котором обязательно используются цветы.
- Event-агентства. В таких фирмах берут крупные заказы на оформление свадебных залов, торжественных мероприятий, выставок. При этом работают не только с живыми растениями — иногда даже со сложными инженерными конструкциями!
- Компании по озеленению территорий. Здесь работают целые команды: дизайнеры, флористы, инженеры, проектировщики. Они выполняют заказы на благоустройство и оформление частных территорий, парков, скверов.
- Фриланс. В рамках подработки можно выполнять разовые заказы к праздникам — например, делать особенные букеты ко Дню святого Валентина. Для такого формата работы можно размещать объявления с предложением своих услуг на «Авито».
Читайте также:
Мне всё нравится! Как научиться?
Освоить профессию и составить привлекательное портфолио вам поможет программа «Флорист PRO». Вы научитесь работать со срезанными и горшечными растениями, создавать букеты и композиции в разных техниках, оформлять мероприятия, работать с поставщиками и клиентами и, что важно, продвигать себя.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!